В соответствии с рисунком 1 представлена структурная схема системы электростартерного пуска БТР-80.
Стартер является главным устройством системы электростартерного пуска. Стартер – пусковое устройство. Для удобства механика-водителя он имеет дистанционное управление и запускается с места водителя бронетранспортера кнопкой стартера. Кнопка расположена на приборном щитке механика-водителя [1].
Чтобы пустить дизель с помощью кнопки СТАРТЕР необходимо предварительно включить кнопкой БАТАРЕИ выключатель аккумуляторных батарей. Затем, после того, как загорится сигнальная лампа ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ, включить выключатели ГЕНЕРАТОР. ЛЕВ и ГЕНЕРАТОР. ПРАВ (рисунок 2).
Рисунок 1 – Структурная схема системы электростартерного пуска
бронетранспортера БТР-80
Рисунок 2 – Кнопки БАТАРЕЯ, СТАРТЕР, выключатели ПРАВ. ГЕНЕРАТОР
и ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР на щитке приборов механика-водителя
Однако контакты кнопки не рассчитаны на силу тока, потребляемую тяговым реле стартера (до 30 А). Поэтому устанавливается дополнительное реле стартера, обмотка которого включается через кнопку СТАРТЕР, а контакты подключают обмотки тягового реле стартера под напряжение батарей. Для автоматического отключения стартера после пуска двигателя и для предотвращения его случайного включения при работающем двигателе устанавливается реле блокировки. В качестве датчика частоты вращения коленчатого вала используется генератор автомобиля. Сигнал (переменное синусоидальное напряжение) снимается с его фаз (выводы «Л1» и «Л2» на задней крышке генератора).
Система электростартерного пуска бронетранспортера БТР-80 работает надежно, так как ее вспомогательная аппаратура (реле) и электрические цепи реле в системе дублированы. При неисправностях приборов этой системы пуск дизеля можно осуществить некоторыми способами, часто крайне актуальными в особых условиях.
Если при нажатии на кнопку СТАРТЕР электродвигатель стартера не вращается, а под крышками реле-регуляторов РР-390Б1 не раздается характерного щелчка при замыкании контактов реле стартера, то тогда следует с одного из реле-регуляторов снять крышку (в мирное время – только при условии, что закончился гарантийный срок машины) и рукой замкнуть контакты реле стартера согласно рисунку 3.
Рисунок 3 – Электростартерный пуск двигателя путем замыкания контактов
реле стартера в реле-регуляторе РР-390Б1
При нажатии на кнопку СТАРТЕР под крышками реле-регуляторов РР-390Б1 раздается характерный щелчок при замыкании контактов реле стартера, но электродвигатель стартера не вращается. В этом случае следует снять защитные резиновые колпачки с выводов стартера, а затем перемкнуть проводником (например, отверткой) выводы на крышке тягового реле (силовой вывод, соединенный с «+» батарей и вывод обмоток тягового реле) в соответствии с рисунком 4.
Рисунок 4 – Электростартерный пуск двигателя путем перемыкания
проводником выводов на крышке тягового реле стартера
При неисправном стартере пуск двигателя бронетранспортера можно легко осуществить путем буксирования машины. При таком способе пуска дизель БТР-80 легко выходит на рабочий режим.
Библиографический список
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.