Двадцать первый век, век компьютерных технологий и новинок. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – социальная сеть.
Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.
Социальная сеть является универсальным средством коммуникации и поиска людей, с её помощью можно всегда находиться на связи, узнавать новости о друзьях. Но проблема состоит в том, что многие становятся зависимы от общения в социальной сети. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные. И даже при осознании зависимости, не удается от нее избавиться.
По данным электронного ресурса «Статистика.ru» только 1 % населения нашей страны вообще не пользуется социальными сетями, 29 % посещают их 2-4 раза в день. При этом 38 % всех пользователей называют своей целью — поиск новых знакомых, 70 % воспринимают социальные сети, как способ связи с друзьями и близкими, только 22 % ищут новые знания. Большинство – 61 %, ведут в сетях исключительно потребительский образ жизни, когда только 22 % делятся своим мнением друг с другом. Возраст основной массы пользователей не превышает 18 летнего возраста.
Возрастная статистика пользователей Facebook
13-17 лет |
18-25 лет |
26-34 лет |
35-44 лет |
45-54 лет |
55-64 лет |
20% |
26% |
26% |
15% |
8% |
5% |
Рисунок 1 -Возрастная статистика пользователей Facebook
Основной проблемой является то, что нет никаких ограничений, какую информацию почерпнут неокрепшие умы с 12 до 18 лет. Любопытство двигатель не только прогресса, одним кликом можно зайти в любую группу, сообщество, которое носит негативный, а порой неадекватный характер. Человек, находящийся в пубертатном периоде многие понятия путает, нет, он конечно представляет, что такое хорошо, а что такое плохо, но подвержен внешнему влиянию, гибок в своих принципах и просто может принять на веру какие-то непроверенные факты. Отсюда негативное влияние социальных сетей на формирование личности.
Каждый подросток, регистрируясь в той или иной социальной сети, преследует свою цель:
- Во время пубертатного периода основополагающим фактором самореализации является расширение круга общения. За счёт того, что социальные сети предоставляют развёрнутую информацию о человеке, выбрать соратника, товарища или единомышленника становится довольно легче чем в реальной жизни.
- возможность показать свои способности, таланты, умения посредством фото или видео;
- наличие в соц. сетях большого количества развлекательного контента, такого как игры и приложения;
- раскрепощенность в общении. за счёт отсутствия личного контакта, подросток чувствует себя непринужденно и раскованно. благодаря снижению уровня ответственности за свои слова, так же привлекает подростка;
- свободный доступ к любой информации, не только на запрещенные темы, но и на темы, о которых подросток не может себе позволить поговорить с родителями.
Несмотря на большое количество отрицательных факторов социальных сетей, мнение о них остается неоднозначным. Положительное влияние:
-самореализация в глазах своих сверстников, одноклассников и друзей;
-большой круг общения, соответственно поддержка;
-благодаря огромному потоку информации подросток получает нужное количество сведений по интересующим вопросам.
Отрицательное влияние:
-зависимость, которая возникает при неудовлетворенности подростка реальностью, отношениями в мире или же своим «я»;
-риск нелегальной деятельности появляется при активном участии подростка в виртуальной жизни.
Нельзя однозначно утверждать о безграничной пользе социальных сетей, как и об их вреде, поэтому можно определить ряд мер, при соблюдении которых отрицательного влияния можно попытаться избежать:
- интерес к деятельности ребенка может сыграть положительную роль для поддержания контакта с ребенком, и никакая виртуальная площадка не сможет заменить такую связь, она сможет только дополнить полноценное понимание сего мира подростком;
- ненавязчивое приобщение к реальному миру. круг реального общения априори должен быть основополагающим, нежели виртуальные друзья;
- исключение тотального контроля. запретный плод всегда сладок, поэтому, не нужно требовать от ребенка полного отчета о его личной жизни.
Социальные сети глубоко вошли в жизнь людей и оказывают на духовно-нравственное воспитание подростка различное влияние от негативного до позитивного. При должном внимании и заботе негативного влияния вполне можно избежать. И только Вам решать, как они будут влиять на Вас и Вашего ребенка. Таким образом, стоит признать, ответственность родителей за взаимодействие подростка и социальных сетей.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Ефимова, И.Ю. Методика обучения родителей контролю за безопасным поведением подростков в сети интернет. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции /. под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В., Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск, 2013. С. 28-46.
- Мовчан, И.Н. Учебный проект «Этические аспекты поведения в сети интернет» как одна из форм противодействия киберэкстремизму в молодежной среде // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом печати, 2014. – 204 с. – С. 128-133.