УДК 004

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ВЕБ-ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Шакирова Зульфия Ханифовна
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является формирование электронного портфолио обучающегося. В статье описываются цели внедрения веб-системы для размещения, хранения и оценки работ и достижений студентов, функционал, которым веб-портфолио может обладать, а также возможности, которые открываются перед студентами при использовании данной среды.

Ключевые слова: веб-портфолио, образовательный процесс, электронное портфолио обучающегося


THE NEED FOR THE INTRODUCTION OF THE WEB PORTFOLIO TO THE EDUCATIONAL PROCESS

Shakirova Zulfiya Khanifovna
Kazan national research technological university

Abstract
One of the requirements of the federal state educational standard is the compilation of an electronic portfolio for students. This article describes the objectives of implementing the web-based system for locating, storing and evaluation of student works and achievements, the functional of web-portfolio, and opportunities for students using this system.

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Необходимость внедрения веб-портфолио в образовательный процесс // Современная техника и технологии. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/01/9342 (дата обращения: 14.07.2023).

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к условиям реализации программ магистратуры и бакалавриата является обеспечение студентов электронной информационно-образовательной средой.

Данная среда кроме доступа к учебным документам, фиксации хода образовательного процесса, проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения с применением электронного обучения и взаимодействия между участниками образовательного процесса, также должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося.

Согласно стандарту система должна иметь возможности сохранения работ студентов, рецензий на какие-либо труды обучающихся и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. [1]

Электронное портфолио студента – это совокупность студенческих работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков, либо в виде web-сайта. [2]

В данной статье рассматривается второй способ организации портфолио студентов: как часть информационно-образовательной среды – веб-портфолио.

Для учебной организации основными целями внедрения веб-портфолио являются:

  • накопление и хранение всех достижений студентов в системе в электронном виде;
  • отказ от бумажных ксерокопий грамот, дипломов и других документов студентов;
  • анализ эффективности учебного процесса;
  • демонстрация компетенций и динамики развития каждого студента;
  • упрощение процесса выбора победителей стипендиальных программ, грантов.

Для студентов веб-портфолио – это инструмент, который:

  • способствует профессиональному, личностному и творческому росту обучающегося;
  • демонстрирует динамику развития;
  • формирует у студента навыки самоорганизации, самоконтроля;
  • способствует самооценке собственных достижений, развития;
  • усиливает мотивацию к образовательным достижениям;
  • помогает определить будущую профессиональную сферу путём анализа своих достижений и способностей;
  • содействует приобретению опыта в общении и деловой конкуренции [3];

Главная ценность веб-портфолио и его главная отличительная особенность от других видов состоит в том, что его использование позволяет рассмотреть компетенции студента всесторонне, за длинный промежуток времени. Сегодня информационные системы способны продемонстрировать студенту весь путь его развития при помощи графики, диаграмм, анимации.

Электронная информационно-образовательная среда, или по-другому smart система, должна обеспечивать непрерывный удалённый доступ к ресурсам студентов с любых устройств, имеющим выход в Интернет. [4]

Поэтому веб-система размещения портфолио студентов, как и вся образовательная среда, должна располагаться в сети при помощи облачных технологий.

Также при разработке подобной среды необходимо учесть, что важно создать систему, которая будет ориентироваться на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения. То есть при завершении образовательного процесса бывший студент не потеряет доступ к своим достижениям и сможет их использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кроме того у учебного заведения должна быть возможность настройки функционала веб-портфолио. Например, информационная среда может включать такие инструменты как:

  • разграничение доступа к разделам портфолио;
  • автоматическая генерация списка компетенций студента по мере их усвоения в информационно-образовательной среде;
  • автоматическая подгрузка работ из информационно-образовательной среды (рефератов, курсовых работ, проектов) в веб-портфолио;
  • возможность оценивания достижений преподавателем;
  • просмотр портфолио другими студентами для осуществления сравнительного анализа;
  • демонстрация развития студента при помощи графиков, диаграмм;
  • комментирование и обсуждение достижений;
  • возможность рецензировании трудов;
  • возможность прикрепления медиа-файлов;
  • экспорт достижений в разные форматы.

Также для системы будет преимуществом, если достижения можно будет разделить по уровням. Например, разделение на международный, российский, городской, вузовский уровни. Понятно, что международная олимпиада будет иметь преимущество перед вузовским мероприятием. И победа в какой-либо деятельности будет иметь больше приоритета, чем просто участие.

Создание веб-портфолио должна происходить при помощи объединения усилий:

  • студентов, которые будут пользоваться данной системой и заполнять контент;
  • преподавателей, отвечающих за оценочную деятельность достижений;
  • специалистов, разрабатывающих систему.

Лучше всего, если разработка системы будет осуществляться специалистами университета, которые сами являются участниками учебного процесса и знакомы с содержанием образовательных стандартов.

На данный момент большинство университетов внедрили информационно-образовательные системы с возможностью ведения портфолио студентов. Некоторые ВУЗы работают со сторонними системами. Например, учебное заведение может использовать сервис 4portfolio.ru или Moodle. Другие высшие образовательные учреждения предпочитают пользоваться своими разработками.

Собственные веб-системы, конечно же, будут наиболее верным решением. Ведь каждое учебное заведение ставит разные цели для своих студентов и их достижений. Кроме того, администрация ВУЗа и обучающиеся не всегда согласны к размещению своих работ и идей на сторонних сервисах. Здесь поднимается вопрос безопасности и конфиденциальности данных.  Также у учебных заведений могут различаться взгляды о том, какая должна быть структура портфолио, необходимо ли подтверждать, оценивать и контролировать достижения обучающихся, стоит ли ограничивать доступ к работам студентов, стоит ли разделять достижения по уровням и другие. Среда может не обеспечить весь необходимый ВУЗу функционал. К тому же хорошие сторонние сервисы часто бывают не бесплатными. Но стоит отметить, что разработка собственных систем также приведёт к некоторым расходам: сервер, хостинг, администратор портала, переводчик при необходимости. Также важно понимать, что разработка системы требует квалифицированных специалистов в области программирования, психологии и педагогики одновременно. Кроме того, важно решить проблему с возможностью ведения непрерывного портфолио. Будут ли студенты иметь доступ к своим работам после окончания университета?

Ещё одной проблемой ведения портфолио является низкая заинтересованность студентов. В основном, данный сервис будет пользоваться спросом у студентов-стипендиатов, для которых каждое достижение – это дополнительные баллы при соискании стипендии. Для остальных студентов необходима другая мотивация. Например, обязательное условие защиты выпускной квалификационной работы – наличие портфолио за все года обучения.

Внедрение веб-портфолио – довольно длительный и сложный процесс. Необходимо решить множество проблем. Но следует понимать, что портфолио является важным инструментом саморазвития и самооценки для студента, способствует профессиональному, личностному и творческому росту обучающегося, демонстрирует динамику его развития.

Веб-портфолио может стать незаменимым помощником при выборе карьерного пути, может рассматриваться как весомый фактор при устройстве на работу.


Библиографический список
  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 №1402 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 №35027). – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172004 (дата обращения: 26.01.2016)
  2. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство / В.Ю. Переверзев, С.А. Синельников // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №1. – С. 71-73.
  3. Панюкова, С.В. Создание веб-портфолио студента: Методические рекомендации: учеб. пособие / С.В. Панюкова,  А.М. Гостин, Г. Кулиева // Рязань.: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2013
  4. Шакирова, З.Х. Smart образование в магистратуре [Электронный ресурс] / З.Х. Шакирова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43144. – (Дата обращения: 26.01.2016).


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: