Генератор переменного тока типа Г290 и его модификации нашли достаточно широкое применение в составе генераторных установок боевых и специальных машин. Например, на современных транспортерах-тягачах МТ-ЛБ устанавливается генератор Г290В, а на бронетранспортерах БТР-80 – два таких генератора и каждый из них работает совместно со своим реле-регулятором.
При номинальном напряжении 28 В генератор Г290В выдает постоянный ток силой 150 А. Масса генератора – 20,5 кг (без шкива)
Согласно рисунку 1, а на экране генератора сзади нанесена маркировка [1]. Для конкретного генератора (рисунок 1, б) она имеет следующий вид: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение модели генератора – Г290В; номинальные напряжение 24 В (28 В) и ток 150 А; обозначение государственного стандарта или конструкторской документации на данное изделие – ГОСТ 3940–71(84); дата изготовления (месяц, год), указанные арабскими цифрами – 01.85 (10.96); номер партии – 0691 (0021); надпись «Сделано в СССР (России)» (для изделий, изготовляемых в России).
а б
а – экран генератора, вид сзади; б – экран генератора с нанесённой маркировкой (товарный знак предприятия-изготовителя – Калужского завода автотракторного электрооборудования)
Рисунок 1 – Маркировка генератора Г290В
Внешний вид генератора Г290В и основные особенности его устройства представлены на рисунке 2.
в г
а – вид Г290В сзади слева; б – экран Г290В сзади; в – щеткодержатель Г290;
г – щеткодержатель Г290В; 1 – винт крепления экрана генератора; 2 – экран генератора Г290В; 3 – защитная лента; 4 – разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора; 5 – вывод «+»; 6 – узел крепления силового провода; 7 – щеткодержатель Г290 в сборе; 8 – вывод обмотки возбуждения «Ш»; 9 – щеткодержатель Г290В в сборе; 10 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 11 – вывод обмотки возбуждения «Ш»
Рисунок 2 – Внешний вид и основные особенности устройства генератора Г290В
Шкив, вентилятор, крышка со стороны привода, катушка возбуждения, ротор, вал ротора, основание щеткодержателя, выпрямительные блоки – отличий от соответствующих конструкционных элементов генератора Г290 не имеют. Крышка со стороны щеткодержателя в сборе отличается тем, что имеет семь отверстий (вместо четырех) для крепления экрана и защитной ленты генератора. Экран генератора вместо трех выводов ШР-25 имеет разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора (рисунок 2, а, б); щеткодержатель имеет два вывода «Ш» (8 и 11) обмотки возбуждения и дополнительный вывод средней точки обмоток фаз генератора 10 (рисунок 2, г).
Вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода) 2 статора генератора представлен также согласно рисунку 3.
1 – выводы фаз обмотки статора; 2 – вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода)
Рисунок 3 – Статор генератора Г290В в сборе
Устройство щеткодержателя генератора Г290 представлено на рисунке 4.
1 – основание щеткодержателя; 2 – крышка щеткодержателя; 3 – болт специальный; 4 – держатель; 5 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 6 – выводы обмотки возбуждения; 7 – щетки
Рисунок 4 – Щеточный узел генератора Г290В
Электрическая схема генераторной установки в составе генератора Г290В и реле-регулятора представлена согласно рисунку 5. Подключение к генератору Г290 реле-регулятора РР361-А подробно рассмотрено в работе [2].
а б
а – для работы с регулятором напряжения РР390-Б; б – для работы с регулятором напряжения РР361-А
Рисунок 5 – Электрическая схема генераторной установки в составе
генератора Г290В и реле-регулятора
Фазы обмотки статора (якоря) генератора Г290В соединены в «звезду». У некоторых автомобильных генераторов переменного тока обмотки статора соединены в «треугольник» [3]. Но следует помнить, что генератор с соединением фазных обмоток статора по схеме «звезда» отдает в бортовую сеть номинальное напряжение при меньшей частоте вращения его ротора, поэтому аккумуляторные батареи машины начинают раньше заряжаться. А это крайне важно при эксплуатации специальных и, особенно, боевых машин.
На МТ-ЛБ генератор Г290В расположен на двигателе ЯМЗ-238ВМ в передней части сверху (поз. 7 рисунка 6). Привод осуществляется ременной передачей от шкива привода компрессора и генератора двигателя [4].
Перед установкой генератора на двигатель необходимо выключить выключатель аккумуляторных батарей.
1 – расширительный бачок системы охлаждения; 2 – компрессор пневмосистемы; 3 – пробка маслоналивной горловины смазочной системы двигателя; 4 – термостатная коробка системы охлаждения двигателя; 5 – соединительный патрубок системы питания воздухом; 6 – топливный насос высокого давления; 7 – генератор; 8 – впускной трубопровод левой головки блока цилиндров; 9 – выпускная труба пускового подогревателя; 10 – масляный фильтр центробежной очистки
Рисунок 6 – Компоновка генератора Г290В на двигателе
Установка генератора, детали его крепления на двигатель и ремни его привода представлены на рисунке 7.
1 – шкив приводной; 2, 3, 8, 10, 17, 18, 19 – гайки; 4 – болт передней опоры генератора; 5 – кронштейн генератора; 6 – ремень приводной; 7 – генератор;
9 – планка; 11 – шкив генератора; 12 – контргайка; 13 – винт регулировочный; 14 – кронштейн натяжного устройства; 15 – ролик натяжной; 16 – болт задней опоры генератора
Рисунок 7 – Установка генератора Г290В на двигатель ЯМЗ-238ВМ машины МТ-ЛБ
Проверка прогиба ремней представлена на рисунке 7. Регулировка привода генератора производится в соответствии с требованиями [3, 4]. Нормально натянутые ремни привода генератора при нажатии на середину каждой правой ветви (рисунок 8) с усилием 40±2 Н (4±0,2 кгс) прогибаются на величину от 10 до15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, то следует отрегулировать их натяжение.
Проверку натяжения ремней производить нажатием руки или с помощью прибора, или устройства для проверки натяжения ремней.
Рисунок 8 – Место проверки прогиба ремней привода генератора (вид из десантного отделения машины при снятой задней панели
ограждения двигателя)
Для проверки и регулировки ремней привода генератора необходимо (рисунок 9):
- снять заднюю панель ограждения двигателя;
- проверить прогиб ремней привода генератора и, если он не соответствует требованиям, провести регулировку в следующем порядке;
- расстопорить гайку 4 оси натяжного ролика;
- отпустить контргайку 2 и винтом регулировочным 1 отрегулировать натяжение до нормы;
- застопорить регулировочный винт 1, завернув до плотного упора контргайку 2 и гайку 4 оси натяжного ролика;
- застопорить гайку 4 оси натяжного ролика шайбой стопорной 3;
- проверить натяжение ремней, установить на место заднюю панель ог-раждения двигателя.
После регулировки следует надежно закрепить ослабленные болты и гайки.
При увеличенной вытяжке хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них. Ремни заменять только в паре из одной группы по длине с разницей не более 2 мм.
1 – винт регулировочный; 2 – контргайка; 3 – шайба стопорная; 4 – гайка оси натяжного ролика
Рисунок 9 – Регулировка натяжения ремней генератора
Детали крепления и ремни привода генератора представлены в соответствии с рисунком 10.
1 – гайка; 2 – шайба разрезная; 3 – планка; 4 – генератор; 5 – шайба; 6 – болт;
7 – втулка резьбовая; 8 – кронштейн; 9 – шпилька; 10 – кронштейн в сборе;
11 – винт натяжной; 12 – шайба стопорная; 13 – пресс-масленка; 14 – устройство натяжное; 15 – ремень приводной; 16 – шкив приводной; 17 – прокладка;
18 – ось натяжного шкива; 19 – кольцо стопорное; 20 – подшипник; 21 – кольцо; 22 – шкив натяжной
Рисунок 10 – Детали крепления и ремни привода генератора
При эксплуатации машины необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее натяжение приводит к преждевременному выходу из строя генератора, а недостаточное натяжение – к выходу из строя аккумуляторных батарей из-за их систематического недозаряда.
Библиографический список
- ГОСТ Р 52230–2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2004-03-01. – М. : Издательство стандартов, 2004.
- Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 21.09.2014).
- Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Рогачёв В.Д. Взаимозаменяемость, применяемость и устройство генератора Г 288Е // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1663 (дата обращения: 21.09.2014).
- Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск: ЧВАИ, 2002. – 400 с.