На кафедре бронетанковой техники в ходе проведения каждого занятия без громких лозунгов проводится патриотическое воспитание курсантов. Например, при изучении системы электроснабжения бронетранспортера БТР-80 рассматриваются вопросы установки трофейных аккумуляторных батарей на машину. Современная война будет носить скоротечный (30–60) суток и высокоманевренный характер. Сплошной линии фронта как в войнах ХХ столетия уже не будет. В ходе боевых действий мотострелковым и десантным войсковым частям придется действовать в глубоком тылу противника, используя для поддержания боеготовности личного состава, вооружения и техники материальные ресурсы противника.
Бронетранспортер БТР-80 – боевая колесная плавающая машина, имеющая вооружение, броневую защиту и высокую подвижность [1]. Аккумуляторные батареи предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности. Основным режимом работы батарей является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [2]. От технического состояния батарей во многом будет зависеть подвижность бронетранспортера.
На бронетранспортере БТР-80 в нише аккумуляторных батарей между третьим и четвертым колесом справа по ходу движения машины установлены две танковые батареи типа 12СТ-85. Допускается установка двух автомобильных батарей типа 6СТ-190ТР [1]. В особых случаях может возникнуть необходимость установки на бронетранспортер трофейных батарей. Следует помнить, что экипаж бронетранспортера с исправными батареями, пусть и трофейными, имеет гораздо больше возможностей и шансов выполнить поставленную задачу и уцелеть в бою, чем экипаж машины с неисправными батареями или вообще без батарей.
На батареях зарубежных изготовителей емкость обозначается числом с размерностью А·h (Аmper·hour), что соответствует русскому обозначению А·ч (Ампер·час). Например: 140А·h. На иностранные боевые и транспортные машины устанавливают в основном только батареи с номинальным напряжением 12 В, которое обозначается как: 12V.
При эксплуатации при температурах не ниже 0 °С допустимо устанавливать две последовательно соединенных батареи с номинальным напряжением 12 В, емкостью значительно меньше 170 А·ч, но не менее 100 А·ч (рисунок 1). Но при установке батарей с емкостью менее 170 А·ч следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации бронетранспортера [1]. Следует помнить, что ток холодной прокрутки батарей напрямую не связан с их емкостью, и у большинства современных батарей с емкостью в указанных пределах величина его будет достаточна для электростартерного пуска дизеля бронетранспортера.
Рисунок 1 – Последовательное подключение трофейных автомобильных
батарей напряжением 12 В емкостью от 100 А·ч и более
Если бронетранспортер эксплуатируется при низких температурах, то емкость трофейных должна быть ближе к емкости штатных батарей. При этом батареи на машину желательно устанавливать одного и того же типа и исполнения, например, снятые с трофейной боевой или транспортной машины (грузового автомобиля) противника. Если, вследствие обстоятельств, приходится устанавливать батареи разного типа и, соответственно, разной емкости, с различных машин, то необходимо помнить, что общая емкость последовательно соединенных батарей всегда определяется батареей с наименьшей номинальной емкостью или более разряженной батареей. Но после пуска двигателя тем или иным способом разряженные батареи могут зарядиться от генераторов бронетранспортера и иметь в дальнейшем одинаковую достаточную степень заряженности.
Если нет трофейных батарей боевых машин или грузовых автомобилей, у которых, как правило, номинальная емкость 100 и более А·ч, то следует использовать трофейные аккумуляторные батареи, снятые с легковых машин, емкость которых, как правило, менее 100 А·ч. Для надежного электростартерного пуска дизеля бронетранспортера необходимо установить четыре последовательно-параллельно соединенные батареи легковых автомобилей. На рисунке 2 представлено подключение к бортовой сети бронетранспортера четырех трофейных аккумуляторных батарей одной полярности с легковых автомобилей.
Трофейные аккумуляторные батареи с номинальной емкостью менее 50 А·ч для установки на бронетранспортер БТР-80 не подходят. Габаритные размеры современных батарей легковых автомобилей иностранных производителей позволяют их разместить в нише аккумуляторных батарей бронетранспортера. В соответствии с рисунком 4 представлены германские батареи для легковых автомобилей прямой и обратной полярности.
Рисунок 2 – Последовательно-параллельное подключения аккумуляторных
батарей одной полярности к бортовой сети бронетранспортера БТР-80
Батареи европейских изготовителей, как правило, имеют обратную полярность. Батареи, изготовленные в США, Японии и Юго-Восточной Азии – прямую.
Полярность аккумуляторной батареи – термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На батареях ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. При прямой полярности, если смотреть на батарею со стороны выводов, то вывод «+» будет находиться слева (рисунок 3). У батарей с обратной полярностью расположение выводов «+» и «–» противоположное.
При установке трофейных батарей следует определить их полярность и согласно ей подключать батареи к бортовой сети бронетранспортера. Аккумуляторные батареи, в зависимости от их изготовителя, могут иметь не только разную полярность, но и разные формы полюсных выводов согласно рисунку 4. При любой полярности необходимо вместе с батареями с трофейной машины снять и соединительные провода с полюсными наконечниками. Это значительно облегчит подключение батарей к бортовой сети бронетранспортера.
Рисунок 3 – Аккумуляторные батареи для легковых автомобилей зарубежных изготовителей с различной полярностью
Рисунок 4 – Полярность аккумуляторных батарей и формы
их полюсных выводов
Соединительные провода по возможности следует снять полностью, а не отрезать их. Если провода отрезать, то возможно придется делать скрутку проводов для того, чтобы подсоединить батареи к бортовой сети. А скрутка нежелательна, так именно в ней будет интенсивно происходить коррозия, что может уменьшить стартерный ток аккумуляторных батарей из-за повышения сопротивления цепи электростартерного пуска. Кроме того, скрутка должна быть тщательно заизолирована, а, в крайнем случае, если нет возможности ее заизолировать, то зафиксирована и не касаться корпуса бронетранспортера во избежание короткого замыкания.
Если трофейные батареи, устанавливаемые на бронетранспортер, имеют разную полярность, то это может серьезно усложнить их подключение. В этом случае следует проявить повышенную внимательность.
Если в наличии имеется одна трофейная батарея емкостью более 100 А·ч и две батареи легковых автомобилей меньшей емкости, то три батареи следует соединить последовательно-параллельно. На рисунке 5, на котором представлено подключение к бортовой сети машины трофейных батарей одной полярности. При разной полярности батарей их подключение к бортовой сети машины значительно усложнится.
При установке батарей необходимо их надежно закрепить каким-угодно способом, так как плохо закрепленные батареи быстро выйдут из строя.
При первой возможности следует заменить трофейные батареи на штатные.
Рисунок 5 – Последовательно-параллельное подключение
трех трофейных батарей с разной емкостью
При системном изучении аналогичных материалов на занятиях по электрооборудованию боевых машин у курсантов воспитывается и крепнет чувство уверенности в надежности отечественной боевой техники в особых условиях ее эксплуатации.
Библиографический список
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – М.: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 494 с.
- Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М.: Воениздат, 1983. – 184