Известны два типа навесных погрузочных манипуляторов.
Наиболее распространен механизм (рис. 1.), который представляет собой два силовых гидроцилиндра, соединенных между собой и с грузоподьемной стрелой. Работает механизм за счет изменения длины гидроцилиндров. Соотношения длины звеньев такого механизма определяет его рабочую зону, в которой он работает устойчиво. Зоной устойчивости следует считать такую область пространства, перемещение груза в которую и возвращение его в исходное положение, возможно.
Известно /1/, что стержневая система становится геометрически изменяемой, если все стержни будут находиться в одной плоскости. Однако ещё до наступления геометрической изменяемости усилия в звеньях от действия силы веса перемещаемого груза могут достигать таких значений, при которых становится не возможным возвращение системы в первоначальное положение ввиду ограниченных возможностей гидравлической схемы. Более того, при развороте стрелы по горизонту возникает положение, при котором усилие в одном из гидроцилиндров меняет знак. Смена знака усилия приводит к тому, что система становится неуправляемой. Следовательно, именно это положение механизма следует считать граничным с точки зрения сохранения устойчивой работы.
Выберем систему координат следующим образом (рис.1.): плоскость zox проведём вертикально через точки М1 и М2; плоскость zoу – вертикально через точку М1 и начало координат.
Положение точки М2 определяется длинами звеньев r1 , r2 ,r3 , которые можно выразить в аналитической форме в виде следующих зависимостей /2/:



где координаты точек Мi..
то:
.gif)

Вертикальная плоскость Р1, проходящая через точки М1 и М2 будет изменять своё положение в зависимости от положения точки М2. Так как эта плоскость параллельна оси oz, то её уравнение при условии бесконечно малого приращения координаты имеет вид:
А1х+В1у+Д1=0 (1.2.)
Для точек М1 и М2 можно записать:
Определим значение коэффициентов из (1.3.), тогда уравнение плоскости Р1 с учётом координат точек М1 и М2 примет вид:
.gif)
Рассуждая аналогично, и учитывая, что , получим уравнение плоскости Р2 с учётом координат точек М1 и М2:

Двугранный угол между плоскостями Р1 и Р2 , есть предельно возможный угол поворота механизма, при котором обеспечивается его устойчивая работа. Этот угол определится по выражению:
.gif)
Учитывая уравнения (1.4) и (1.5) и принимая во внимание, что С1=С2 =0, получим:
.gif)
Анализ выражения (1.7) показывает, что при y1 0, Cos 0, а 1,57 рад, причём наличие в выражении (1.8) линейного члена у1 говорит о том, что возможно получение отрицательного значения Cos, а значит угол может превышать значение 1,57 рад.
На рис. 2 представлена зависимость допустимого угла поворота стрелы, по условию устойчивой работы механизма, от расстояния между нижними опорами гидроцилиндров , и взаимного расположения точки крепления стрелы М1 и нижних опор гидроцилиндров М3 и М4. Можно отметить, что угол может превышать значение 1,57 рад. и асимптотически стремиться к 3,14 рад., причём, если до значения 1,57 рад., большее значение угла достигается при большем значении
, то при 1,57 рад. картина изменяется и большее значение угла соответствует меньшему значению
.
Таким образом, если заданы значения угла поворота и соответствующие длины звеньев, то основными параметрами, определяющими устойчивость трёхгранной пирамиды будет положение точки М1 в плоскости zoy и расстояние между нижними опорами гидроцилиндров (точки М3 и М 4). Определить положения этих точек можно решив систему уравнений, образованную из выражений (1.1) и (1.7):
(1.8)
.gif)
На основании проведённых исследований устойчивости трёхгранной пирамиды были предложены технические решения на уровне изобретения/3,4/, обеспечивающие безопасность работы при значительном расширение рабочей зоны.
Библиографический список
- Потемкин А.П. Устойчивость работы погрузочного манипулятора. Сб. научных трудов Волгоградского СХИ, 1960, т.74, с. 77-79.
- Корк Г., Корк Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1984, 831 с.
- а.с. № 1090593 Манипулятор для проведения грузовых работ. Бюл. № 17, 07.05.84г.
- а.с. № 1298186 Навесное грузозахватное оборудование к погрузчику. Бюл. № 11, 23.03.87г.