УДК 316.613

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И УТЕЧКА УМОВ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Китай до определённой степени зависит в подготовке собственных психологов от развитого мира. Эта зависимость порождается и важным значением, которое имеет зарубежная экспертиза, и важностью обучения китайских аспирантов и докторантов за рубежом. Китайские психологи, учившиеся на Западе, играют инструментальную роль в деле распространения психологического знания в Китае. Благодаря им возник сильный экспериментальный акцент в обучении психологов в университетах.

Ключевые слова: китайская, научная, психология, специализация, степень


HUMAN RESOURCES AND BRAIN DRAIN IN MODERN CHINESE PSYCHOLOGY

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
China to a certain extent depends in training its psychologists upon the developed world. This dependence is brought about by both a significant meaning of the abroad expertise, and a significance of the Chinese graduate and doctoral students’ training abroad. The Chinese psychologists who have studied in the Occident play a driving part in spreading the psychological knowledge in China. Due to them a strong experimental emphasis has emerged in training psychologists in universities.

Keywords: Chinese, degree, psychology, scientific, specialization


Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Человеческие ресурсы и утечка умов в современной китайской психологии // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/10/10415 (дата обращения: 14.07.2023).

Научными исследованиями занимаются многие китайские психологи, но, к сожалению, исследования эти не всегда систематичны. Их мотивация направляется стремлением внести вклад в неизученных областях. Однако, данная мотивация заставляет выбирать такие исследовательские темы, которые не обладают общемировым значением, а практическая ценность их весьма ограничена. Соответственно, психологи, получившие образования в Китае, тяготеют к всё более узким областям специализации.
Кто-то возьмётся утверждать, что сотни мелких исследований при их комбинировании образуют глобальную картину. Данная точка зрения является заблуждением, поскольку, согласно ей, психологи, каждый своей узкой тропкой, идут к открытию широкого горизонта психологических и социетальных факторов, предписывающих каждому исследователю всё более сильное сужение специализации. Данный взгляд является также расточительным, поскольку в области психологии, как и во многих прочих научно-исследовательских сферах, увеличение количества научных исследований не обязательно ведёт к лучшему пониманию исследуемой проблематики. Количество исследований отнюдь не означает качественный прогресс в понимании поведения. Истинно важный вклад в понимание поведения внесли те исследователи, которые избегали узкой специализации. Исследователям следует воспользоваться возможностью и адаптировать холистический подход, так сказать, расставив свои сети широко.
Одним из последствий фрагментации психологической дисциплины стала её неспособность эффективно исследовать крупные общественные проблемы, с которыми приходится иметь дело китайскому народу, прежде всего перенаселение, бедность и неграмотность. Сегодня повсеместно обращается внимание на психологическое измерение национального развития. Психологические исследования начинают обращаться к проблематике модернизации, мотивационным аспектам экономического развития, процессам социализации в связи с особенностями национального характера и релевантным вопросам.
Развитие психологии в Китае сильно коррелирует с развитием высшего образования. В тех провинциях и муниципалитетах, в которых высшее образование более развито, существует также относительно развитая психологическая сфера. Например, в Пекине, где отношение людей с высшим образованием на 100 000 человек самое высокое в стране, существует самое большое количество психологов на душу населения.
Научная психология начинается с создания в рамках университетской системы самостоятельных факультетов психологии. Университеты являются основным источником систематической передачи психологических знаний, преимущественно в форме учебных курсов, лекций и публикаций. Педагогические институты и факультеты находятся на переднем крае применения и преподавания психологических знаний. Китайские требования к претенденту на получение степени бакалавра гуманитарных наук практически идентичны требованиям, действующим в США. Но китайским преподавателям психологии приходится тяжелее, по сравнению с коллегами на Западе, ибо зачастую им приходится читать темы, выходящие за рамки их специализации. Кроме того, психология, преподаваемая в Китае, отстаёт от современности и, по сравнению с Западом, менее разработана.
Китай до определённой степени зависит в подготовке собственных психологов от развитого мира. Эта зависимость порождается и важным значением, которое имеет зарубежная экспертиза, и важностью обучения китайских аспирантов и докторантов за рубежом. Китайские психологи, учившиеся на Западе, играют инструментальную роль в деле распространения психологического знания в Китае. Благодаря им возник сильный экспериментальный акцент в обучении психологов в университетах.
Представляет интерес то, что исследователи, которые учились на Западе, в большей степени оказываются готовы подвергнуть сомнению релевантность психологической дисциплины у себя на родине. Китайские психологи, получившие образование за границей, более принципиально оценивают расхождения между реальным поведением китайцев и западными теоретическими построениями. Следует, по-видимому, ожидать того, что личный опыт, приобретённый на повседневном уровне межкультурных контактов, станет той креативной искрой, из которой возгорится пламя самобытных психологических теорий.
Для развития психологии необходимо наличие значительного количества людей, получивших специализированное психологическое образование. В настоящее время в Китае приходится менее двух психологов на один миллион человек. Во всех китайских высших учебных заведениях действуют всего восемь психологических факультетов, при том, что во всех китайских педагогических университетах и в педагогических колледжах читаются курсы по психологии, психологию изучают и проводят научные психологические исследования. Очевидно, что этого далеко недостаточно.
Необходимо усилить подготовку психологов с тем, чтобы создать предложение психологических услуг, соответствующее потребностям социального и экономического развития Китая. Многие психологи в Китае не имеют учёной степени. Весь этот полуквалифицированный персонал следует либо обучать далее, либо заменить квалифицированными психологами.
Научная самодостаточность предполагает достижение такого уровня развития, на котором развитие научной дисциплины можно спокойно доверить отечественным человеческим ресурсам. Психология внесла определённый значительный вклад в подготовку квалифицированных трудовых ресурсов. Без трудовых ресурсов невозможно государственное развитие. Печальная действительность такова, что значительную долю квалифицированных трудовых ресурсов, выпускаемых дорогостоящими элитарными китайскими университетами, переманивают к себе богатые промышленные государства Европы, Северной Америки, Австралия и Япония.
С начала политики открытых дверей в 1978 году, международные академические обмены рекордно возросли. Не менее 210 000 китайских учёных побывали за границей, пожили и поработали не менее, чем в 100 странах мира. Это сыграло важную роль в обеспечении подготовки кадров, повышении образовательного и технологического уровня, сокращении разрыва между Китаем и более развитыми странами. Однако, после завершения обучения, студенты не возвращаются в Китай, а отток квалифицированных кадров представляет серьёзную проблему.
Сегодня в Соединённых Штатах более 40 000 китайских студентов и учёных. Среди этих студентов свыше 80% уже завершили своё обучение, но не возвратились на родину. Возвратились уже состоявшиеся учёные в возрасте сорока-пятидесяти лет, имеющие семьи в Китае. [1] На факультетах психологии Пекинского университета и Пекинского педагогического университета соответственно 50 и 57 студентов отправились обучаться за рубеж и не возвратились, а в Институте психологии Китайской академии наук не возвратились из-за рубежа 29 учёных. Большинство из них – молодые люди, до выезда за рубеж получившие высокий уровень обучения либо практического опыта.
Некоторые из них до выезда уже получили степени магистров (Master) или кандидатов (PhD) наук. Исследования выявили два возрастных пика расцвета таланта у китайцев. [2] Первый пик приходится на возрастной интервал от 24 до 32 лет, а второй пик – на возрастной интервал от 47 до 60 лет. В промежутке лишь малая доля китайских учёных достигают высоких научных достижений – не более одной трети от пиковых величин. Причины уменьшения научных достижений в возрасте от 32 до 47 лет двояки. Во-первых, культурная революция привела к сокращению образованных кадров в возрастной группе от 36 до 47 лет. Во-вторых, учёные в возрасте от 32 до 36 лет уехали за рубеж и не возвратились. Через пять-десять лет, когда учёные из возрастной группы 47 – 60 лет выйдут на пенсию, в Китае станет ощутим дефицит научных талантов.
Китайское правительство прилагает значительные усилия на всех организационных уровнях научно-исследовательских подразделений и учреждений высшего образования к тому, чтобы остановить отток квалифицированных кадров и стимулировать учёных к возвращению в Китай. Учёным, которые возвращаются, обещаны особое финансирование научных исследований, ускоренное продвижение по карьерной лестнице, улучшение жилищных условий. По причине большого несоответствия между притязаниями китайских интеллектуалов и их реальным общественным положением, заработной платой, условиями труда и проживания, предлагаемые меры не возымели эффективности. Однако, остаётся надежда на то, что быстрей рост китайской экономики, общий подъём жизненного стандарта, улучшение условий труда приведут к фактическому решению проблемы утечки умов.
Итак, мы рассмотрели различные аспекты развития психологии в Китае. В большинстве стран развитие психологии происходит по S-образной модели, т. е. на начальном этапе медленно, затем следует период быстрого роста, после которого вновь наступает период медленного развития. [3] В Китае по причине особой политической ситуации в период культурной революции, развитие психологии остановилось на мёртвой точке. В восьмидесятых годах психология снова стала развиваться, наступил новый период её быстрого роста, совпавший с решительным ростом китайской экономики. Брезжат горизонты расцвета китайской психологии.


Библиографический список
  1. Chen S. X. Analysis and Suggested Policies on Chinese Students Studying Abroad // Science and Technology Review, 1992. No. 53. P. 54 – 55.
  2. Hu X. Y., Cao X. Y., Su J. Y., Wu J., Nie C. Investigation on the Gap in China’s Scientific and Technical Talents // Science and Technological Review, 1993. No. 55. P. 30 – 32.
  3. Rosenzweig M. R. Trends in Development and Status of Psychology: An International Perspective // International Journal of Psychology, 1982. No. 17. P. 117 – 140.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: