УДК 62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОФЕЙНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80

Гумелёв В.Ю.1, Картуков А.Г.2, Пархоменко А.В.3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
В статье рассматривается использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР-80.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, БТР-80


USING CAPTURED BATTERIES ON BTR-80

Gumelev V.Y.1, Kartukov A.G.2, Parhomenko A.V.3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Candidate. tehn. Science
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Candidate. tehn. Science
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Associate professor

Abstract
This article is about using captured batteries on BTR-80.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР-80 // Современная техника и технологии. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 26.05.2017).

На кафедре бронетанковой техники в ходе проведения каждого занятия без громких лозунгов проводится патриотическое воспитание курсантов. Например, при изучении системы электроснабжения бронетранспортера БТР-80 рассматриваются вопросы установки трофейных аккумуляторных батарей на машину. Современная война будет носить скоротечный (30–60) суток и высокоманевренный характер. Сплошной линии фронта как в войнах ХХ столетия уже не будет. В ходе боевых действий мотострелковым и десантным войсковым частям придется действовать в глубоком тылу противника, используя для поддержания боеготовности личного состава, вооружения и техники материальные ресурсы противника.

Бронетранспортер БТР-80 – боевая колесная плавающая машина, имеющая вооружение, броневую защиту и высокую подвижность [1]. Аккумуляторные батареи предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности. Основным режимом работы батарей является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [2]. От технического состояния батарей во многом будет зависеть подвижность бронетранспортера.

На бронетранспортере БТР-80 в нише аккумуляторных батарей между третьим и четвертым колесом справа по ходу движения машины установлены две танковые батареи типа 12СТ-85. Допускается установка двух автомобильных батарей типа 6СТ-190ТР [1]. В особых случаях может возникнуть необходимость установки на бронетранспортер трофейных батарей. Следует помнить, что экипаж бронетранспортера с исправными батареями, пусть и трофейными, имеет гораздо больше возможностей и шансов выполнить поставленную задачу и уцелеть в бою, чем экипаж машины с неисправными батареями или вообще без батарей.

На батареях зарубежных изготовителей емкость обозначается числом с размерностью А·h (Аmper·hour), что соответствует русскому обозначению А·ч (Ампер·час). Например: 140А·h. На иностранные боевые и транспортные машины устанавливают в основном только батареи с номинальным напряжением 12 В, которое обозначается как: 12V.

При эксплуатации при температурах не ниже 0 °С допустимо устанавливать две последовательно соединенных батареи с номинальным напряжением 12 В, емкостью значительно меньше 170 А·ч, но не менее 100 А·ч (рисунок 1). Но при установке батарей с емкостью менее 170 А·ч следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации бронетранспортера [1]. Следует помнить, что ток холодной прокрутки батарей напрямую не связан с их емкостью, и у большинства современных батарей с емкостью в указанных пределах величина его будет достаточна для электростартерного пуска дизеля бронетранспортера.


Рисунок 1 – Последовательное подключение трофейных автомобильных

батарей напряжением 12 В емкостью от 100 А·ч и более

Если бронетранспортер эксплуатируется при низких температурах, то емкость трофейных должна быть ближе к емкости штатных батарей. При этом батареи на машину желательно устанавливать одного и того же типа и исполнения, например, снятые с трофейной боевой или транспортной машины (грузового автомобиля) противника. Если, вследствие обстоятельств, приходится устанавливать батареи разного типа и, соответственно, разной емкости, с различных машин, то необходимо помнить, что общая емкость последовательно соединенных батарей всегда определяется батареей с наименьшей номинальной емкостью или более разряженной батареей. Но после пуска двигателя тем или иным способом разряженные батареи могут зарядиться от генераторов бронетранспортера и иметь в дальнейшем одинаковую достаточную степень заряженности.

Если нет трофейных батарей боевых машин или грузовых автомобилей, у которых, как правило, номинальная емкость 100 и более А·ч, то следует использовать трофейные аккумуляторные батареи, снятые с легковых машин, емкость которых, как правило, менее 100 А·ч. Для надежного электростартерного пуска дизеля бронетранспортера необходимо установить четыре последовательно-параллельно соединенные батареи легковых автомобилей. На рисунке 2 представлено подключение к бортовой сети бронетранспортера четырех трофейных аккумуляторных батарей одной полярности с легковых автомобилей.

Трофейные аккумуляторные батареи с номинальной емкостью менее 50 А·ч для установки на бронетранспортер БТР-80 не подходят. Габаритные размеры современных батарей легковых автомобилей иностранных производителей позволяют их разместить в нише аккумуляторных батарей бронетранспортера. В соответствии с рисунком 4 представлены германские батареи для легковых автомобилей прямой и обратной полярности.

Рисунок 2 – Последовательно-параллельное подключения аккумуляторных

батарей одной полярности к бортовой сети бронетранспортера БТР-80

Батареи европейских изготовителей, как правило, имеют обратную полярность. Батареи, изготовленные в США, Японии и Юго-Восточной Азии – прямую.

Полярность аккумуляторной батареи – термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На батареях ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. При прямой полярности, если смотреть на батарею со стороны выводов, то вывод «+» будет находиться слева (рисунок 3). У батарей с обратной полярностью расположение выводов «+» и «–» противоположное.

При установке трофейных батарей следует определить их полярность и согласно ей подключать батареи к бортовой сети бронетранспортера. Аккумуляторные батареи, в зависимости от их изготовителя, могут иметь не только разную полярность, но и разные формы полюсных выводов согласно рисунку 4. При любой полярности необходимо вместе с батареями с трофейной машины снять и соединительные провода с полюсными наконечниками. Это значительно облегчит подключение батарей к бортовой сети бронетранспортера.

Рисунок 3 – Аккумуляторные батареи для легковых автомобилей зарубежных изготовителей с различной полярностью

Рисунок 4 – Полярность аккумуляторных батарей и формы

их полюсных выводов

Соединительные провода по возможности следует снять полностью, а не отрезать их. Если провода отрезать, то возможно придется делать скрутку проводов для того, чтобы подсоединить батареи к бортовой сети. А скрутка нежелательна, так именно в ней будет интенсивно происходить коррозия, что может уменьшить стартерный ток аккумуляторных батарей из-за повышения сопротивления цепи электростартерного пуска. Кроме того, скрутка должна быть тщательно заизолирована, а, в крайнем случае, если нет возможности ее заизолировать, то зафиксирована и не касаться корпуса бронетранспортера во избежание короткого замыкания.

Если трофейные батареи, устанавливаемые на бронетранспортер, имеют разную полярность, то это может серьезно усложнить их подключение. В этом случае следует проявить повышенную внимательность.

Если в наличии имеется одна трофейная батарея емкостью более 100 А·ч и две батареи легковых автомобилей меньшей емкости, то три батареи следует соединить последовательно-параллельно. На рисунке 5, на котором представлено подключение к бортовой сети машины трофейных батарей одной полярности. При разной полярности батарей их подключение к бортовой сети машины значительно усложнится.

При установке батарей необходимо их надежно закрепить каким-угодно способом, так как плохо закрепленные батареи быстро выйдут из строя.

При первой возможности следует заменить трофейные батареи на штатные.


Рисунок 5 – Последовательно-параллельное подключение

трех трофейных батарей с разной емкостью

При системном изучении аналогичных материалов на занятиях по электрооборудованию боевых машин у курсантов воспитывается и крепнет чувство уверенности в надежности отечественной боевой техники в особых условиях ее эксплуатации.


Библиографический список
  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – М.: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 494 с.
  2. Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М.: Воениздат, 1983. – 184


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: