За последние десятилетия количество автомобилей в российских городах существенно увеличилось, при этом их транспортные системы не успевают расширяться с такой же скоростью. Возникает не только проблема с пробками, но и проблема с паркингом. Количество парковочных мест, которое необходимо предусмотреть при строительстве новых объектов в Российской Федерации регулируется СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Указанный свод правил определяет потребность в парковочных местах в зависимости от характеристики объекта – количества одновременных посещений, количества работающих, торговой площади и т.д. К примеру, для объектов торговли площадью более 200 м2 на 100 м2 торговой площади должно на парковке быть предусмотрено 5-7 машино-мест.
Нормативный подход к определению необходимого количества парковочных мест имеет ряд недостатков. Например, в работе [1] указывается, что на потребности в парковочных местах для торговых центров влияют следующие факторы:
- специализация торгового центра (наличие в торговом центре предприятий, притягивающих и задерживающих посетителей на долгое время, например, кинотеатры, рестораны, развлекательные заведения);
- равномерность спроса на посещение торгового центра (рис.1);
- удаленность от жилых районов, путей движения общественного транспорта.
Оценка потребности в парковочных местах требует всестороннего изучения процесса паркирования, который в основном зависит от двух факторов – интенсивности спроса на паркирование и продолжительности парковки.
Рис. 1. Интенсивность использования парковок
Автомобильную парковку можно рассматривать как систему, удовлетворяющую спрос на паркирование транспортных средств и располагающая ограниченными возможностями удовлетворения этого спроса [2, 3]. Поэтому можно рассматривать процесс паркирования как систему массового обслуживания, где одно место для стоянки автомобиля является каналом обслуживания, а поступающие на стоянку автомобили будут входящим потоком требований. Рассматривая парковку как систему массового обслуживания можно дать количественную оценку ее функционирования.
Предельные вероятности всех состояний парковки в зависимости от количества парковочных мест, интенсивность спроса и продолжительности паркирования выразим при помощи формулы Эрланга. Вероятность того, что обслуживанием заняты k каналов [4]:
, (1)
где l – плотность потока заявок (интенсивность спроса на паркирование); n – число каналов (число мест для стоянки); k – количество свободных каналов; m=1/t – интенсивность потока обслуживания; t – среднее время обслуживания требования в системе (продолжительность паркирования).
Чаще всего, вместо отношения l/m используется понятие приведенной интенсивности потока заявок r, представляющей собой число заявок поступающих за среднее время обслуживания одной заявки:
. (2)
Частными случаем формулы (1) является вероятность P0 того, что все обслуживающие каналы свободны:
; (3)
Зная вероятности P0, P1, P2, … , Pn можно найти характеристики эффективности функционирования парковки – абсолютную A пропускную способность, среднее число автомобилей на парковке и вероятность отказа в обслуживании Pотк.
Вероятность отказа в обслуживании вновь поступившего требования (отсутствия свободного места на парковке):
. (4)
Пропускная способность парковки:
. (5)
Среднее число свободных мест на парковке (число свободных каналов):
. (6)
Среднее число автомобилей на парковке (число занятых обслуживанием каналов):
. (7)
Коэффициент использования парковки:
. (8)
Использование зависимостей (1-8) для оценки функционирования парковок, имеющих вместимость свыше 100 машино-мест, связано с проблемой при вычислении факториалов больших чисел. В этом случае парковочное пространство можно разделить на m сегментов, функционирующих параллельно. Примем допущение о равномерном распределении спроса на паркирование d между сегментами:
; (9)
Формулы (2- 4) примут вид:
. (10)
. (11)
Используя теорему сложения вероятностей [5] определим вероятность отказа в обслуживании следующим образом:
, (12)
или при равной вероятности отказа в обслуживании во всех сегментах:
. (13)
Проведение оценки функционирования парковки требует знания интенсивности прибытия автомобилей на парковку и средней продолжительности паркирования. Если интенсивность прибытия является входом систем исследуемой системы и определяется различными внешними факторами, то средняя продолжительность паркирования является внутренней характеристикой системы массового обслуживания. Для оценки указанного параметра проведены натурные обследования на парковке торгового центра «Суворовский» в г. Пенза. Исследование заключалось в записи номерных знаков припаркованных автомобилей каждые 15 мин. Плотность вероятности распределения времени паркирования приведена на рис. 2. Среднее значение времени паркирования составило 53,39 мин. (0,8932 ч.)
Рис. 2 Плотность вероятности распределения времени паркирования в районе торгового центра «Суворовский» в г. Пенза
Рассмотрим использование предложенного метода на примере анализа функционирования парковки при торговом центре вместимостью 500 машино-мест и интенсивности спроса на паркирование 600 авт/ч. Разделим парковочное пространство на m=5 сегментов вместимостью n=100 машино-мест. Расчет приведен в табличной форме (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты расчета параметров функционирования парковки
Параметр |
Формула для вычислений |
Значение |
Спрос на паркирование для отдельного сегмента lm |
|
120 |
Приведенная интенсивность потока заявок rm |
|
107,18 |
Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны, ![]() |
|
1,22.10-46 |
Вероятность отказа в обслуживании во всех сегментах парковки Pотк |
|
0,0044 |
Среднее число свободных мест на парковке |
|
31,48 |
Среднее количество автомобилей на парковке |
|
463,68 |
Коэффициент использования парковки |
|
0,927 |
Как видим, парковка вместимостью 500 машино-мест удовлетворяет спрос на паркирование интенсивностью 600 авт/ч, при этом вероятность отсутствия свободного места на парковке менее 1%, а имеющиеся места для парковки используются на 92,7%.
Использование математического аппарата теории массового обслуживания позволяет выполнить анализ эффективности функционирования парковок с учетом интенсивности спроса на паркирование и среднего времени нахождения на парковке. Для полноценного использования возможностей данного подхода в практике проектирования необходимо выполнение дополнительных исследований для выявления зависимостей интенсивности спроса на паркирование и времени нахождения на парковке для различных объектов.
Библиографический список
- К.Канаян Проектирование магазинов и торговых центров / К.Канаян, Р.Канаян, А.Канаян – М.: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2005 – 424 с
- Шештокас В. В. Гаражи и стоянки: Учеб. пособие для вузов / В. В. Шештокас, В. П. Адомавичюс, П. В. Юшкявичюс – М.: Стройиздат, 1984- 214 с.
- Шештокас В. В. Город и транспорт. – М.: Стройиздат, 1984. – 176 с.
- Партыка Т.Л. Математические методы: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 464 с.
- Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории вероятностей – М.: Радио и Связь, 1983. – 416 с.