УДК 004.04

РАЗРАБОТКА РАСПРЕДЕЛЕННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ И ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ГОРОДЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Сабирова Алина Альфредовна1, Каюмов Алмаз Фирдависович1
1Набережночелнинский филиал "Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ"

Аннотация
В статье рассматривается методология проектирования баз данных на примере производственного предприятия. Разработана распределенная база данных и приложений для решения задач заказчика.

Ключевые слова: атрибуты, база данных, запросы, отчеты., предметная область, проектирование, связи, сущности


DEVELOPMENT DISTRIBUTED DATABASE AND APPLICATIONS FOR SOLVING PROBLEMS OF MANUFACTURING FIRM IN NABEREZHNYE CHELNY

Sabirova Alina Alfredovna1, Kayumov Almaz Firdavisovich1
1Naberezhnye Chelny branch of Kazan National Research Technical University named after Tupolev – KAI

Abstract
The article discusses the methodology for database design on the example of the manufacturing enterprise. A distributed database and applications to meet the challenges of the customer.

Библиографическая ссылка на статью:
Сабирова А.А., Каюмов А.Ф. Разработка распределенной базы данных и приложений для решения задач производственного предприятия в городе Набережные Челны // Современная техника и технологии. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/06/7270 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время все программные продукты оперируют большими объемами информации. Это приводит к проблеме ее грамотного хранения, оптимизации и возможности быстрого извлечения для конкретных нужд.

Цель работысостоит в том, чтобы побывать в роли проектировщика автоматизированной информационной системы, точнее, той её части, которая называется базой данных. База данных – совокупность сведений о конкретных объектах реального или воображаемого мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, например предприятие, вуз и т.д.[1]

При создании базы данных необходимо учитывать, чтобы было удобно обращаться с хранящимися в ней сведениями, а именно:

  • просматривать;
  • пополнять;
  • изменять;
  • выполнять запросы, решающие определённые задачи заказчика.

В качестве заказчика была выбрано производственное предприятие в городе Набережные Челны, которое занимается производством дверной и оконной фурнитуры.

Вся продукция производственного предприятия - это продукция высокого качества. Главной целью всех работников предприятия является производство и предоставление на рынок продукции и услуг такого уровня качества, который наилучшим образом отвечает требованиям и ожиданиям потребителей и заказчиков.

Производственное предприятие выпускает полный номенклатурный ряд фурнитуры и комплектующих:

  • стационарные дверные ручки различных конфигураций (предназначены для установки на деревянные, алюминиевые и пластиковые двери толщиной от 36 до 76 мм.);

  СТН-0707          СТН-1033         СТН-0205    СТН-0206    СТН-0207       СТН-0208            СТН-1565

  • универсальные нажимные гарнитуры(НГ), накладные шпингалеты(НШ), запорное устройство(ЗУ), фиксатор двери(ФД) – применяются для оснащения дверей;

НГ СТН-0555          НШ СТН-1702     ЗУ СТН-0289                   ФД СТН-0960

  • петли для алюминиевых дверей;
  • петля для тяжелонагруженных дверей;
  • комплекты фурнитуры различных способов открывания для окн из алюминиевог, ПВХ- профиля, для деревянных окон;
  • комплекты фурнитуры для раздвижных балконных рам.

 

Рисунок 1. Структурная схема производственного предприятия

Основные функции и задачи отделов:

Отдел кадров:

  • подбор, отбор, расстановка, изучение и использование рабочих кадров, руководителей и специалистов;
  • участие в формировании стабильного коллектива;
  • создание кадрового резерва и работа с ним.

Планово-экономический отдел:

  • организация и проведение работы по бухгалтерскому учету имущества, финансовых и хозяйственных операций;
  • контроль над правильной постановкой и ведением бухгалтерского учета, над движением и использованием материальных ценностей и денежных средств;
  • составление периодической и годовой бухгалтерской отчетности;
  • анализ исполнения сметы доходов и расходов, выявление способов повышения результативности расходов;
  • учет расчетов по оплате труда;
  • подготовка и сдача отчетности в Инспекцию МНС, Фонд социального страхования, пенсионный фонд, статистическое управление.

Отдел снабжения:

  • продвижение товарного потока к потребителю;
  • контроль поставок.

Отдел информационных технологий:

  • определение целей и постановка задач по созданию безопасных информационных технологий, отвечающих требованиям комплексной защиты информации;
  • проведение специальных исследований и контрольных проверок по выявлению возможных каналов утечки информации и разработка мер по их устранению и предотвращению;
  • разработка регламента допуска сотрудников предприятия к отдельным каналам информации;

Отдел безопасности:

  • организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений и имущества предприятия;
  • организация ведения конфиденциальных переговоров.

Отдел экологии и охраны труда:

  • организация и обеспечение контроля над проведением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда на предприятии;
  • контроль над соблюдением законодательных норм, правил техники безопасности и промышленной зоне;
  • обеспечение проведения вводного инструктажа по технике безопасности поступающих на предприятие работников.

Конструкторско-технологический отдел:

  • разработка технологических процессов изготовления продукции;
  • осуществление технического надзора на этапе производства и монтажа у потребителя.

Производственно–технический отдел:

  • обеспечение выпуска продукции в установленные сроки, по заданной номенклатуре, качеству и количестве;

Коммерческий отдел:

  • подготовка и заключение договоров с заказчиками с учетом нормативных актов на планирование и отгрузки готовой продукции;
  • организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио…;
  • анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление её потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;
  • поиск и привлечение клиентов;
  • координация и контроль работ по продаже продукции;
  • составление плана продаж;
  • оформление документов: заявки, расписки, товарные чеки;
  • консультация заказчиков по вопросам, связанных с ассортиментом и качеством продукции;
  • работа с жалобами заказчиков.

Административно-хозяйственный отдел:    

  • определение потребности материально-технических средств, приобретение и закупка оборудования;
  • своевременное и качественное проведение технического обслуживания;
  • обеспечение автотранспортных перевозок.

Юридический отдел:

  • обеспечение законной деятельности;
  • защита прав работников и предприятия.

Приведем список некоторых задач, предложенных различными отделами предприятия. Заметим, что курсивом отмечены первоочередные задачи, а запросы для решения этих задач будут приведены ниже.

Отдел кадров:

  • поиск и вывод информации о сотруднике по паспорту;
  • вывод списка должностей сотрудников;
  • вывод списка начальников отделов.

Планово-экономический отдел:

  • вывод списка работников со стажем свыше заданного количества лет;
  • просмотр оклада конкретного сотрудника;
  • вывод сотрудника конкретного отдела, получающего оклад больше заданного числа.

Коммерческий отдел:

  • вычисление стоимости 1-го изделия в комплекте;
  • просмотр сведений о конкретном изделии, независимо от вида;
  • определение минимальной и максимальной цены каждого изделия;
  • вывод договора(заказчику);
  • просмотр сведений о заказах в конкретный день;
  • вычисление выручки по каждому изделию за месяц (планово-экономическому отделу);
  • подсчет количества заказанных изделий за месяц;
  • вычисление общей суммы заказанных изделий за месяц.

Отдел снабжения:

  • вывод ведомости о заказанных изделиях за месяц(коммерческому отделу);
  • вывод накладной (коммерческому отделу).

Создавая базу данных, анализируют входные и выходные документы, имеющиеся у заказчика, и учитывают поставленные задачи. Разумеется, мы не рассматривали всю совокупность деловой документации предприятия, а приняли во внимание лишь следующие документы.

Входные документы

  • Сведения о сотрудниках (Паспортный номер, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Пол, Стаж по специальности);
  • Информация о заказчиках (Заказчик, Расчетный счет, Дата заключения договора);
  • Прайс-лист изделий (Название, Обозначение СТН, Размер, Штук в комплекте, Цена с НДС).

Выходные документы

  • Ведомость о заказанных изделиях за определенный период (Обозначение производственное предприятие, Название, Количество, Дата);
  • Договор (Дата заключения договора, Заказчик, Расчетный счет, Код заказчика);
  • Накладная (Номер документа, Дата составления, Заказчик, Расчетный Счет, Код заказчика, Обозначение СТН, Название, Цена, Количество заказанных комплектов, Сумма, Итоговая сумма);
  • Финансовый результат по каждому изделию за определенный период (Обозначение СТН, Название, Выручка, Итоговая сумма);
  • Отчет о сотруднике (Паспортный номер, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Пол, Стаж по специальности);
  • Список сотрудников, работающих на предприятии больше 10 лет (Фамилия, Имя, Отчество, Дата приема на работу, Стаж по специальности);
  • Список должностей сотрудников (Паспортный номер, Фамилия, Имя, Отчество, Должность);
  • Список начальников отделов (Название отдела, Фамилия, Имя, Отчество, Должность).

Отчет Ведомость о заказанных изделиях составляется заместителем отдела снабжения. Передается в коммерческий отдел. Этот документ  необходим  для подсчета количества заказанного изделия.

Отчет Договор заключается между начальником коммерческого отдела (доверенным лицом предприятия) и заказчиком. Утверждается генеральным директором. Этот документ  необходим  для учета сведений о заказчике.

Отчет Накладная составляется заместителем отдела снабжения, подписывается начальником. Передается в коммерческий отдел. Этот документ необходим для оформления операций по отпуску заказанных изделий.

Отчет Финансовый результат по каждому изделию за определенный период составляется планово-экономическим отделом, подписывается главным бухгалтером. Этот документ необходим для рационального использования ресурсов и прогнозирования отдельных показателей предприятия.

Информационно-логическую модель предметной области изобразим в виде ER-диаграммы, где прямоугольниками обозначены сущности(Entity) предметной области, а озаглавленными линиями – связи(Relationship) между сущностями. Обычно рассматривают следующие бинарные связи между сущностями:

  • Один к одному (1:1);
  • Один ко многим (1:М);
  • Многие ко многим (М:М).

Анализ нашей предметной области позволил выделить сущности “Сотрудники”, “Отделы”, “Должности”, “Изделия”, “Заказчики”, “Продажа изделий” и определить между ними связи (см.рис.2).

 Рисунок 2. ER-диаграмма производственного предприятия

На основе ER-диаграммы построим следующие таблицы: тИзделия, тЗаказчики,тЗаказы, тНакладная,тСотрудники, тОтделы, тДолжности.

Сущности “Отделы” и “Сотрудники” имеют связь 1:М, следовательно, требуетсядобавить внешний ключ (КодОтд) в таблицу тСотрудники.

Сущности “Должности” и “Сотрудники” имеют связь 1:М. Добавляем внешний ключ(КодДолж) в таблицу тСотрудники.

Сущности “Заказчики” и “Заказ” имеют связь 1:М. Добавляем внешний ключ (КодЗаказчик) в таблицу тЗаказы.

Сущности “Заказы” и “Изделия” имеют связь (М:М). Поэтому, в соответствии справилом перехода от ER-диаграммы к реляционным таблицам организуем таблицусвязи, которую назовём тНакладная. В ней поля КодИзд и КодЗаказ будут внешнимиключами по отношению к таблицам тЗаказыи тИзделия, соответственно. Атрибут Накладная, относящийся к связи упомянутых сущностей, станет полем созданной таблицытНакладная.

Мы проектировали базу данных, которая будетработать на удаленном сервере MySQL[5]. Для примера на языке MySQL напишем объявление таблиц тИзделияи тЗаказыи связь между ними (другие таблицы создаются таким же образом).

Сначала определим таблицу тИзделия, где укажем название полей, типы данных, первичный (рrimarykey) и внешний ключи (foreignkey):

CREATETABLEтСотрудники

(ПаспНомVarchar(10),

ФамилияVarchar(11),

ИмяVarchar(10),

ОтчествоVarchar(15),

ДатаРождDatetime,

Пол Varchar(1),

ДатаПриемDatetime,

СтажПоСпецVarchar(2),

constraintpk_Сотрудник_ПаспНом Primary key (Артикул)

constraintfk_Сотрудник_КодДолж Foreign key (КодДолж)

ReferencesтДолжности (КодДолж));

Объявление таблицы тДолжностибудет иметь вид:

CREATETABLEтДолжности

(КодДолжVarchar(3),

Должность Varchar(25),

Оклад(р) Varchar(6),

constraintpk_Дожности_КодДолж Primary key (КодДолж));

В принципе, таблицы базы данных могут неадекватно отображать предметную область из-за возможных аномалий вставки, удаления, корректировки. [2] Чтобы убедиться, что в наших таблицах нет этих аномалий, надо проверить, могут ли таблицы соответствовать так называемой третьей нормальной форме(3НФ). Как известно [3], таблица находится в 3НФ, если она находится во 2-й нормальной форме и нет функциональных зависимостей среди её неключевых полей.

Проанализируем функциональные зависимости (ФЗ) таблиц. Для начала рассмотрим ФЗ между полями таблицы тСотрудники, у которой заголовок имеет вид:

тСотрудники(#ПаспНом, Фамилия, Имя, Отчество, ДатаРожд, Пол, ДатаПрием, СтажПоСпец).

Паспорт              (Фамилия, Имя, Отчество,  ДатаРожд,  Пол,  ДатаПрием, СтажПоСпец).

В данном случае все неключевые атрибуты полностью зависят от первичного ключа. Это говорит о том, что таблица тСотрудникинаходится во 2-й нормальной форме. Таблица находится также и в 3НФ, поскольку неключевые атрибуты не имеют между собой функциональных зависимостей.

Рассмотрим теперь функциональные зависимости между полями таблицы:

тДолжности(#КодДолж, Должность, Оклад(р)).

КодДолж → (Должность, Оклад(р)).

Поля “Должность”, “Оклад(р)” зависят только от ключа “КодДолж” и нет функциональных зависимостей между ними, значит, таблица находится в 3НФ.

Все другие таблицы анализируются аналогично.

Так мы убедились, что наша модель (ER-диаграмма) адекватна предметной области.

Для решения некоторых первоочередных задач заказчика создаем запросы на языке MySQL [4].

1. Информация о сотруднике:

CREATE VIEW ИнфКонкрСотруд

AS

SELECT ПаспНом, Фамилия, Имя, Отчество, ДатаРожд, Пол, ДатаПриема

FROM тСотрудники

WHERE тСотрудники.ПаспНом=[Введите номер паспорта:];

2. Список сотрудников отдела снабжения, получающих оклад больше 25000 рублей:

CREATEVIEWОкладСотруд

AS

SELECTНазваниеОтд, Фамилия, Имя, Отчество, [Оклад(р)]

FROMтОтделы О, тДолжности Д, тСотрудники С

WHEREД.КодДол=С.КодДолж

AND

О.КодОтд=С.КодОтд

AND

О.НазваниеОтд=”Снабжения”

AND

Д.[Оклад(р)]>25000;

3. Оформление договора:

CREATE VIEW ДогОрг

AS

SELECT О.Наименование, О.Адрес, О.Телефон, О.[E-mail],О.ИНН, О.Счёт, З.КодЗаказчик, З.Заказчик, З. РасчетСчет

FROM [Производственное предприятие] О, тЗаказчикиЗ;

4. Оформление накладной:

CREATEVIEWофНакл

AS

SELECT Ч.КодЗаказ, Ч.Дата, З.Код Заказчик, З.РасчетСчет, З.ДатаЗаключДог, И.КодИзд,       И.Название, И.ОбозначениеСТН, И.КомплектШтук

FROM тЗаказчики З,тЗаказы Ч, тИзделия И

WHEREЧ.КодЗаказ=1 ANDЗ.КодЗаказчик=Ч.КодЗаказANDИ.КодИзд=Ч.КодИзд;

В заключение отметим, что в данной статье был проведен анализ работы производственного предприятия с точки зрения разработчика автоматизированной информационной системы, которая в значительной степени избавит сотрудников от ручного делопроизводства.


Библиографический список
  1. А.Н.Асанова. Проектирование и создание базы данных в MS Access.// Учебное пособие. Набережные Челны: КГУ, филиал в г. Набережные Челны, 2005, стр.4-12;
  2. Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовский. Базы данных: теория и практика //Учебник для вузов – М.: Высш. Шк., 2005 – 463 с.;
  3. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем // Издательство Финансы и статистика, 1998 [Электронный ресурс] –Режим доступа http://www.twirpx.com/file/10083/3;
  4. Ларри Ульман ; Пер. с англ. Слинкина А. А. – М.: ДМК Пресс; MySQL // СПб.:Питер, 2004. – 352 с.


Все статьи автора «Каюмов Алмаз Фирдависович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: