УДК 373.1:371.8 (045)

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Мухачева Елена Васильевна1, Зубкова Ирина Николаевна2
1Удмуртский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Института педагогики, психологии и социальных технологий
2Институт педагогики, психологии и социальных технологий, магистрант, заместитель директора Республиканского центра детского (юношеского) технического творчества

Аннотация
В статье рассматривается один из вариантов развития технического творческого мышления учащихся в системе дополнительного образования. Данный способ основывается на взаимодействии образовательных учреждений разного уровня и профиля образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, социальное партнерство, способ развития технического творческого мышления, техническое мышление


TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF THE TECHNICAL CREATIVE THINKING STUDENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL PARTNERSHIP

Мukhacheva Elena Vasilievna1, Zubkova Irina Nikolaevna2
1Udmurt state University, PhD of pedagogical sciences, associate professor of the department of the Institute of pedagogy, psychology and social technologies
2Institute of pedagogics, psychology and social technologies, graduate student, deputy of director of the Republican center of child's (youth) technical work

Abstract
In the article one of variants of development of the technical creative thinking is examined students in the system of additional education. This method is based on the interaction of educational establishments of different level and profile of education.

Keywords: additional education, method of development of the technical creative thinking, social partnership, technical thinking


Библиографическая ссылка на статью:
Мухачева Е.В., Зубкова И.Н. Технология развития технического творческого мышления учащихся в условиях социального партнерства // Современная техника и технологии. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/09/7893 (дата обращения: 26.05.2017).

Современные образовательные программы в рамках ФГОС ориентированы на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Побуждение детей к самостоятельному поиску нового в индивидуально интересующей его области (составляющей основу творчества), вовлечение в сферу производственной деятельности, формирование умения планировать и анализировать свою деятельность – являются основой при формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию обучающегося. Предоставление таких возможностей школьникам  основная задача системы Дополнительного образования. [2, с.247]

Особенностью современного постиндустриального общества является развитии наукоемких отраслей производства, которые требуют высококвалифицированных специалистов.  Проблема состоит в том, что для нашей страны характерна низкая конкурентоспособность машиностроительного комплекса, негативный  имидж специалистов инженерных специальностей, несовершенство профориентационной работы, и, как следствие,    недопонимании субъектов образовательного процесса  (родителей, педагогов, обучающихся)  важности основ технического образования.

В связи с этим одним из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, является создание некой системы, основанной на принципе социального партнерства.

Данная система предполагает объединение учреждений школьного, дополнительного, довузовского и вузовского образования, параллельно предусматривающей  участие в процессе обучения производственных предприятий в качестве практической учебно-производственной площадки, и основного заказчика обучающихся специалистов.  [1, с.147]

Системообразующим элементом этой системы,  является ребенок, как субъект взаимодействия, посещающий учреждение дополнительного образования (Центр). Тем самым,  появляется возможность планомерной и стабильной подготовки квалифицированных специалистов технического профиля.

Предполагаемая система взаимодействия условно представлена четырьмя блоками: целевым, содержательным, организационно-деятельностным и контрольно-оценочным.

Основной целью создания данной системы является формирование условий для развития у ребенка технического творческого мышления, способствующего  овладению определенным уровнем технических знаний и умений, формированию инновационного подхода к решению проблем технического характера и, как следствие, его положительной социализации посредством самоидентификации личности.

Содержательный блок  содержит в себе ответы на три вопроса: как организован учебный процесс, чему обучают и как?

Учебно-воспитательный процесс реализуется в четыре шага:

1 шаг – формирование устойчивого интереса обучающихся. Начинается взаимодействие с выявления склонностей, диагностики особенностей, формирования знаний в области технических специальностей (с указанием уровней образовательных учреждений СПО, ВПО), знакомства с техническим инструментарием, формирования проектных навыков при решении простых творческих задач. Этот шаг обучения реализуется методом погружения в предметные области (компьютерное проектирование, технология моделирования, технический дизайн), где задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер;

2 шаг – индивидуальная проектная деятельность на основе личного выбора обучающегося. Здесь решающая роль отводится профильной диагностике, мотивации самообучения, организации работы с информацией. Познавательный аспект направлен на развитие учебных умений и навыков, формирование общей способности искать и находить новые решения, использование нетрадиционных способов достижения результата. Все это осуществляется через метод сквозного проектирования.

3 шаг – групповая проектная деятельность на основе принятия осознанного решения обучающегося. На этом этапе решающая роль отводится распределению полномочий внутри рабочей группы.

Познавательный аспект направлен на развитие коммуникативных навыков.

4 шаг–социальная самоидентификация, выявления и организации личностно значимой деятельности. Этот шаг направлен на определение личностно значимых для обучающегося результатов, целей своего обучения, формулирование новых задач, самостоятельное планирование путей достижения целей, освоение социальных и правовых норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Все вышеперечисленные шаги реализуются в комплексной программе. Особенность предлагаемой программы в том, что она позволяет обучающимся, прошедшим обучение в объединениях начального технического моделирования, специализированных спортивно-технических и научно-технических объединениях наиболее полно использовать и развить полученные знания и умения до политехнического кругозора, а также является естественным продолжением дальнейшего углубленного обучения подростков 13-17 лет техническому творчеству, ориентированного  на инженерные профессии. [3, с.161]

Программа рассчитана на три учебных года (3 этапа) с учебным планом от 36 до 216  часов в год и зависит от полноты предварительного обучения детей в объединениях начального и специализированного технического творчества.  Курс программы содержит четыре дисциплины:

- «Компьютерное проектирование»;

- «Робототехника»;

- «Технология моделирования»;

- «Технический дизайн»

Занятия проводятся по 4-6-8 часов в неделю в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине программы.

В процессе освоения программы обучающиеся поэтапно овладевают проектировочными  умениями и навыками:

1-ый этап  – формирование умений совершенствования выбранного объекта с использованием известных решений, основы разработки конструкторской документации, создания 3D моделей изделий  с использованием элементов САПР.

Задачи 1 этапа обучения (первого года обучения):  формирование объектно-функционального мышления при изучении структуры технических изделий  на основе выделения роли материалов и формы конструкционных элементов составных частей изделий, умения  конструирования, моделирование технических систем с применением ПК и специализированных программ типа «Компас» или/и ADEM, AutoCAD.

2-ой этап – формирование умений составления маршрута проектирования, изготовления изделия (макета), детального описания отдельных операций с использованием ПК.

Задачи 2 этапа обучения (второго года обучения): формирование процессно-функционального мышления при изучении технологии и организации производства, труда и управления современным предприятием, умения выделять последовательность событий и обеспечивать их взаимодействие в пространстве и во времени; развитие навыков в разработке технологии и применении приемов логистики, формирование продуктов интеллектуальной собственности.

Для этой возрастной группы технические системы становятся, в первую очередь, объектом исследований. Воспитанники приобретают навыки экспери­ментального моделирования – создания моделей и технических систем для изу­чения конкретных характеристик, физических явлений, зависимостей.

Примеры практических работ:

«Робототехника»

  1. Построение колесной платформы для робота
  2. Построение робота с заданными функциями – движение робота после хлопка, реагирование на шум
  3. Написание алгоритма и программы движения

«Технический дизайн»

  1. Построение композиции из плоских геометрических фигур на плоскости.
  2. Изображение тела вращения (ваза) методом каркасной сетки (горизонтальные и вертикальные сечения).
  3. Изображение произвольной пластической формы с помощью светотеневой моделировки объема.
  4. Создание единой графической композиции из простых геометрических тел.
  5. Изготовление макета объемно-пространственной композиции, состоящей из плоскости и пронизывающих ее геометрических тел.

«Технология моделирования»

1. Разметка плоских поверхностей.

2. Правка и гибка листового металла,

3. Резка листового металла.

4. Опиливание острых кромок деталей.

5. Сверление, развертывание и зенкерование деталей на сверлильном станке.

«Компьютерное проектирование»

  1. Графическое изображение процесса эволюции технической системы;
  2. Составление спецификации на изделие;
  3. Определение главной полезной функции технической системы;
  4. Работа с отраслевым классификатором технических устройств;
  5. Определение показателей качества технической системы;
  6. Определение материалов, применяемых для изготовления изделий;
  7. Понятие о прочности, твердости, усталости, сопротивлении материалов на основе свойств применяемых материалов.

3-ий – формирование умений генерирования и обоснования новых технических решений на ранних стадиях создания изделия, технологии изготовления и производства, корректировка результатов интеллектуальной деятельности.

Задачи 3 этапа обучения (третьего и четвертого года обучения): формирование системно-функционального мышления, умения осуществлять  классификацию и систематизацию  объектов техники и процессов, владеть и применять методы активизации творческого мышления,  использовать эвристические приемы.

На этом этапе у школьников формируется понятие об эксперименте и преломление проектного метода на решение научно-познавательных задач. Ребята знакомятся с поняти­ем постановки эксперимента, протоколированием результатов, оформлением и доказательством выводов. Решение этих задач невозможно без предварительной теоретической под­готовки. Это обусловливает задачи поиска и систематизации информации по интересующему направлению, в том числе с использованием ресурсов глобаль­ной сети Internet. На данном уровне происходит смешение тех­нических и информационных задач, что отражает реальную организацию ис­следовательской деятельности в современной науке.

К концу реализации программы, обучающиеся личностно и профессионально ориентированы, знают общие принципы создания и совершенствования технических и производственных систем, умеют: применять методы технического творчества и систематического исследования проблемных ситуаций, а также приемы активизации творческого мышления.

Организационно-деятельностный блок раскрывает формы и механизмы реализации социального партнерства. Он состоит из двух этапов: подготовительного и  внедренческого.

На подготовительном этапе реализации социального партнерства основной формой являются коллективные переговоры по выявлению основного механизма социального партнерства.

На этом же этапе осуществляется подготовка пакета стратегической документации (договора, соглашения, учебные планы, учебные графики, совмещённые планы воспитательной, оргмассовой работы, работы с законными представителями обучающихся, проектно-сметная документация) совместной деятельности образовательных учреждений.

На этапе внедрения предполагается практическая реализация содержания на основе нормативно-правового регулирования взаимодействия.

Контрольно-оценочный блок включает в себя диагностические процедуры, определяющие как динамику развития творческого мышления ребенка, так и степень  развития социального партнерства: широту включения участников социального партнерства в процесс взаимодействия, их целеориентационная направленности т.д.

Результат социального партнерства – выпускник Центра  – личность, обладающая сформированным техническим творческим мышлением, убежденная в необходимости непрерывного образования и продуктивной деятельности, уважающая собственную индивидуальность и осознающая многообразие личностных проявлений в социуме, обладающая эмпатией, толерантностью, умением сотрудничать.

 


Библиографический список
  1. Агафонова, Н. М. Моделирование образовательной среды как способ решения проблемы целевого разрыва деятельности образовательных учреждений / Н. М. Агафонова, И. Н. Зубкова // Личность, семья и общество: вопросы психологии и педагогики : сборник статей по материалам научно-практической конференции. – Новосибирск : «СиБАК», 2014.
  2. Груздева М.В., Золотарева А.В. Эффективные модели выявления поддержки молодых талантов. Ярославль. ЯГПУ, 2012.
  3. Мухачёва, Е. В. Образовательная среда, как способ формирования технического мышления              /Е.В.Мухачёва, И. Н. Зубкова // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике : сборник материалов по итогам работы I Международной (X Всероссийской) научно-методической конференции / отв. ред. К. Ш Ямалетдинова. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2014.


Все статьи автора «Мухачева Е. В., Зубкова И. Н.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: