При разработке транспортных схем с применением комплексов транспортных машин различающихся принципом действия – цикличный и непрерывный, с позиций логистики необходимо во взаимосвязи рассматривать процесс транспортирования. Эффективность работы комплекса обеспечивается за счёт непрерывности процесса транспортирования и применения бункерно-накопительных устройств [ 1 ].
Например в камерных системах разработки калийных рудников применяют комплекс горно-транспортного оборудования, состоящий из комбайна, самоходного вагона, бункера-перегружателя и передвижного перегружателя (см. рис. 1) [ 2 ]. Последний при разгрузке вагона на скребковый конвейер не всегда используется. Комплекс, состоящий только из комбайна и самоходного вагона, применяется крайне редко, в основном, если расстояние доставки мало: при зарубке, проходке ниш, сбоек, коротких выработок и т. п.
Рис.1. Проходческий комплекс в забое при добыче руды
1 – скребковый конвейер; 2 – перегружатель; 3 – самоходный вагон;
4 – бункер-перегружатель; 5 – проходческо-добычной комбайн
Отличительная особенность работы рассматриваемого комплекса – наличие критического расстояния доставки, при превышении которого комбайн начинает простаивать в ожидании вагона, что существенно снижает производительность комплекса. Критическое расстояние доставки может быть получено из сравнения времени работы машин комплекса в течение одного транспортного цикла. Время работы бункера-перегружателя за цикл
Время работы вагона самосвала
B = tз.в + tд + tр.в, (2)
где tз.в – время загрузки вагона, мин; tд = 2L/υ – суммарное время движения груженого и порожнего вагона, мин; L – расстояние доставки, м; υ – эквивалентная скорость движения вагона, м/мин; tр.в – время разгрузки вагона, мин.
Эквивалентная скорость движения вагона

Приме время работы бункера-перегружателя и вагона в период разгрузки равными, поскольку количество выгружаемой руды и способ выгрузки (донным конвейером) одинаковы. Поэтому с точностью, достаточной для расчетов, можно принять tр.п = tр.в = tр. Принимая далееtз.в = tр.п, получим
Если расстояние доставки L таково, что В < А, то вагон простаивает в ожидании окончания загрузки перегружателя комбайном. Если В > А, то простаивает комбайн, успевающий загрузить перегружатель до подхода вагона. Критическое расстояние доставки Lкp достигается при А = В:

С учетом уравнений (4) техническая производительность комплекта (в тоннах в час) при расстоянии транспортирования L < Lкp и L > Lкp соответственно
(6)
Из анализа работы комплекса и выражений (6) следует, что при L < Lкр производительность комплекса наибольшая и не зависит от расстояния доставки L; при L > Lкр производительность комплекса снижается с увеличением L. В общем случае техническая производительность комплекса меньше технической производительности комбайна на величину, определяемую простоем комбайна в период разгрузки бункера-перегружателя в вагон и зависимостью производительности комплекса от расстояния доставки L при L > Lкр.
Сменная производительность комплекса (в тоннах в смену) при заданном расстоянии доставки


Следовательно, сменная производительность комплекcа при L < Lкр и L > Lкр соответственно


Решая систему уравнений (8), относительно грузоподъемности Gбп бункера-перегружателя, получим при L < Lкр и L > Lкр соответственно


Грузоподъемность бункера-перегружателя зависит и от других параметров: сменной производительности комплекса, времени разгрузки самоходного вагона и бункера-перегружателя и определяется:

Анализ формулы (10) показывает, что с увеличением скорости движения самоходного вагона требуемая грузоподъемность бункера-перегружателя снижается. Грузоподъемность бункера-перегружателя прямо пропорциональна времени разгрузки и расстоянию доставки: чем больше время разгрузки и расстояние доставки, тем больше должна быть грузоподъемность бункера-перегружателя.
Рассмотренная методика может быть применена и для других горно-транспортных комплексов применяющихся на открытых и подземных горных работах для определения требуемой производительности машин циклично-непрерывного действия входящих в комплекс или для определения вместимости и расположения накопительных емкостей (бункеров) в комбинированных транспортных схемах.
Библиографический список
- Александров В.И., Коптев В.Ю. Современные схемы транспорта проведения горных выработок Сб. труд. Библиотека горного инженера. Выпуск 1 «Аэрология и безопасность»/сост. Галкин А.Ф. -, М., Изд. Горное дело, ООО «Киммерийский центр», 2013, с.202-211.
- Горно-транспортные машины периодического действия: Учеб. Пособие / Ю.Д. Тарасов, В.Ю. Коптев. СПГГУ. СПб, 2012.