УДК 004.02

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сафронов Алексей Андреевич1, Макашова Вера Николаевна2
1МС(К)ОУ С(К)ОШИ №3, Магнитогорский государственный университет, магистрант, 2-ой курс
2МГТУ им. Носова., Магнитогорский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИТ

Аннотация
Данная статья посвящена анализу методических рекомендаций для обеспечения информационной безопасности учащихся образовательных учреждений.

Ключевые слова: информационная безопасность, образовательные учреждения


ANALYSIS OF GUIDELINES FOR INFORMATION SECURITY CHILDREN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Safronov Alexey Andreevich1, Makashova Vera Nikolaevna2
1MS(K)OU S(K)OSHI №3, Magnitogorsk State University, 2nd year Master degree student
2Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk State University, Ph.D., Associate Professor, Department of IT

Abstract
This article analyzes the guidelines for information security of educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Сафронов А.А., Макашова В.Н. Анализ методических рекомендаций для обеспечения информационной безопасности детей образовательных учреждений // Современная техника и технологии. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/08/4265 (дата обращения: 26.07.2023).

В современных условиях развития информационных и коммуникационных технологий время от времени возникают проблемы, решить которые за частую довольно проблематично. Одна из таких проблем – это защита детей от нежелательной информации в сети Интернет. Решение данной проблемы остро встало в связи с выходом федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» совместно с законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Минобрнауки России провело актуализацию классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, и переименование его в «Перечень» видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

На сегодняшний день большинство развитых стран мира прибегают к фильтрации Интернет-контента и другим ограничениям свободы в Сети. При этом применяются различные технические решения: блокирование Интернет-ресурсов по IP-адресу, искажения DNS-записей, блокирование сайтов по URL, пакетная фильтрация, фильтрация через HTTP прокси-сервер. Следует отметить фильтрацию контента на основании возрастной маркировки. Опираясь на опыт стран Евросоюза, проекты по возрастной маркировке контента не решают поставленные перед ними задачи. По результатам исследований стало ясно, что данные проекты делают невозможным  внедрение национальной системы маркировки контента, поскольку сроки внедрения делают сами систему классификации неэффективной.

Таким образом, возникла потребность в разработке методических рекомендаций с целью обеспечения реализации проведения мероприятий, направленных на ограничение доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «интернет». На основе данных полученных из сети Runet, были проанализированы сайты, попадающие под «перечень» видов информации причиняющий вред. Стоит отметить следующие виды мероприятий:

  • Использование современных систем контент фильтрации, а также путем визуального контроля педагогами работы детей в сети Интернет;
  • Повышение квалификации работников образовательных учреждений путем их направления на курсы по защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью;
  • Проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями обучающихся;
  • Назначение ответственного лица, контролирующего и осуществляющего фильтрацию контента в сети Интернет.

В соответствие с законом ФЗ-195 от 30.12.2001 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства руководитель образовательного учреждения несет ответственность. В тоже время ФЗ №-436 не определяет ответственность поставщиков систем контент фильтрации за некачественное оказание услуг по ограничению доступа обучающихся. В связи с этим стоит при заключении договора с интернет-провайдером указывать ответственность и обязательства поставщика услуг связи или в виде компенсации нанесенного ущерба за некачественное оказание услуг контент-фильтрации.

Диаграмма существующей схемы организации ограничения доступа к информации в Российской Федерации по состоянию на  2014 год (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема ограничения доступа к запрещенной информации в Интернет.

Анализ текущей ситуации выявил ряд недостатков, который необходимо устранить для наилучшей работы СКФ. Основные выводы по текущей ситуации:

  • Не все ОО способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры;
  • Механизм актуализации списка ограничения доступа не отвечает современным требованиям по оперативности;
  • Система изолирована и не взаимодействует с внутригосударственными системами и иными организациями;
  • Контроль доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, запрещенную на территории РФ, обеспечивает федеральная служба по надзору в сфере связи;

На основе данных выводов должна быть разработана модель развития систем контент фильтрации в рамках образовательного процесса. При разработке должны учитываться результаты анализа текущей ситуации.

Для успешной модернизации текущей системы контент фильтрации будут являться следующие цели:

  • Повышение оперативности и прозрачности актуализации списков сайтов запрещенных к просмотру;
  • Исключение ОО из процессов установки, поддержки работоспособности и настройки контент-фильтра и передачи этих обязанностей на оператора услуг связи;
  • Применения зарубежного опыта в разработке современных СКФ.

Основными задачи в ходе модернизации систем являются:

  • Автоматизация процессов обнаружения нежелательных, запрещенных Интернет-ресурсов, путем применения современных синтаксических, морфологических алгоритмов обработки запросов;
  • Интеграция модернизированных системы контент фильтрации в уже существующую систему без потери временных издержек;
  • Интеграцию с другими подразделениями образовательного процесса, деятельность которых направлена на повышения качества образования и отслеживания нежелательных ресурсов.

Не стоит забывать, что обеспечить 100%-ную защиту от нежелательного контента в сети Интернет невозможно. При соблюдении всех правил в разработке современной СКФ возможно снижение риска до минимально допустимого значения.

Предполагаемая схема разработки современной СКФ представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- Схема взаимодействия системы контент фильтрации со всеми структурами.

Подводя итоги анализа текущей  ситуации по обеспечению информационной безопасности учащихся образовательных учреждений были сделаны выводы по ряду факторов, которые необходимо улучшить для более качественного функционирования механизма по защите детей от нежелательного контента и информации причиняющей вред здоровью детей.


Библиографический список
  1. Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2002. — 208 с. — ISBN 5-8459-0323-8, ISBN 1-57870-264-X.
  2. Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. — 264 с. — ISBN 5-9556-0053-1.
  3. Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004. — 616 с. — ISBN 5-94074-244-0.
  4. Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.
  5. Абулин, К.А. Безопасность в интернете [интернет портал], URL: http://www.comprice.ru/


Все статьи автора «lext89»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: