УДК 62

КЛАССИФИКАЦИЯ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И МАРКИРОВКА БАТАРЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА БОЕВОЙ МАШИНЕ ДЕСАНТА БМД-2

Гумелёв В.Ю.1, Пархоменко А.В.2, Русецкий В.В.3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова

Аннотация
В данной статье рассматривается классификация стартерных аккумуляторных батарей и маркировка батарей, устанавливаемых на боевой машине десанта БМД-2.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, БМД-2


CLASSIFICATION OF STARTER BATTERIES AND LABELING OF BATTERIES TO BE INSTALLED ON A COMBAT VEHICLE BMD-2

Gumelev V.Y.1, Parhomenko A.V.2, Rusetskiy V.V.3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, PhD
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Associate Professor
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov

Abstract
This article is about classification of starter batteries and labeling of batteries to be installed on a combat vehicle BMD-2.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Русецкий В.В. Классификация стартерных аккумуляторных батарей и маркировка батарей, устанавливаемых на боевой машине десанта БМД-2 // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1607 (дата обращения: 26.05.2017).

Аккумуляторной батареей называют аккумуляторы, соединенные между собой, чтобы получить напряжение (последовательное соединение), силу тока или емкость (параллельное соединение) источника большие, чем может дать один аккумулятор [1]. Наибольшее распространение получили свинцовые аккумуляторные батареи из-за их относительной дешевизны и простоты зарядного режима [2]. Свинцовые аккумуляторные батареи бывают по своему назначению и, соответственно, устройству стартерными, тяговыми, авиационными, стационарными и др.

Аккумуляторные батареи, установленные на машинах, могут работать как самостоятельный источник тока, так и параллельно с генератором. Аккумуляторные батареи предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников (потребителей) электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности.

На машины устанавливаются главным образом свинцовые стартерные аккумуляторные батареи.

Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи конструктивно выполнены так, что способны в течение короткого промежутка времени (до 20 секунд) отдать большой ток (до тысяч ампер) для работы системы электростартерного пуска и одновременно выдерживать вибрационные нагрузки, возникающие при эксплуатации транспортного средства. Стартерная аккумуляторная батарея состоит из нескольких (3, 6 или 12) одинаковых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно. Количество последовательно соединенных аккумуляторов определяет величину номинального напряжения UH батареи, которое может быть 6, 12 или 24 В.

Основным режимом работы батарей, установленных на машинах, является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [3, 4]. В этом режиме батарея работает как самостоятельный источник тока. При совместной работе с генератором батарее устраняет или уменьшает его перегрузку и сглаживает пульсации напряжения генератора в бортовой сети машины.

Классификация свинцовых стартерных аккумуляторных батарей представлена в соответствии с рисунком 1.


Рисунок 1 – Классификация свинцовых стартерных аккумуляторных батарей

Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи подразделяются на танковые, автотракторные (автомобильные) и мотоциклетные [3]. Их принципиальное устройство одинаковое, но в зависимости от предназначения батареи имеют конструкционные отличия. Например, танковые обладают более высоким сопротивлением вибрации, чем другие батареи.

Сопротивление вибрации – способность батареи сохранять работоспособность при периодических и нерегулярных воздействиях сил ускорения. Эта способность является важной характеристикой надежности работы батареи на бронетанковой технике. Для обеспечения у батарей высокой механической прочности и сопротивления вибрации посадочные места батарей должны иметь амортизационные прокладки, а сами батареи должны быть надежно закреплены на машине.

Танковые, автотракторные (автомобильные) и мотоциклетные аккумуляторные батареи представлены в соответствии с рисунком 2.




а б в

а – танковая батарея 12СТ-85Р1; б – автотракторная (автомобильная) батарея 6СТ-190ТР; в – мотоциклетная батарея 3MTC-18

Рисунок 2 – Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи

Наиболее удобна классификация батарей непосредственно по объему работ, выполняемых при техническом обслуживании. Поэтому в настоящее время изготовителями и пользователями стартерных батарей широко применяется следующая классификация их конструкционных и потребительских свойств:

- обслуживаемые батареи (обычной конструкции) – в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками (ремонтопригодные), представленные согласно рисунку 2, а, б, или в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой (рисунок 3 а, б). Такие батареи требуют постоянного ухода – в первую очередь проверок уровня электролита и степени разряженности батареи по плотности электролита ее аккумуляторов, а также контроля других электрических параметров. Поставляются сухозаряженными (без электролита) или залитыми электролитом. Эти батареи на сегодняшний день считаются устаревшими. Они в основном производятся лишь на российских заводах и заводах стран СНГ и дешевле других;

- малообслуживаемые батареи – в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой. Они требуют значительно меньшего ухода (проверки уровня электролита и степени разряженности батареи по плотности электролита ее аккумуляторов производятся существенно реже), но имеют пробки для контроля уровня электролита в аккумуляторах и доливки при необходимости дистиллированной воды. Поставляются сухозаряженными или залитыми электролитом. На малообслуживаемые аккумуляторные батареи цены несколько выше, чем на обслуживаемые;




а б в

а – танковая батарея 12СТ-85АП; б – автомобильная батарея 6СТ-190А; в – автомобильная необслуживаемая батарея ECO.R 44B19 (изготовитель GS YUASA ECO.R Япония) напряжением 12 В и емкостью 44 А∙ч

Рисунок 3 – Аккумуляторные батареи с общей крышкой

- необслуживаемые батареи – в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой незначительно теряют емкость при глубоких разрядах и расход воды у них так мал, что батареи изготовлены полностью герметичными без пробок (рисунок 3, в) или с регулирующими (предохранительными) клапанами. При нормальных условиях работы клапан закрыт, но сбрасывает избыточное давление газа внутри аккумулятора, если оно превышает заданную величину. В эти батареи нельзя доливать воду или электролит в процессе эксплуатации. Электролит в них находится в связанном состоянии в виде геля [5]. У необслуживаемых батарей малый саморазряд, поэтому отпадает необходимость проверки их степени разряженности при хранении. Нормальная работа гарантируется изготовителем в течение всего срока службы. Необслуживаемые батареи – самые дорогие.

Элемент конструкции аккумулятора, определяющий является ли батарея необслуживаемой, малообслуживаемой или обслуживаемой – токоотводы его электродов. Если токоотводы отлиты из сплава свинца и сурьмы (сурьмы от 4 до 6%) – то батареи являются обслуживаемыми. Если сурьмы в сплаве меньше 2% или в качестве легирующей присадки применяют кальций, олово и некоторые другие присадки – то батареи малообслуживаемые. Необслуживаемые батареи производятся с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с многокомпонентными добавками (олово, серебро, мышьяк и др.).

Наибольшее влияние на работу аккумуляторных батарей при установке на машину оказывают: их место размещения и способ крепления; среднесуточный пробег и условия эксплуатации: климатический район, время года и суток; предназначение машины; соответствие характеристик генераторной установки аккумуляторной батарее и приемникам (потребителям) электроэнергии.

Доступ к батареям на машинах должен быть максимально свободным, резьбовые соединения наконечников проводов должны быть надежно затянутыми, выводы батарей и наконечники соединительных проводов очищенными от окислов.

В настоящее время в Российской Федерации действует несколько документов, определяющих маркировку свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. К ним относятся ГОСТы, технические условия на различные батареи, руководство [3]. Условные обозначения батарей должны быть указаны в нормативных документах (паспортах, инструкциях по эксплуатации) на батареи конкретного типа и исполнения.

Согласно [3] танковые и автомобильные батареи имеют маркировку, нанесенную на перемычках. В соответствии с рисунком 4 представлена маркировка танковой батареи.

Рисунок 4 – Маркировка танковой аккумуляторной батареи

На каждой танковой батарее нанесены следующие обозначения: товарный знак предприятия-изготовителя; тип и исполнение батареи; дата изготовления (год месяц); соответствующий ГОСТ или ТУ; знаки полярности: «+» плюс и «» минус; заводской номер батареи. У батарей типа 12СТ-85 знаки полярности дополнительно наносятся на защитном кожухе полюсных выводов. На автомобильной батарее наносятся такие же обозначения, но заводского номера автомобильные батареи не имеют.

На боевую машину десанта БМД-2 устанавливается одна танковая батарея типа 12 СТ-85. Аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 выпускаются в исполнениях 12СТ-85Р1, 12СТ-85РМ и 12СТС-85АС1 (с общей крышкой) и некоторых других (рисунок 5).



а б

а– батарея 12СТС-85АС1; б – батарея 12СТ-85П

Рисунок 5 – Различные исполнения батареи типа 12СТ-85

Товарные знаки основных заводов-изготовителей аккумуляторных батарей, устанавливаемых на БМД-2, представлены согласно таблице 1.

На батареи может также наноситься разрядный ток, А, если он больше 3·С20 при температуре электролита минус 18 0С; масса батареи (если она 10 кг и более); знаки безопасности и символ переработки.

Т а б л и ц а 1 – Товарные знаки основных заводов-изготовителей
аккумуляторных батарей, устанавливаемых на боевой машине БМД-2

Предприятие

Вид товарного знака

Изготавливаемые

типы батарей и их

исполнение

на межэлементном соединении

(перемычке)

на моноблоке

Тюменский

аккумуляторный завод

12СТ-85П,

12СТ-85АП

Саратовский завод

свинцовых

аккумуляторов «Электроисточник»

12СТС-85АС1

6ТСТС-100А необслуживаемая,

6ТСТС-100АЗ необслуживаемая

Ленинградский аккумуляторный завод ЗАО «Электротяга», г. Санкт-Петербург


12СТ-85РМ

Полярность аккумуляторной батареи – термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На батареях ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. Полярность может быть прямой (в основном американские изготовители батарей) или обратной (в основном европейские изготовители). При прямой полярности, если смотреть на батарею со стороны выводов, то вывод «+» будет находиться слева. У батарей с обратной полярностью расположение выводов «+» и «» противоположное.

Согласно [3] маркируются обслуживаемые батареи (обычной конструкции) в моноблоке с ячеечными крышками (ремонтопригодные).

Условное обозначение батарей содержит тип батареи и особенности ее конструкционного исполнения. Тип батарей определяется: количеством аккумуляторов последовательно соединенных в аккумуляторной батарее, характеризующим ее номинальное напряжение; назначением (СТ – стартерная); номинальной емкостью при 20-часовом режиме разряда (в А·ч).

Структура условного обозначения стартерной батареи может быть представлена в следующем виде (рисунок 6).

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БАТАРЕИ = ТИП + ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

Рисунок 6 – Структура условного обозначения

стартерных аккумуляторных батарей

Рассмотрим условное обозначение танковой батареи:

12 СТ – 85 РМ

(1) (2) (3) (4)

1 – позиция указывает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее и характеризует ее номинальное напряжение, В, 24;

2 – позиция указывает назначение батареи по функциональному признаку (СТ – стартерная);

3 – позиция указывает номинальную емкость батареи, А·ч, 85;

4 – позиция указывает дополнительную информацию об исполнении батареи согласно техническим условиям на ее изготовление: материал моноблока (Э – корпус-моноблок из эбонита, Т – моноблок из термопластичной пластмассы). Если материал моноблока не обозначен, то он выполнен из сополимера пропилена с этиленом; материал сепараторов (М – мипласт, Р – мипор, С – стекловолокно). Если материал сепаратора не обозначен, то он выполнен из полиэтилена; серию (Н – новая) и т.п.

Дополнительно для обозначения устанавливаемых в аккумуляторы батареи сепараторов-конвертов из микропористого полиэтилена применяется буква «П». Например, в условном обозначении батарей 12СТ-85П (12СТ-85АП – для батарей с общей крышкой).

Согласно [6] на стартерные аккумуляторные батареи нанесена маркировка – сверху или на одной из четырех сторон. На каждой автотракторной батарее нанесены следующие обозначения: товарный знак или наименование предприятия – изготовителя; условное обозначение батареи; знаки полярности: плюс «+» и минус «-» (обязательно наносятся и на полюсные выводы); дата изготовления (месяц, год); тип и исполнение батареи; номинальная емкость, А·ч; номинальное напряжение, В; ток холодной прокрутки, А; масса батареи (если она равна 10 кг и более); знаки безопасности и символ переработки.
Условное обозначение типов батарей и их исполнений представлено в соответствии с рисунком 7.


Рисунок 7 – Условные обозначения автотракторных батарей по ГОСТ 959-2002

Согласно [6]
маркируются автотракторные обслуживаемые батареи (обычной конструкции) и малообслуживаемые батареи в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой. После буквы «А» в условном обозначении могут применяться буквы дополнительной информации об исполнении батареи: материал моноблока, сепараторов и др.

В условном обозначении батареи буква А, стоящая за числом, обозначающим емкость батареи, означает, что батарея выполнена в исполнении с общей крышкой.

Термин «необслуживаемая» в условном обозначении согласно рисунку 7 применяется для батарей, соответствующих требованию [6] по расходу воды: расход воды при заряде с открытыми пробками при постоянном напряжении (14±0,05) В за 21 сутки недолжен быть более 6 г на 1 А·ч номинальной емкости или 4 г/мин резервной емкости. Батареи в исполнении «необслуживаемая» согласно [6], относятся к малообслуживаемым батареям в соответствии с более современным стандартом [5] и ранее приведенной классификацией.

Отечественные танковые батареи согласно стандарту [5] пока заводами промышленности не производятся.


Библиографический список
  1. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] – URL : http : //bse.sci-lib.com, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Ютт В. Е. Электрооборудование автомобилей [Текст] / В. Е. Ютт. – М. : Горячая линия – Телеком, 2009. – 440 с.
  3. Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М. : Воениздат, 1983. – 184 с.
  4. Акимов С. В. Электрооборудование автомобилей [Текст] / С. В. Акимов, Ю. П. Чижков. – М. : ЗАО «КЖИ» «За рулём», 2004. – 384 с.
  5. ГОСТ Р 53165–2008. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2009–07–01. – М. : Стандартинформ, 2008.
  6. ГОСТ 959–2002. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2003-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2003.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: