Внедрение различных инноваций важно для общего формирования успешных отношений с клиентами, обеспечивающих доход компании. На данный момент тематика внедрения ERP-систем на малых предприятиях становится более актуальна из-за сильного развития прикладных информационных систем. За последние пару десятков лет количество организаций внедряющих аналогичные системы увеличивается каждый день, а количество организаций, испытавших на себе положительные эффекты от работы ERP растёт в геометрической прогрессии(статистика 2012 года). А также хорошим показателем развития данной отрасли рынка служит развитие предприятий поставляющих ERP-системы и консалтинговых предприятий, которые занимаются их внедрением.
ERP-системы – это совокупность интегрированных приложений, которые в единой информационной среде поддерживают все основные области управленческой деятельности компаний – планирование ресурсов (материальных или финансовых) для продукции товаров (услуг), оперативное менеджмент-выполнение планов (ведение договоров, сбыт, включая поставку), все виды учета и анализ результатов хозяйственной деятельности (рис.1).
Рисунок 1 – Организация бизнес-процессов на основе ERP-системы
Основные требования, предъявляемые к ERP-системе являются: режим работы приближенный к реальному времени, совмещение данных в единой базе, учет отраслевой черты компаний, поддержка территориально-распределенных структур, работа в обширной сфере программно-аппаратных платформ и системами управления базами данных (СУБД) и т.д.
Стоит выделить, что все функциональные модули ERP-системы тесно связаны между собой, позволяя осуществлять управление менеджментом практически всеми аспектами деятельности современной компании. Наиважнейшим фактором является то, что ERP-системы используют выборку из наилучших способов структуризации бизнес-процессов.
Кроме этого, ERP-системы устраняют информационную асимметричность. Системы планирования ресурсов компаний собирают всю информацию в одну и ту же основную базу данных (БД), убирая многочисленные информационные несоответствия. Приводя к нескольким результатам:
1) обеспечивается повышенный контроль. Если один из пользователей не сможет выполнить свою работу, другой видит, что что-то не было произведено;
2) открытие доступа пользователям к необходимой информации, то есть, идет обеспечение улучшенной информации для принятия решений;
3) информация перестает являться объектом посредничества, так как она становится доступной и для руководства, и для остального персонала компании;
4) организация может быть стереотипной, так как информация обширно доступна и нет потребности в вспомогательных работниках, чья основная цель – специализация информации для распространения внутри руководства и служащих фирмы.
ERP-системы обеспечивают синхронный вход к одним и тем же сведениям для планирования и контроля. Системы планирования ресурсов компания используют единую БД, где наибольшая доля информации вводится только лишь один раз. Так как из-за данных доступных в реальном времени, практически все пользователи компании имеют вход к одной и той же информации для контроля и планирования. Это может содействовать более согласованному планированию и управлению по сравнению с традиционными ERP-системами.
ERP-системы способствуют взаимодействию и сотрудничеству внутри компании. Системы планирования ресурсов компаний также способствуют взаимодействию и сотрудничеству внутри нее (с различными функциональными и территориально-разделенными подразделениями). Присутствие взаимосвязи в процессах приводит территориально-разделенные и функциональные и подразделения к взаимодействию и сотрудничеству. Типизация процессов в свою очередь способствует сотрудничеству, так как среди процессов становится менее противоречий. Помимо этого, единая БД способствует взаимодействию, обеспечивая каждое территориально-разделенное и функциональное отделение нужной им информацией.
ERP-системы могут оснащать информацией в режиме реального времени. С ERP-системами большая доля информации собирается у источника и напрямую помещается в рабочее место (ПК). В стандартных ERP-системах большее число информации фиксируется на бумаге, а следом передаются прочие части организации, где она или переоформляется (как правило, объединяется), или переводится в цифровой формат. Таким образом, информация становится доступной для других.
ERP-системы способствуют взаимодействию и сотрудничеству в кругу организаций. ERP-система обеспечивает информационный туннель для взаимодействия компании и сотрудничества с другими предприятиями. Фирмы в последнее время в большинстве случаев открывают партнерам доступ к своим БД для улучшения обеспечения и других видов деятельности. Для того, чтобы данная система исправно работала, необходим цельный архив, с помощью которого смогут пользоваться партнеры; А так же ERP-системы могут быть использованы для поддержки таким обменам.
При выборе какой-либо информационной системы менеджмента компании, в большинстве случаев, рекомендуется следующий алгоритм действий. На первом этапе должны быть выполнены: постановка целей, задач, определение необходимого функционирования. Далее определяются и координируются системы критериев оценки, проводится изучение продуктов, предлагаемых на рынке. После того, как выполняется предварительный отбор и оценка значений критериев. В самом конце подводится подробный анализ и рекомендации по выбору системы, а потом уже сам окончательный выбор системы.
В качестве основных признаков выбора ERP-решения имеется возможность выделения соответствующих критериев выбора систем.
Минимальные функции ERP-системы должны предоставлять возможности для автоматизации всех бизнес-процессов компании. Допустим, даже если на данный момент компании не нужна та или иная функция автоматизации, то по мере расширения бизнеса ERP-система должна отвечать всем самым новым требованиям. В плане данной причины становится все более необходимой вероятность приобретения и внедрения ERP-системы помодульно. Большинство компаний, при анализе термина ERP, могут довольно четко определить функциональные требования к системе, но не определить его глубину проработки. Вот именно по этой причине сегодня почти любая система управления менеджментом компании может спокойно претендовать на титул ERP, конечно если у нее есть нужный набор пунктов главного меню. И именно поэтому бывают такие ERP-системы, которые имеют ограниченное применение.
Самое главное знать не только показатели деятельности, но и иметь возможность анализа динамики и структуры производственного предприятия. Показатели нужны для того, чтобы на их основе принимать проанализированные решения. Если для примера рассмотрим, что дебиторская задолженность клиентов в этом месяце составляет, к примеру, около одного миллиона рублей, и совсем другое, когда видим, что в начале года она была в размере пары-тройки 2 миллионов рублей, и после чего плавно снижалась. Это означает, что решения, которые принимаются для ее снижения, стабильно работают.
Но важную ценность имеет не только динамически изменения показателей работы производственного предприятия, но и структурированность этих показателей. Иначе говоря, имея такую возможность в оценке удельного веса каждой составляющей (клиентов, товаров, контрактов, менеджеров и подобных.) в различных критериях показателей, предприятие может принять действительно необходимые и результативные меры для оптимизации взаимоотношений с клиентами и налаживания товарного ассортимента. Зная такие типы клиентов, как лидеры и аутсайдеры, у нас сразу появляется возможность принимать решения по точечным мероприятиям для поддержания и мониторинга ситуации или ее удержания. А так же это касается и товаров производства. Так же в этой сфере можно сделать большое количество интересных наблюдений: довольно часто бывает, что товары, которые приносят наибольшую часть всей прибыли, регулярно отсутствуют на складе или, наоборот, на складе находятся товары, которые прибыли не приносят.
Оперативная отчетность должна иметь функцию проводки мониторинга бизнес-процессов. Наиболее простой пример – заказ товара клиентом. В рамках этой поставки существует множество функций, которые необходимо контролировать и принимать решительные меры по исправлению ситуации, в случае, возникновения непредвиденных ситуаций. Для того, чтобы была вовремя поставка товара клиенту, нужно, чтобы логистами был вовремя выполнен заказ у поставщика, а так же, чтобы поставщик выставил счет вовремя, компания его оплатила вовремя, поставщик отправил груз вовремя и так далее. Необходимо отслеживать все эти параметры регулярно, иначе возможно возникновения ряда проблем. Именно ERP-система должна вам позволять это делать. Пользуясь подобной системой, появляется возможность постоянно улучшать качество работы производственного предприятия.
Библиографический список
- Давлеткиреева Л.З., Мусыгина А.А., Назаров В.О. Внедрение «Microsoft Dynamics CRM» на предприятие ЗАО «ИНСИ» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/11/1400 (дата обращения: 06.12.2013)