С развитием техники значительно возросло воздействие человека на окружающую среду, что повлияло на требования к надёжности и долговечности ДВС, а это в свою очередь вызвало ужесточение требований к качеству моторных топлив [5, 6].
Основными причинами ухудшения качества топлив являются процессы, связанные с воздействием окружающей среды, что оказывает значительное влияние как на токсичность и экономичность двигателей, так и их надёжность и долговечность. Причём токсичность отработавших газов является определяющим фактором как технического состояния ДВС, так и состояния окружающей среды [7].
ДВС играют существенную роль в загрязнении окружающей среды. Воздействие технических средств, оснащенных ДВС на окружающую среду весьма разнообразно: материальные загрязнения (газообразные, жидкие и твёрдые), энергетические (шум, вибрация, тепловое и электромагнитные излучения). Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна Земли вредными выбросами, которые могут находиться в газообразной, жидкой и твёрдой фазах. Так, например, доля автомобильного транспорта в выбросе вредных веществ составляет в США – 60,5%, в Англии – 33,5%, во Франции – 32%, а в России более 80%. Эти выбросы сокращают урожайность до 25% и снижают качество сельскохозяйственных культур (картофеля, подсолнуха, зерновых), приводят к серьёзным заболеваниям сельскохозяйственных животных и человека [3]. Поэтому снижение токсичности их отработавших газов (ОГ) является важнейшей задачей, которая может быть выполнена как за счёт усовершенствования рабочего процесса ДВС, так и за счёт улучшения качества топлива [9].
Наиболее значимым показателем качества топлива является содержание механических примесей и воды.
Загрязнения, содержащиеся в топливах, оказывают существенное влияние на рабочий процесс основных систем двигателей и их узлов, использующих топливо как рабочую жидкость. В результате износа выше перечисленных узлов у ДВС изменяются его регулировочные параметры, что приводит к нарушению процесса горения и как следствие повышается токсичность ОГ и снижается экономичность ДВС [8].
Таким образом, снизить токсичность ОГ и повысить экономичность ДВС можно за счёт повышения качества топлива, а именно, за счёт снижения содержания в нём загрязнений.
Известно, что улучшить показатели качества топлива можно, воздействуя на него электромагнитным полем [1].
Одновременная очистка и обработка топлива электромагнитным полем заметно повышает как экономическую, так и экологическую эффективность автотракторного двигателя [4, 9, 10]. Для её определения необходим показатель, который должен учитывать, как расход эксплуатационных материалов, так и количество ОГ и их токсичность. Таким показателем может быть приведенный удельный выброс вредных веществ, определяемый на единицу выполненной работы [2]. В условиях сельскохозяйственного производства он может быть выражен через м3/га, м3/кгизр. топл., м3/т×км(км) или усл. г/га, усл. г/кгизр. топл., усл. г/т×км(км). Смысл этого показателя сводится к тому, что выбросы отдельных компонентов ОГ приводятся к одному (условному) веществу (чаще всего СО) с учётом относительной агрессивности его компонентов. Приведённый удельный выброс двигателя можно определить по следующей зависимости:
, усл. г/кгизр. топл., (1)
где: – приведённый удельный выброс iго компонента, усл. г/кгизр. топл.;
– показатель относительной агрессивности iго компонента, усл. г/г;
АСО=1 усл. г/г, АСН=3,16 усл. г/г, АSO2 =22 усл. г/г, ANOX =41,1 усл. г/г, APb=22400 усл. г/г, ACб=300 усл. г/г (неэтилированный бензин) и ACд=200 усл. г/г (дизтопливо);
– удельный выброс iго компонента ОГ, г/ кгизр.топл..
Использование приведенных выбросов позволяет не только оценить токсичность двигателя, но и определить влияние отдельных компонентов ОГ на неё [2, 11]. Так доля iго компонента в общей токсичности ОГ определится:
. (2)
Ущерб от токсичных выбросов в атмосферу можно рассчитать по формуле, руб./км (руб./кг):
(3)
где – нормативная константа, переводящая условную оценку выбросов в денежную,
;
– показатели опасности загрязнения атмосферы над различными территориями (для жилых районов городов с преимущественно высотной застройкой, включая улицы, магистрали, парки,
=4);
Таблица 1. Результаты расчёта экологического ущерба ДВС
№ п/п |
Выбросы и ущерб |
Действующие стандарты |
Евро-2 |
1 |
Автомобили с полной массой менее 3,5 т с бензиновым двигателем: приведённый выброс, г/км г/кг ущерб, руб/км руб/кг |
114 1900 0,0696 1,16 |
12,4 206,7 0,00757 0,126 |
2 |
Автомобили с полной массой более 3,5 т с дизельным двигателем: приведённый выброс, г/км г/кг ущерб, руб/км руб/кг |
874 3975 0,533 2,42 |
325 1478 0,198 0,901 |
– поправка, учитывающая характер рассеивания примесей в атмосфере (для транспорта,
=10);
– приведённая к оксиду углерода масса выбросов вредных веществ, усл. г/км (усл. г/кг), определяемая по формуле (1).
Результаты расчёта по данной методике приведены в таблице 1.
Из проведённых расчётов можно сделать следующий вывод, что токсичность ОГ при использовании топлива улучшенного качества снизилась в 9,2 раза для автомобилей до 3,5 т, а для автомобилей более 3,5 т с дизельными двигателями – в 2,7 раза по сравнению с действующими стандартами.
Подводя итог к выше изложенному можно сделать следующие выводы:
1. Качество применяемого топлива оказывает значительное влияние как на надёжность работы ДВС, так и на токсичность его ОГ.
2. Повысить качество топлива можно, обеспечив его чистоту и оптимальные свойства путём его электромагнитной обработки.
3. В результате расчёта экологического ущерба ДВС была применена методика ГНЦ РФ НАМИ, которая может быть вполне применима для определения экологического ущерба тракторов и самоходных машин.
Библиографический список
- Аюгин П. Н. Пути интенсификации смесеобразования в двигателях с искровым зажиганием /П. Н. Аюгин, А. П. Кожевников, А. Е. Абрамов, Д. В. Варнаков /Материалы Всероссийской научно-производственной конференции «Инновационные технологии в аграрном образовании, науке и АПК России». Часть 3, 13-15 мая 2003 года – Ульяновск, ГСХА, 2003, c. 180-182.
- Кутенёв В. Ф. Научно-технические проблемы улучшения экологических показателей автотранспорта /В. Ф. Кутенёв, В. А. Звонов, Г. С. Корнилов. – //Автомобильная промышленность, 1998, №11 – с.7…11.
- Марков В. А. Токсичность отработавших газов дизелей /В. А. Марков, Р. М. Башитов, И. И. Габитов. – М.: изд-во МУТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. – 376 с., ил.
- Абрамов А.Е. Исследование влияния параметров электрического поля на эффективность процесса очистки дизельного топлива // Современная техника и технологии. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2011/10/52 (дата обращения: 28.12.2014).
- Метод оценки качества топлив при подготовке к сгоранию на мобильных энергетических средствах/А.С. Кадушкин , А.О. Кошкина , А.Е. Абрамов // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1558 (дата обращения: 28.12.2014).
- Совеpшенствование опеpативного контpоля качества топлива двигателей / В.В.Варнаков, А.Е. Абрамов А.Е., Д.В.Варнаков, Е.В.Ботоногов //Ремонт, восстановление, модернизация. 2007. №6. С. 12-17.
- Качество прессового соединения, полученного объемным электромеханическим дорнованием бронзовых втулок в замкнутом объеме / А.В. Морозов., А.Е. Абрамов, А.В. Байгулов //Научное обозрение. 2013. № 1. С. 91-96.
- Абрамов А.Е. Теоретическое обоснование электрической очистки дизельного топлива на мобильных энергетических машинах сельскохозяйственного назначения //Труды международной научно-технической конференции Энергообеспечение и энергосбережение в сельском хозяйстве. 2010. Т. 2. С. 277-283.
- Пат. 2297548, Российская Федерация, МПК7 F02M37/22,B01D29/11 Устройство для очистки топлива /Абрамов А.Е.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия” – 2005125999/06, заявл. 15.08.2005; опубл. 20.04.2007, Бюл. №11.
- Пат. 2255244, Российская Федерация, МПК7 F 02M 27/04 A, 7F 02M 31/00 B, 7F 02M 37/22 B Способ электромагнитной очистки и обработки топлива / Кожевников А.П., Аюгин П.Н., Абрамов А.Е., Варнаков Д.В.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия” – 2005125999/06, заявл. 26.05.2003; опубл. 27.06.2005, Бюл. №18.
- Пат. 2320983, Российская Федерация, МПК7 G 01 N 27 04,G 01 N 27 22 Способ и система контроля качества топлива /Абрамов А.Е., Варнаков В.В., Варнаков Д.В.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия” – 2005106489/28, заявл. 09.03.2005; опубл. 20.04.2007, Бюл. №11.