УДК 004

ОПИСАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ФИТНЕС-КЛУБА

Аббазова Р.А.1, Абрамова О.Ф.2
1Волжский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВПИ (филиал) ВолгГТУ), г. Волжский, студентка
2Волжский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВПИ (филиал) ВолгГТУ), г. Волжский, доцент

Аннотация
В данной работе описывается автоматизированная система для управления бизнес-процессами в фитнес-клубе. Словесно и графически представлен функционал системы и основные варианты использования. Проводится сравнительная оценка информационных систем, с помощью специализированной программы, основанной на методе анализа иерархий.

Ключевые слова: автоматизация, информационные системы, метод анализа иерархий, сравнительная оценка, фитнес-клуб, эксперт


DESCRIPTION AND EVALUATION OF THE QUALITY OF THE AUTOMATED SYSTEM FOR A FITNESS CLUB

Abbasova R. A.1, Abramova O. F.2
1Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Volgograd state technical University (VPI (branch) of Volgograd state technical University), Volzhsky, student
2Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Volgograd state technical University (VPI (branch) of Volgograd state technical University), Volzhsky, docent

Abstract
This paper describes an automated system is developed to manage business processes in the health club. Verbally and graphically represents the functionality of the system and main uses. Comparative evaluation of information systems, with the help of a specialized program based on the method of analysis of hierarchies.

Библиографическая ссылка на статью:
Аббазова Р.А., Абрамова О.Ф. Описание и оценка качества автоматизированной системы для фитнес-клуба // Современная техника и технологии. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/06/7112 (дата обращения: 27.05.2017).

По результатам всестороннего анализа предприятия, оказывающего населению комплекс спортивно-оздоровительных услуг (фитнес-клуба) была разработана автоматизированная система управления бизнес-процессами данного предприятия. Общая функциональная модель системы «Апельсин» для автоматизации основных бизнес-процессов в фитнес-клубе представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Функциональная модель АС «Апельсин»
Рисунок 1. Функциональная модель АС «Апельсин».

Актерами являются Директор и Администратор.
Директору доступны следующие функции[1]:
- работа с базами данных тренеров и направлений (просмотр, изменение, добавление, удаление)
- просмотр БД клиентов
-просмотр отчетов:
• наиболее востребованные услуги
• невостребованные услуги
• загруженность тренера и отзывы клиентов
• дни рождения клиентов
• скидки – список клиентов, одновременно посещающих 3 и более направлений(услуг)
• отчет о прибыли по каждой услуге и в общем
• расписание занятий
• состав группы для заданного направления
• общий отчет: состав групп по всем направлениям.

Администратору доступны функции:
- работа с базами данных клиентов и направлений (просмотр, изменение, добавление, удаление)
- просмотр БД тренеров
- добавление клиентских отзывов тренерам
- работа с расписанием (добавление, изменение, удаление записей)
- просмотр отчетов:
-состав группы для заданного направления
-расписание занятий

Выделены следующие варианты использования:
1) Ведение учетных данных
2) Фиксация посещений клиентов
3) Заполнение расписания
4) Просмотр отчетов

Описание основных вариантов использования и их графическое представление.
Сценарий 1. «Ведение учетных данных»
Описание: данный сценарий позволяет пользователю (администратору или директору) редактировать, добавлять, удалять данные (Рисунок 2).
Основной поток событий:
система ждет от пользователя требуемое действие:
- добавить запись
- редактировать запись
- удалить запись

Рисунок 2. Диаграмма активности для варианта использования

«Ведение учетных данных»

Сценарий 2. «Фиксация посещений клиентов»
Описание: данный сценарий позволяет администратору зафиксировать посещения клиентов на разные услуги.
Основной поток событий:
1) Администратор запрашивает БД клиентов
2) Система выдает БД клиентов
3) Администратор находит нужного клиента и запрашивает список услуг данного клиента
4) Система выдает список услуг клиента
5) Администратор выбирает необходимую услугу
6) Информация об услуги
7) Администратор в поле Посещение фиксирует визит и нажимает кнопку Сохранить
8) Если сохранение прошло успешно, то система не производит никаких действий, если возникла ошибка – вывод сообщения об ошибке.

На рисунке 3 представлена диаграмма активности для варианта использования «Фиксация посещений клиентов»

Рисунок 3. Диаграмма активности для варианта использования «Фиксация посещений клиентов»

Сценарий 3. «Заполнение расписания»
Описание: данный сценарий позволяет администратору заполнять и редактировать расписание.
Основной поток событий:
1) Администратор нажимает вкладку Расписание.
2) Система выдает форму для заполнения и редактирования расписания.
На рисунке 4 представлена диаграмма активности для варианта использования «Заполнение расписания»

Рисунок 4. Диаграмма активности для варианта использования «Заполнение расписания»

Сценарий 4. «Просмотр отчетов»
Описание: данный сценарий позволяет директору просматривать следующие отчеты:
- наиболее востребованные услуги
- невостребованные услуги
- загруженность тренера и отзывы клиентов
- дни рождения клиентов
- скидки – список клиентов, одновременно посещающих 3 и более направлений(услуг)
- отчет о прибыли по каждой услуге и в общем
- расписание занятий
- состав группы для заданного направления
-общий отчет: состав групп по всем направлениям.
Администратору доступен просмотр некоторых отчетов:
- состав группы для заданного направления
- расписание занятий

На рисунке 5 представлена диаграмма активности для варианта использования «Просмотр отчетов».
Рисунок 5. Диаграмма активности для варианта использования «Просмотр отчетов.

Интерфейс автоматизированной системы «Апельсин».
На рисунке 6 представлено: Авторизация в системе и Главное окно программы.

Рисунок 6. Авторизация и Главное окно системы.

На рисунках 7-8  представлено: Добавление направления, Добавление клиента, Добавление отзыва.

Рисунок 7. Формы для добавления направления и клиента.

Рисунок 8. Формы для добавления отзыва.

Отчеты, формируемые автоматизированной системой «Апельсин» представлены на рисунках 9-10.

Рисунок 9. Диаграмма отчета востебованные услуги и отчет о прибыли.

Рисунок 10.  Отчет «Расписание занятий»

Для сравнительного анализа существующих информационных систем и созданной систем для автоматизации бизнес-процессов фитнес-клуба, был использован программный продукт MY PRIORITY, базирующемся на методе анализа иерархий. Каждый из экспертов выполняет сравнение альтернатив независимо от других экспертов.
Эксперты, в рамках данной работы, это пользователи информационных систем, предназначенных для автоматизации процессов в фитнес-клубе.
Для исследования было выбрано 9 экспертов (организаторы и персонал фитнес-клуба Апельсин).
Иерархическая структура в системе MY PRIORITY для сравнения ИС по критерию Функциональность представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. Структура в системе MY PRIORITY.

Задача исследования: сравнить разработанную систему Апельсин с уже существующими системами в данной области (1С:Фитнес-клуб, Кабаре. Фитнес, UNIVERSE-Фитнес) по следующим критериям:
• функциональность (т.е. выделить систему, с наибольшим количеством функций)
• интуитивная понятность интерфейса (т.е. выбрать систему, которая по мнению экспертов: проста в использование, понятна, и не требует доп. обучения)
• временные затраты на работу в системе (т.е. выделить систему, в которой время выполнения операций будет минимально, по сравнению с остальными)
Каждому эксперту, после ознакомления с системами, было предложено заполнить три таблицы (матрицы попарных сравнений) в которых нужно сравнить данные системы по заданным критериям соответственно.
Критерий 1. Функциональность.
По данному критерию эксперты должны выделить систему, которая, по их мнению, содержит большее количество функций[2].
Эксперты заполнили матрицы попарных сравнений следующим образом (Рисунок 12-14):

Рисунок 12. Матрица попарных сравнений эксперта 1.

На рисунке 13 представлены матрицы сравнений для экспертов 2-5.

Рисунок 13. Матрицы попарных сравнений экспертов 2-5.

На рисунке 14 представлены матрицы сравнений для экспертов 6-9.

Рисунок 14. Матрицы попарных сравнений экспертов 6-9.

В итоге анализа система MY PRIORITY выдала результат представленный на рисунке 15. По мнению экспертов, функциональность систем Апельсин и UNIVERSE-Фитнес значительно меньше, по сравнению с другими программами. Это нормально, т.к. система Апельсин была ориентированная на конкретное предприятие, для которого реализованный набор функций является оптимальным.
На рисунке 15 изображен результат работы программы MY PRIORITY.

Рисунок 15. Итоговый результат.

Критерий 2. Интуитивная понятность интерфейса.

По данному критерию экспертам следует определить систему, которая по мнению экспертов проста в использование, понятна, и не требует дополнительного обучения[3].

Эксперты заполнили матрицы попарных сравнений следующим образом (Рисунок 16-18):

Рисунок 16. Матрица попарных сравнений эксперта 1.

На рисунке 17 представлены матрицы сравнений для экспертов 2-5.

Рисунок 17. Матрицы попарных сравнений экспертов 2-5.

На рисунке 18 представлены матрицы сравнений для экспертов 6-9.

Рисунок 18. Матрицы попарных сравнений экспертов 6-9.

В результате система MY PRIORITY выдала диаграмму представленную на рисунке 19.

Рисунок 19. Результат работы системы  MY PRIORITY

По мнению экспертов, для работы в системе Апельсин не потребуется дополнительное обучение, потому что данная система обладает наиболее понятным и простым интерфейсом.

Критерий 3. Временные затраты на работу в системе
Данный критерий определяет систему, в которой время на выполнение операций минимальна, по сравнению с другими системами[2].
Эксперты заполнили матрицы попарных сравнений следующим образом (Рисунок 20-22):

Рисунок 20. Матрица попарных сравнений эксперта 1.

На рисунке 21 представлены матрицы сравнений для экспертов 2-5.

Рисунок 21.  Матрицы попарных сравнений экспертов 2-5.

На рисунке 22 представлены матрицы сравнений для экспертов 6-9.

Рисунок 22. Матрицы попарных сравнений экспертов 6-9.

В итоге анализа система MY PRIORITY выдала результат представленный на рисунке 23, в котором видно, что по мнению экспертов, система Апельсин в приоритете с большим отрывом от других альтернатив, потому что в данной системе время на выполнение операций (задач) минимальна, по сравнению с другими системами.

Рисунок 23. Итоговый результат.

Сравнительный анализ существующих информационных систем и разработанной системы для автоматизации бизнес-процессов фитнес-клуба привел к следующему результату, что по мнению экспертов:

  1. функциональность систем Апельсин и UNIVERSE-Фитнес значительно меньше, по сравнению с другими программами. Это нормально, т.к. система Апельсин была ориентированная на конкретное предприятие, для которого реализованный набор функций является оптимальным.
  2. для работы в системе Апельсин не потребуется дополнительное обучение, потому что данная система обладает наиболее понятным и простым интерфейсом.
  3. система Апельсин в приоритете с большим отрывом от других альтернатив, потому что в данной системе время на выполнение операций (задач) минимальна, по сравнению с другими системами.

Библиографический список
  1. Аббазова Р.А., Абрамова О.Ф. Проблемы автоматизации узкоспециализированных малых предприятий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 16-17 октября 2014 г.; Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева. – Кемерово, 2014. – 3-4 с.
  2. Аббазова Р.А., Абрамова О.Ф. Разработка информационной системы для малого предприятия, специализированного на спортивно-оздоровительной деятельности. // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/846/9877 (дата обращения: 10.05.2015).
  3. Аббазова Р.А., Абрамова О. Ф. Исследование проблем в области автоматизации управления узкоспециализированных малых предприятий [Электронный ресурс] / Аббазова Р.А., Абрамова О.Ф. // Современная техника и технологии. – 2015. – № 1. – C. Режим доступа : http://technology.snauka.ru/2015/01/5601
  4. Абрамова О.Ф. Введение в программную инженерию: методические указания к лабораторной работе на тему “Основные сведения о UML и BOUML. Диаграммы активности Сборник «Методические указания». Выпуск 1. / О.Ф. Абрамова, Д.Н. Лясин. – Волгоград: ВолгГТУ, 2014
  5. Абрамова, О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / Абрамова О.Ф. // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 9. – C. 109-110.
  6. Лясин, Д.Н. Объектно-ориентированный анализ и проектирование программных систем : учеб. пособ.(гриф). Доп. УМО вузов по университетскому политехническому образованию / Лясин Д.Н., Абрамова О.Ф.; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. – 99 с.


Все статьи автора «rimma»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: