УДК 62-503.51

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА СОТРУДНИКА РЕГИСТРАТУРЫ САНАТОРИЯ

Заргарян Елена Валерьевна1, Заргарян Юрий Артурович2, Коринец Анастасия Дмитриевна3, Малышенко Илья Михайлович4
1Южный Федеральный Университет, к.т.н., доцент кафедры систем автоматического управления
2Южный Федеральный Университет, к.т.н., доцент кафедры систем автоматического управления
3Южный Федеральный Университет, студентка кафедры систем автоматического управления
4Южный Федеральный Университет, студент кафедры систем автоматического управления

Аннотация
В данной статье рассмотрено разработанное программное приложение автоматизации рабочего места сотрудника регистратуры санатория. Проведен анализ поставленной задачи. Выявлены основные функции автоматизированного рабочего места. Рассмотрен принцип работы созданного программного приложения автоматизированного рабочего места сотрудника регистратуры санатория.

Ключевые слова: Автоматизированное рабочее место сотрудника регистратуры, база данных, программное приложение, средства проектирования, техническое задание


PROJECTING WORKSTATION REGISTRY RESORT OFFICER

Zargaryan Elena Valerevna1, Zargaryan Yuriy Arturovich2, Korinec Аnastasiay Dmitrievna3, Malishenko Ilay Mihailovich4
1Southern Federal University, Ph.D., assistant professor of automatic control systems department
2Southern Federal University, Ph.D., assistant professor of automatic control systems department
3Southern Federal University, student of automatic control systems department
4Southern Federal University, student of automatic control systems department

Abstract
This article discusses a software application automation workplace officer registry resort. The analysis of the problem. The basic function workstation. The principle of work created by a software application workstation officer registry resort.

Keywords: Automated workplace officer registry, database, design tools., software application, technical specification


Библиографическая ссылка на статью:
Заргарян Е.В., Заргарян Ю.А., Коринец А.Д., Малышенко И.М. Проектирование автоматизированного рабочего места сотрудника регистратуры санатория // Современная техника и технологии. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/12/5013 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение. Условия дальнейшего политического и экономического развития России, достаточно новые задачи в системе социальной защиты населения России, и, как следствие, в системе здравоохранения, требуют принципиально других, отличающихся от ранее известных, подходов к решению задач информационной поддержки врачебной деятельности, специалистов различного профиля, организации лечебных процессов с целью совершенствования функционирования существующих медицинских учреждений и создания новых форм и методов в системе Российского здравоохранения [1].

Особенностью подобных задач является то, что их решение происходит в условиях экономических и политических реформ, реформ структур управления, и постоянного совершенствования подходов диагностического и лечебного процессов, что на первый план выдвигает необходимость поиска методов оптимального решения задач менеджмента медицинскими учреждениями, задач маркетинга медицинских услуг и задач грамотной реализации современных методов диагностики и лечения различных заболеваний. Новые условия требуют новой организации работы врачебного персонала и выдвигают как особые требования к руководителям медицинских учреждений, которые в первую очередь должны уметь успешно решать задачи менеджмента и маркетинга, так и к медицинскому персоналу, который должен проводить новые, неиспользовавшиеся ранее методы, по диагностике и лечению различных видов заболеваний.

В настоящее время появилось огромное количество разновидностей медицинских учреждений: поликлиники, стационары, частные клиники, санаторно-курортные учреждения, врачебная практика узких специалистов. За последнее десятилетие рыночные преобразования тем или иным образом коснулись всех этих разновидностей медицинской деятельности, что привело к изменениям в системе руководства, изменению правил финансирования, правил оказания услуг, появлению конкуренции, изменению самой философии подхода к процессу оказания медицинской помощи пациенту. Все это свидетельствует о необходимости разработки системного научного подхода к решению задач управления, задач информационного обмена и задач информатизации медицинской составляющей в рамках деятельности существующих в настоящее время в России медицинских учреждений. Это определяет и подтверждает актуальность настоящей работы.

Цель данной статьи состоит в разработке автоматизированного рабочего места и прикладного программного продукта, поддерживающего деятельность регистратуры санатория.

Исследование функционирования санаториев и постановку задач по информационной поддержке их деятельности следует производить на основе методологии системного анализа [2-4].

Анализ технического задания. АРМ «Регистратура» предназначен для автоматизации работы медрегистратора лечебно-оздоровительного учреждения [5-7].

Основные функции АРМ включают:

1. Авторизация пользователей системы;

2. Работа со списками сотрудников (подсистема администратора и разграничения прав):

- внесение информации о новых сотрудниках;

- редактирование данных сотрудников;

- просмотр информации о сотрудниках;

- изменение паролей доступа сотрудников;

- просмотр подсистемы регистрации действий пользователей системы (с каких компьютеров осуществлялся вход, под какой учетной записью, время входа и т.д.);

- контроль изменений данных;

3. Работы по регистрации пациентов:

- поиск пациентов в списке с возможностью применения фильтров по дате прибытия, регистрации, отбытия, не полностью заполненным полям;

- внесение новых данных пациента;

- редактирование данных пациента;

- просмотр данных пациента;

- удаление данных пациента;

- формирование печатных форм;

4. Регистрация новых и просмотр/редактирование существующих посещений лечебно-оздоровительного учреждения пациентами:

- учет даты прибытия и даты отбытия с возможностью их изменения;

- регистрация выбора способа оплаты;

- распределение по номерам и комнатам с возможностью редактирования;

- назначение лечащего врача с автоматической записью на первичный прием;

- назначение обслуживающей медсестры;

- назначения услуг (опционально);

- распечатка назначенных услуг;

- распечатка титульного листа истории болезни;

5. Формирование справочных данных системы, настройка справочников;

6. Работа с подсистемой назначения различных видов услуг для пациента (опционально):

- составление списка услуг (заполнение соответствующих справочников);

- составление списка «ресурсов» (помещений, врачей, медсестер), которые оказывают услуги;

- настройка параметров предоставления услуг (установка связей между услугой и ресурсом, настройка параметров времени релаксации между услугами);

7. Формирование и печать печатных форм (опционально):

- «Журнал регистратора»;

- «Журнал перемещений»;

- «Сведения дежурному врачу»;

- «Дни рождения отдыхающих»;

- «Отчет для пищеблока»;

- «Размещение отдыхающих»;

- «Справка о движении отдыхающих»;

- «Сведения о прибывших за период»;

- «О составе отдыхающих»;

- «Отчет за период»;

- «Отчет о реализации путевок»;

- «Отчет о принятых отдыхающих» – 2 варианта;

- «Отчет по типам посещения»;

- «Отчет по регионам»;

- «Состав лечившихся и отдыхавших» – 2 варианта;

- «Список иностранных граждан»;

- «Движение пациентов за период»;

- «Списки отдыхающих»;

- «Санаторно-курортная путевка».

Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных.

Основным медицинским документом, отражающим состояние больного и эффективность медицинского обслуживания, является медицинская карта амбулаторного больного, которая хранится в регистратуре поликлиники.

Схема информационного сопровождения пациента санатория приведена на рис. 1.

Рис. 1. – Схема информационного сопровождения пациента санатория

Краткое руководство пользователя при работе с АРМом «Регистратура». Для запуска программы необходимо найти на рабочем столе ярлык для запуска или в меню «Пуск» -> «Программы» -> «Санаторий» -> «Регистратура» [7].

В появившемся окне «вход в систему» (см. рис. 2) выбрать ФИО сотрудника ввести пароль и нажать кнопку «войти». После этого дождаться загрузки БД (может потребоваться от 10 сек до 45 сек).

Рис. 2 – Авторизация пользователя

После входа в систему появляется основная форма (см. рис. 3) программы, которая содержит следующие элементы: панель работы с пациентами, фильтр пациентов, список зарегистрированных пациентов, список посещений выбранного пациента, который содержит всю информацию о посещениях.

Рис. 3 – Список пациентов

Верхнее меню, включающее такие пункты:

- «регистрация» (см. рис. 4 и рис. 5) и пункта перехода к графику загруженности помещений для проживания (см. рис. 6 и рис. 7));

- «справочники» (см. рис. 8, рис. 11, рис. 12);

- «отчеты»;

- «услуги».

Рис. 4 – Список сотрудников

Для регистрации нового пациента необходимо выбрать «Добавить пациента» на панели работы с пациентами, после чего откроется окно «Редактирования отдыхающего» (см. рис. 13), где вводится информация об отдыхающем. После ввода информации необходимо нажать одну из кнопок: «Добавить» (для ввода нового пациента с сохранением введенной информации), «Сохранить» (для сохранения информации и возврата к списку пациентов), «Поселить» (для сохранения введенной информации и переходу к режиму размещения пациента (см. рис. 14)).

Для добавления нового посещения пациента необходимо выделить нужно пациента в списке и выбрать на панели «ПоселитьЗабронировать», после чего откроется окно размещения пациента (см. рис. 14).

Для редактирования посещения необходимо выбрать нужное посещение и выбрать «Изменить посещение».

Для удаления пациента из БД необходимо: удалить все его посещения, после чего выбрать «Удалить запись».

Формы ввода и редактирования информации о сотрудниках (доступ через меню «Регистрация»-> «Сотрудники»).

Для редактирования информации о сотрудниках необходимо ввести его фамилию, имя и отчество, а также выбрать должность (список должностей обновляется через «Общий справочник»). По умолчанию новым сотрудникам даются права просмотра информации, для разрешения изменений для необходимого сотрудника необходимо ввести в поле «Права» слово «Изменение». Для добавления медсестер нужно заполнить обязательные поля и изменить должность на «МЕДСЕСТРА» (список медсестер будет отображаться при заполнении информации о посещении человеком санатория).

Рис. 5 – Редактирования сотрудника

Рис.6 – График загруженности помещений

Рис. 7 – Условия сортировки для отображения загруженности помещений

График «Загруженность люксов» позволяет просматривать размещения отдыхающих. При этом есть возможность фильтровать выводимую информацию при помощи условий, и селить пациентов для в выбранные номера.

Появится окно выбора пациента, а после подтверждения выбора пациента кнопкой «ОК» появится стандартное окно заполнения информации о посещении рис. 14). Для ввода условий необходимо выбрать на форме кнопку «Условия», после чего откроется форма рис. 8. Необходимо отметить, что информация условий сохраняется для последующих сеансов работы.

В системе имеются 5 справочников (пункт меню «Справочники» на главной форме программы): «Справочник адресов» и «Общий справочник» (см. рис. 9), «Справочник номеров» рис. 10, «Справочник услуг» и «Справочник ресурсов» (см. рис. 12, 13). Справочник адресов, общий справочник и справочник номеров имеют древовидную структуру, элементами дерева являются категории, доступные для редактирования пользователем. Элементы интерфейса управления справочниками включают кнопки: «Добавить» – добавляет новый элемент справочника, «Удалить» – удаляет выбранный элемент справочника, «Изменить» – редактирование выбранного элемента справочника, «Обновить» – перечитывает содержимое справочников, «Закрыть» – закрывает форму справочника. На рис. «или редактирование элемента справочника» показана форма редактирования элемента справочника, элементами которой являются управляющие кнопки: «Сохранить» – сохраняет изменения и закрывает форму, «Добавить» – добавляет элемент в справочник и очищает форму для ввода новой информации об элементе справочника, «Закрыть» – закрывает форму без сохранения изменений.

Рис. 8 – Добавление или редактирование элемента справочника

a)

б)

Рис. 9 – Справочник адресов и общий справочник

При заполнении информации заселения одним из обязательных условий является выбор размещения отдыхающего. Этот выбор осуществляется с использованием справочника (рис. 10), который появляется при нажатии «…» в поле «Размещение» на форме «ЗаселениеБронирование». Вспомогательным инструментом является быстрый переход к внесению нового номера в справочник (рис. 11) при помощи кнопки «Добавить» на форме справочника номеров (рис. 10).

Рис.10 – Справочник номеров

Рис. 11 – Внесение или изменения номера

Рис. 12 – Справочник услуг

Рис. 13 – Список ресурсов для назначения услуги

 Ключевыми элементами подсистемы талонного центра (назначения услуг) являются «Справочник услуг» (см. рис. 12) и «Справочник ресурсов» (см. рис. 13) медицинского учреждения. Для корректной работы с данной подсистемой необходимо их заполнить.

Форма редактирования информации об отдыхающем включает обязательные поля для заполнения, отмеченные жирным шрифтом.

Рис. 14 – Форма редактирования информации об отдыхающем

 Назначение услуги осуществляется при помощи формы «Назначение услуги» (см. рис. 16) в соответствии с расписанием используемого ресурса и правилами проведения услуги рис. 17.

а)

б)

Рис. 15 – Форма «ЗаселениеБронирование»

Назначение услуги имеет логическую привязку к посещению отдыхающим санатория и должно попадать в период этого назначения. После заполнения обязательных параметров пользователю необходимо нажать кнопку «Добавить». В случае занятости ресурса или несоответствия правилам назначения, или попадания назначения в перерыв работы ресурса на экран будет выведено соответствующее предупреждение. Кнопка «Печать» позволяет вывести на принтер расписание назначений услуг, который можно отдать отдыхающему.

Рис. 16 – Назначение услуги

 Для создания правила взаимодействия услуг необходимо на главной форме выбрать пункт главного меню программы «Услуги» -> «Настройка». Откроется форма рис.17, где путем сопоставления управляющей и зависимой услуги можно создать правила релаксации после оказанных услуг пациенту.

Рис. 17 – Правила назначения услуг.

 Заключение. Разработанное в данной работе автоматизированное рабочее место сотрудника санатория обеспечивает:

- автоматизированный сбор и обработку информации с использованием методов оптимизации по основным задачам управления;

- хранение в памяти ЭВМ и комплексное использование нормативно-справочной, оперативной и другой необходимой для принятия решения информации;

- организацию рационального документооборота;

- применение прогрессивных методов планирования, учета и анализа направлений деятельности санатория.

АРМ сотрудника регистратуры позволит мобилизовать резервы, не находящие применения в силу ограниченности возможностей традиционных методов и средств управления, повысить качество документации, достоверность информации, использующейся при принятии управленческих решений [7].


Библиографический список
  1. Д. Крёнке, «Теория и практика построения баз данных.8-е издание» “Питер”,2003г.
  2. Дейт, К., Дж. Введение в системы баз данных. 6-е изд. – К.; М., СПб.: «Вильямс», 2000. – 848с
  3. В.В. Корнеев, А.Ф. Гареев, С.В. Васютин, В.В. Райх Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. – М.: Нолидж, 2001.- 496с.
  4. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт, 2002. – 672с.
  5. Заргарян Е.В., Заргарян Ю.А. Информационное обеспечение для задач многокритериальной оптимизации по методу Парето. Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 114-118.
  6. Заргарян Е.В. METHOD OF CALCULATION OF INDISTINCT INDUSTRIAL BALANCE. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 81. № 4. С. 125-129.
  7. Заргарян Е.В., Заргарян Ю.А., Мищенко А.С., Лимарева Н.В. Проектирование автоматизированного рабочего места врача-терапевта санатория // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4881


Все статьи автора «Заргарян Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: