УДК 629.113

РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС БТР-80

Постников Александр Александрович1, Пархоменко Александр Викторович2, Волков Юрий Иванович3, Гумелёв Василий Юрьевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В представленной статье рассмотрен порядок регулировки схождения колес бронетранспортера БТР-80, периодичность выполнения операции, исполнители работ и применяемый инструмент.

Ключевые слова: ремонтная рота, схождение колес, телескопическая линейка, тяга, управляемые колеса


ADJUSTMENT OF THE CONVERGENCE OF WHEELS OF THE BTR-80

Postnikov Alexander Alexandrovich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Volkov Yuriy Ivanovich3, Gumelev Vasiliy Yuryevich4
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
4Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical sciences

Abstract
The paper presents the procedure for adjustment of the convergence of wheels BTR-80, the frequency of operation, the contractors and use the tool.

Keywords: driven wheels, repair company, rod, telescopic ruler, the convergence of wheels


Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Регулировка схождения колес БТР-80 // Современная техника и технологии. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/02/12195 (дата обращения: 12.07.2023).

На кафедре эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ большое внимание уделялось и продолжает уделяться разработке методических материалов не только по особенностям технического обслуживания бронетранспортера БТР-80, но также по некоторым вопросам, связанным с устройством машины. Ряд материалов был опубликован в качестве статей в различных журналах, в том числе и электронных [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. В некоторых учебных пособиях соавторами являлись курсанты [16, 17, 18, 19 20]. Все перечисленные выше публикации находятся в свободном доступе, так как они сами или сведения о них размещены в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Цель – помочь обучаемым глубже изучить вопросы эксплуатации БТР-80, а выпускникам училища оказать необходимое методическое сопровождение при исполнении служебных обязанностей.

Данная публикация посвящена проверке и регулировке схождения управляемых колес БТР-80, которая является важнейшей операцией технического обслуживания машины, так как именно она (эта операция) обеспечивает управляемость бронетранспортера при движении по суше и на плаву. Кроме того, при неправильном схождении значительно возрастает износ шин управляемых мостов. Схождение колес обязательно следует проверять через каждые 2000 км пробега машины при выполнении очередного технического обслуживания №1 (ТО-1) БТР-80. Если проверка показала, что величина схождения колес не соответствует требованиям технической документации, то ее необходимо отрегулировать.

Что же подразумевается под термином «управляемость машины»? Управляемость – это такое свойство машины, которое характеризует ее способность легко менять направление движения при повороте водителем рулевого колеса, а также способность удерживать заданное направление движение. Управляемость машины во многом определяется схождением и развалом управляемых колес, то есть колес, приводимых в действие рулевым управлением бронетранспортера. Напомним, что у БТР-80 на двух передних мостах, а они, также как и все четыре моста машины, являются ведущими, установлены управляемые колеса.

Схождением колес принято называть угол между заданным направлением движения машины и плоскостью вращения управляемого колеса. В соответствии с рисунком 1 схождение является разностью между измеренными величинами А1 и А2 (рисунок 1).

Причем, если А2 больше А1, то схождение принято называть положительным, но, а если А1 больше А2, то схождение отрицательное.

Рисунок 1 – Управляемые колеса первого или второго моста бронетранспортера БТР-80 при виде сверху

В случае, когда схождение управляемых колес не соответствует установленным техническими условиями параметрам, то ухудшается устойчивость бронетранспортера, его управляемость и значительно повышается износ шин управляемых мостов машины.

Управление бронетранспортером осуществляется поворотом управляемых колес двух передних мостов не только при движении по суше, но и на плаву. На плаву одновременно с управляемыми колесами направления движения БТР-80 задается также поворотом водяных рулей рулевого агрегата и его заслонок.

Соответствующее заданным техническим условиям схождение колес является важнейшим фактором устойчивости бронетранспортера при движении по суше. Схождение управляемых колес БТР-80 определяется разностью двух расстояний. Первое – это расстояние между наружными кромками ободьев колес в их заднем положении и второе – расстояние между кромками ободьев колес в их переднем положении. Расстояния измеряются на уровне высоты центра колес между одними и теми же точками обода. Для этого машина должна проехать вперед на такое расстояние, чтобы помеченные при первом измерении точки кромок ободьев повернулись на 180̊. Если разность отличается от установленной техническим условиям, то схождение требует регулировки.

Проверка и регулировка схождения в воинской части выполняется только специалистами ремонтной роты воинской части.

В пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) воинской части на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин оборудуется пост их технического диагностирования. На посту имеется специальная линейка, предназначенная для проверки схождения управляемых колес и его регулировки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Линейка раздвижная (телескопическая) для проверки величины схождения-развала управляемых колес боевых и специальных колесных машин, а также автомобилей

Отметим, что на величину схождения колес, а также износа шин бронетранспортера оказывает сильное влияние состояние резиновых втулок подвески, наличие люфтов в подшипниках ступиц колесных редукторов и в шкворневых соединениях их поворотных кулаков.

Кроме раздвижной линейки при проверке при регулировке колес используется дополнительно следующий инструмент: ключ гаечный 22×24 мм, ключ кольцевой 17×19 мм, ключ разводной, а также, при необходимости, другое оборудование поста диагностирования.

Перед проверкой схождения колес следует проверить:

- состояние и затяжку резиновых втулок подвески,

- отсутствие люфтов в шкворневых соединениях поворотных кулаков колесных редукторов и в подшипниках ступиц их ведомых шестерен;

- затяжку крепления сошки и маятникового рычага;

- состояние и затяжку соединения конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг (рисунок 3).

Колесные тяги 4 передают усилия от рычагов 7 непосредственно к управляемым колесам. Колесные тяги в своей средней части выполнены с шестигранным сечением, что облегчает их вращение при помощи инструмента для изменения длины, если необходима регулировка схождения колес. Оболочка в виде проволочного каркаса надежно предохраняет от механических повреждений защитные резиновые колпаки шаровых наконечников колесных тяг 14 (рисунок 3)

Наконечники колесных тяг имеют разное (правое и левое) направление резьбы для соединения с тягой и противоположное расположение на них пресс-масленок.

Рисунок 3 – Рулевое управление

Проверку и регулировку схождения управляемых колес следует проводить только на ровной горизонтальной площадке при давлении воздуха в шинах 3 кгс/см2 и в положении колес для движения по прямой [21].

Проверка схождения проводится в указанной ниже последовательности:

- измерить расстояние между кромками ободьев колес (внутренними краями шин) на диаметре около800 ммспереди на высоте 450 мм от поверхности площадки (рисунок 4) и отметить мелом или маркером на каждом колесе место касания штанги раздвижной линейки;

Рисунок 4 – Измерение расстояние между внутренними краями шин спереди бронетранспортера на диаметре около800 мм

- продвинуть после этого машину вперед настолько, чтобы колеса повернулись на 180̊ и метки оказались сзади на той же высоте. Повторно измерить расстояние между отмеченными точками (рисунок 5). Разность между первым замером А1 и вторым замером А2 должна находиться в пределах от 5 до 7 мм, т. е. расстояние между задними точками должно быть больше на 5-7 мм расстояния между передними точками (рисунок 6).

Если разность между замерами не соответствует требуемой величине, то следует провести регулировку схождения колес и установить одинаковое схождение колес управляемых мостов в заданных пределах. С этой целью при регулировке необходимо укоротить все четыре колесные тяги управляемых колес машины на одинаковую величину (в пределах поворота шестигранников на 1,5-2 грани). В этом случае все четыре управляемых колеса сойдутся на углы равной величины.

Рисунок 5 – Повторное измерение расстояние между отмеченными точками на внутренних краях шин после того, как машина была продвинута вперед

Рисунок 6 – Разность между первым замером А1 и вторым замером А2 должна находиться в пределах от 5 до 7 мм

Последовательность регулировки следующая:

- ослабить болты 7 (рисунок 3) наконечников всех четырех колесных тяг обеих передних управляемых мостов и, вращая шестигранники тяг 3, установить все четыре колеса параллельно плоскости продольной оси машины. Проверить точность установки колес в указанное положение с помощью натянутого на уровне осей колес шнура. Все четыре колеса одного борта должны быть параллельны шнуру или же касаться его в двух точках;

- замерить расстояние между внутренними краями шин на диаметре около800 ммспереди на высоте 450 мм (рисунок 4) и отметить мелом или маркером места касания штанги раздвижной линейки для проверки схождения-развала колес;

- продвинуть после этого машину вперед настолько, чтобы колеса повернулись на 180̊ и метки оказались сзади на той же высоте. Повторно замерить расстояние между отмеченными точками (рисунок 5). Разность между замерами А1 (первый) и А2 (второй) должна находиться в пределах от 5 до 7 мм, то есть расстояние измеренное между задними точками после того, как машина была продвинута вперед, должно быть больше на 5-7 мм расстояния между теми же точками, но уже спереди управляемых колес (рисунок 6). Если разность двух проведенных измерений не находится в указанных выше пределах, то следует довернуть колеса, проворачивая соответствующую пару колесных тяг каждого управляемого моста на одинаковую величину.

При проверке схождения колес, которая выполняется с целью самоконтроля по точкам наружных диаметров ободьев колес, разница этих замеров должна быть в пределах от 3,5 до 4,5 мм. После регулировки стяжные болты наконечников тяг необходимо с усилием затянуть и надежно зашплинтовать.

Авторы надеются, что данная публикация будет полезна тем, кто изучает особенности эксплуатации БТР-80, а также должностным, занимающимся практической эксплуатацией этой машины.


Библиографический список
  1. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков– Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23124684
  2. Гумелёв, В.Ю. Ремонт аккумуляторных батарей с общей крышкой [Текст] / В.Ю. Гумелев, А.Г. Картуков, Т.Н. Лебедев // Автомобильная промышленность – 2012. – №12. – С 22-23. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21027315
  3. Картуков А. Г., Гумелёв В. Ю. Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1086–1090. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53220.htm.
  4. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80. // Современная техника и технологии. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 11.02.2017).
  5. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 10.02.2017).
  6. Каpтуков, А. Г. Способ принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80 [Текст] / А.Г. Картуков, В.Ю. Гумелев // Грузовик с приложением. – 2013. – №10. – С 9-10. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21027315
  7. Картуков, А.Г. Аварийный пуск дизеля бронетранспортера БТР-80 [Текст] / А.Г. Картуков, В.Ю. Гумелев // Автомобильная промышленность. – 2013. – №12. – С. 18-19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23395713
  8. Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3360  (дата обращения: 11.02.2017).
  9. Рогачёв В.Д., Гумелёв В.Ю., Писарчук А.В., Постников А.А. Совместная работа генераторных установок бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/02/5543 (дата обращения: 09.02.2017).
  10. Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511  (дата обращения: 09.02.2017).
  11. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А. Краткие сведения об организации и проведении технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7940  (дата обращения: 05.02.2017).
  12. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9953 (дата обращения: 12.02.2017).
  13. Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/09/10494  (дата обращения: 13.02.2017).
  14. Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10670  (дата обращения: 14.02.2017).
  15. Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Проверка работы и последовательность регулировки приводов подачи топлива и остановки дизеля БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/10999  (дата обращения: 09.02.2017).
  16. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24532221
  17. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Русецкий В.В. Классификация стартерных аккумуляторных батарей и маркировка батарей, устанавливаемых на боевой машине десанта БМД-2. // Современная техника и технологии. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1607 (дата обращения: 09.02.2017).
  18. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Установка дублирующего выключателя для стартера дизеля бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1632 (дата обращения: 09.02.2017).
  19. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР-80 при неисправностях системы электростартерного пуска. // Современная техника и технологии. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1683 (дата обращения: 09.02.2017).
  20. Гумелёв В.Ю., Ишкинин Р.Р., Москаленко В.А. Устройство для принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/02/2774 (дата обращения: 12.02.2017).
  21. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: