Введение
При отработке карьеров автомобильный транспорт был и остается основным видом транспорта, обеспечивающим ведение горных работ. Техническое состояние каждого самосвала является фактором, определяющим эффективность его работы и соответственно эффективность работы и экономические показатели предприятия в целом.
Согласно требованиям п.5 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
Специалистами в области Промышленной безопасности в рамках экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ) опасных производственных объектов (далее – ОПО) в период с 2008 г. по 2014 г. были обследованы карьерные самосвалы с истекшим нормативным сроком эксплуатации. В объеме ЭПБ проводилось техническое диагностирование самосвалов с применение методов неразрушающего контроля. Техническое диагностирование самосвалов производилось ежегодно, что позволило отслеживать динамику и повторяемость дефектов.
Особое внимание уделялось состоянию рам самосвалов, как к наиболее ответственным элементам конструкции самосвала.
Рама является основной несущей конструкцией самосвала. Состояние рамы во многом определяет общее техническое состояние автомобиля. Рамы современных карьерных автосамосвалов представляют собой высоконагруженные несущие конструкции, к которым предъявляются повышенные требования надежности. Систематически возникающие случаи трещинообразования могут привести к разрушениям рам и имеют своим следствием значительные материальные потери как из-за снижения объемов транспортирования полезного ископаемого, так и из-за большой стоимости ремонта крупногабаритных узлов и конструкций. Таким образом, рамы карьерных автосамосвалов необходимо рассматривать как конструкции повышенной ответственности, методы диагностики которых следует совершенствовать для обеспечения надежности и повышения эффективности эксплуатации машин в целом, исключения тяжелых повреждений и разрушений.
В связи с этим актуальным является анализ и систематизация повреждений рам карьерных самосвалов, эксплуатируемых на предприятиях горнодобывающей промышленности для своевременного выявления возникающих в них дефектов и проведения последующего ремонта.
В данной статье проанализированы результаты технического диагностирования карьерных самосвалов, эксплуатируемых на открытых горных работах, которое проводили специалисты в объеме ЭПБ, и обозначены на схемах рам самосвалов зоны появления наиболее часто встречающихся дефектов.
Данная работа может быть полезна при проведении обследования рам карьерных самосвалов.
За период с 2008 по 2014 г.г. ЭПБ прошли более 35 карьерных самосвалов следующих моделей:
-
самосвалы EUCLID R170 производства фирмы Euclid- Hitachi Heavy Ecuipment inc, Япония 1998÷2001 г.в.;
-
самосвалы Caterpillar 785С производства фирмы Caterpillar, США 2002÷2007 г.в.;
-
самосвалы БелАЗ 75131 производства ПО «БелАЗ», Беларусь 2004÷2007 г.в.
Краткая техническая характеристика карьерных самосвалов, прошедших ЭПБ приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Техническая характеристика карьерных самосвалов
Параметр |
Euclid R170 |
Caterpillar 785С |
БелАЗ 75131 |
Номинальная масса перевозимого груза, кг |
156000 |
130000 |
130000 |
Масса полная самосвала, кг |
278964 |
249480 |
237000 |
Максимальная скорость движения, км/ч |
54,7 |
55 |
48 |
Мощность двигателя, кВт |
1324 |
1082 |
1176 |
Трансмиссия |
Электромеханическая |
||
Габаритные размеры, мм:
Длина Ширина Высота (без груза) по козырьку, мм |
12220 6550 6430 |
11022 6640 5769 |
11500 6900 5720 |
Условия эксплуатации карьерных самосвалов приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Условия эксплуатации карьерных самосвалов
Глубина карьера, м | до 280 |
Преобладающий уклон дорожного полотна, % | не более 8 |
Тип дорожного покрытия | грунтовое |
Объемная масса перевозимого груза, т/м3 | 2,7 |
Объем ковша на погрузке, м3 | 10 |
Средний пробег, тыс. км/год | 100÷110 |
Обнаруженные в ходе проведения ЭПБ самосвалов дефекты рам анализировались и систематизировались, что позволило определить участки рам самосвалов с наиболее часто повторяющимися дефектами.
Результаты представлены в таблицах 3 – 8 и на рисунках 1 – 3.
Таблица 3 – Распределение дефектов металлоконструкции рамы самосвалов EUCLID R170
Дефекты |
Самосвалы Euclid R170, гаражные номера. |
% от общего числа машин |
|||
№02 |
№03 |
№04 |
№05 |
||
Лонжероны, район сопряжения с 1-ой поперечины. Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
х |
|
|
|
25 |
Тумбы, передняя часть с внешней стороны в районе крепления цилиндра подвески. Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
х |
х |
|
х |
75 |
Верхняя балка 2-й поперечины, правая сторона. Вертикальная стенка. Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
х |
|
|
|
25 |
Лонжероны, район крепления 2-й поперечины. Верхний лист и боковые стенки. Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
|
х |
х |
|
50 |
Лонжероны, внутренние боковые стенки в местах крепления 3-й поперечины. Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
х |
х |
|
х |
75 |
5-я поперечина. Проушины крепления реактивной штанги заднего моста. Трещины по сварным швам крепления проушин, выходящие на основной металл поперечины. |
|
х |
|
|
25 |
5-я поперечина. Проушины крепления балки заднего моста. Трещины по сварным швам крепления проушин. |
х |
|
х |
х |
75 |
Таблица 4 – Характерные дефекты рамы карьерного самосвала EUCLID R170
Обозн. на рис. 1 |
Место расположения дефекта |
Описание дефекта |
А |
Места сопряжения лонжеронов и 1-ой поперечины. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Б |
2-я поперечина. Тумбы в районе крепления цилиндра подвески. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
В |
2-я поперечина. Верхняя балка, правая сторона. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Г |
Лонжероны, район крепления 3-й поперечины. Верхний лист и боковые стенки. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Д |
Лонжероны, внутренние боковые стенки в местах крепления 4-й поперечины. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Е |
5-я поперечина. Проушины крепления реактивной штанги заднего моста. |
Трещины по сварным швам крепления проушин, выходящие на основной металл поперечины. |
Ж |
5-я поперечина. Проушины крепления балки заднего моста. |
Трещины по сварным швам крепления проушин. |
Рисунок 1. Рама автосамосвала Юклид Р-170. Зоны металлоконструкции с наиболее часто повторяющимися дефектами
Таблица 5 – Распределение дефектов металлоконструкции рамы самосвалов Caterpillar 785С
Дефекты |
Самосвалы Caterpillar 785С, гаражные номера. |
% от общего числа машин |
|||||||||||
№21 |
№22 |
№23 |
№24 |
№25 |
№26 |
№27 |
№28 |
№29 |
№30 |
№31 |
№32 |
||
Лонжероны, район сопряжения с передними стойками устройства защиты при опрокидывании. Трещины по основному металлу. |
х |
|
х |
х |
х |
|
х |
|
|
|
|
|
50 |
Передние стойки устройства защиты при опрокидывании, район сопряжения с лонжеронами. Трещины на задней стенке. |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
х |
|
|
|
Лонжероны, район сопряжения с задними стойками устройства защиты при опрокидывании. Трещины по основному металлу. |
|
|
х |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Задние стойки устройства защиты от опрокидывания. Трещины на передней стенке. |
х |
|
|
х |
|
|
х |
х |
|
х |
х |
|
75 |
Задние стойки устройства защиты от опрокидывания. Трещины на задней стенке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задние стойки устройства защиты от опрокидывания. Трещины на боковых стенках с внешней стороны. |
х |
|
|
|
|
х |
х |
|
|
х |
х |
|
|
Задние стойки устройства защиты от опрокидывания. Трещины на боковых стенках с внутренней стороны. |
|
|
|
|
|
|
х |
|
х |
|
|
|
|
3-я поперечина. Трещины по сварным швам проушин крепления балки заднего моста. |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Лонжероны в местах крепления 4-й поперечины. Трещины по сварным швам и основному металлу. |
х |
|
|
х |
х |
|
х |
|
|
х |
х |
х |
58 |
4-я поперечина. Проушины крепления реактивной штанги заднего моста. Трещины по сварным швам и основному металлу. |
х |
х |
|
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
|
42 |
Кронштейны крепления балки цапф г/ц подъема платформы. Трещины по основному металлу. |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Цапфы г/ц подъема платформы. Трещины по сварным швам. |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Лонжероны, средняя часть в местах крепления заправочных емкостей. Трещины по основному металлу. |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
8 |
2-я поперечина. Трещины основного металла литой части в районе сопряжения с лонжеронами. |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
8 |
Таблица 6 – Характерные дефекты рамы карьерного самосвала Caterpillar 785С
Обозн. на рис. 2 |
Место расположения дефекта |
Описание дефекта |
А |
Места сопряжения лонжеронов с передними стойками устройства защиты при опрокидывании. |
Трещины по основному металлу и сварным швам. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Б |
Места сопряжения лонжеронов с задними стойками устройства защиты при опрокидывании. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
В |
Задние стойки устройства защиты при опрокидывании. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Г |
3-я поперечина. Проушины крепления балки заднего моста. |
Трещины по сварным швам. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Д |
Лонжероны в местах крепления 4-й поперечины. |
Опоясывающие трещины по сварным швам. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Е |
4-я поперечина. Проушины крепления реактивной штанги заднего моста. |
Трещины по сварным швам крепления проушин, выходящие на основной металл поперечины. |
Ж |
Кронштейны крепления балки цапф г/ц подъема платформы. |
Трещины по основному металлу. |
З |
Цапфы г/ц подъема платформы. |
Трещины по сварным швам. |
И |
Лонжероны, средняя часть в местах крепления заправочных емкостей. |
Трещины по основному металлу. |
К |
2-я поперечина. |
Трещины основного металла литой части в районе сопряжения с лонжеронами. |
Рисунок 2. Рама автосамосвала Caterpillar 785. Зоны металлоконструкции с наиболее часто повторяющимися дефектами
Таблица 7 – Распределение дефектов металлоконструкции рамы самосвалов БелАЗ 75131 ОАО «Карельский окатыш»
Дефекты |
Самосвалы БелАЗ 75131, гаражные номера. |
% от общего числа машин |
||||||||||||
№60 |
№61 |
№62 |
№63 |
№64 |
№65 |
№66 |
№67 |
№68 |
№69 |
№70 |
№72 |
№73 |
||
1-я поперечина. Трещины по сварным швам проушин крепления балки переднего моста. |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
х |
15 |
|
Стойки 2-й поперечины. Трещины по сварным швам ребер жесткости к лонжерону. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
х |
х |
х |
92 |
Стойки 2-й поперечины. Трещины по основному металлу стенок. |
|
|
|
|
|
х |
|
х |
|
|
|
|
15 |
|
Стойки 2-й поперечины. Трещины по сварным швам кронштейнов цилиндров подвески. |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
15 |
Лонжероны, вертикальные стенки в районе крепления 2-й поперечины. Трещины по основному металлу. |
|
|
х |
|
|
|
|
|
х |
х |
|
|
23 |
|
Верхняя балка 2-й поперечины. Трещины по сварным швам кронштейнов соединения со стойками. |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
х |
|
|
|
х |
х |
54 |
Нижняя балка 2-й поперечины, район сопряжения с лонжеронами. Трещины по основному металлу и ремонтным сварным швам. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
х |
х |
х |
х |
х |
х |
92 |
Лонжероны, вертикальные стенки в районе крепления 3-й поперечины. Трещины по основному металлу. |
|
|
|
|
|
|
х |
х |
х |
|
|
|
23 |
|
Лонжероны, внутренние и наружные вертикальные стенки в местах крепления 4-й поперечины. Трещины по основному металлу и сварным швам. |
х |
|
х |
|
х |
|
|
|
х |
|
х |
|
38 |
|
Лонжероны, внутренние вертикальные стенки в местах крепления 5-й поперечины. Трещины по основному металлу и сварным швам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
8 |
5-я поперечина. Трещины по сварным швам и основному металлу проушин крепления реактивной штанги заднего моста. |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
х |
15 |
|
5-я поперечина. Трещины по сварным швам и основному металлу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
х |
15 |
|
3-я поперечина. Трещины по сварным швам и основному металлу проушин крепления балки заднего моста. |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Таблица 8 – Характерные дефекты рамы карьерного самосвала БелАЗ 75131
Обозн. на рис. 3 |
Место расположения дефекта |
Описание дефекта |
А |
1-я поперечина. Проушины крепления балки переднего моста. |
Трещины по сварным швам. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Б |
Вертикальные стойки 2-й поперечины. Кронштейны крепления цилиндров подвески. Ребра жесткости между задними стенками стоек и внешними вертикальными стенками лонжеронов. Лонжероны в местах сопряжения со стойками 2-й поперечины. |
Трещины по сварным швам и основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
В |
2-я поперечина. Верхняя балка в местах крепления к стойкам. |
Трещины по сварным швам и основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Г |
2-я поперечина. Нижняя балка в местах крепления к лонжеронам. |
Трещины по основному металлу и сварным швам. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Д |
Лонжероны, внутренние и наружные вертикальные стенки в местах крепления 3-й поперечины. |
Трещины по основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Е |
Лонжероны, внутренние и наружные вертикальные стенки в местах крепления 4-й поперечины. |
Трещины по сварным швам и основному металлу. Повторные трещины по ремонтным сварным швам. |
Ж |
Лонжероны в местах крепления 5-й поперечины. |
Трещины по основному металлу. |
З |
5-я поперечина. |
Трещины по основному металлу.
|
Трещины по сварным швам и основному металлу проушин крепления реактивной штанги заднего моста. |
||
И |
3-я поперечина. |
Трещины по сварным швам и основному металлу проушин крепления балки заднего моста. |
Рисунок 3. Рама автосамосвала БелАЗ 75131. Зоны металлоконструкции с наиболее часто повторяющимися дефектами
Выводы
В результате анализа характерных дефектов, выявленных в процессе технического диагностирования рам карьерных самосвалов, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время карьерные автосамосвалы вырабатывают свой ресурс на 80÷90%. При этом автосамосвалы БелАЗ 75131, будучи сравнимыми с EUCLID R170 и Caterpillar 785С по грузоподъемности и производительности, несколько уступают им по надежности. Как показывают эксплуатационные наблюдения первые трещины на рамах самосвалов БелАЗ 75131 обычно наблюдаются после пробега 100÷200 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации. Трещины на рамах самосвалов Caterpillar 785С образовываются после 200÷300 тыс. км., а на рамах самосвалов EUCLID после 300÷400 тыс. км.
Количество дефектов рам карьерных самосвалов и их повторяемость закономерно уменьшаются с увеличением срока эксплуатации техники.
Зависимость количества и вида дефектов рамы самосвала от величины его наработки (пробега) показывает, что на образование дефектов имеет влияние не только наработка, а и ряд других факторов, таких как условия и жесткость эксплуатации, целесообразность и качество проведения ремонтов или замены узлов и агрегатов и др.
Каждый конкретный самосвал имеет свою динамику изменения технического состояния, что диктует необходимость индивидуального подхода к его ремонту в течение срока его службы с целью наибольшего продления этого срока.
Рекомендации
Для обеспечения длительной и безотказной работы несущих конструкций самосвалов необходимо соблюдать правила их эксплуатации. Не допускать перегруза самосвала, использовать дорожное полотно с характеристиками, согласно требований эксплуатационной документации. В процессе эксплуатации самосвала периодически проводить контроль технического состояния рамы.
Для получения качественного сварного соединения при ремонте важное значение имеет качество применяемых электродов и подготовка поверхностей к сварке.
Перед проверкой технического состояния рамы самосвал необходимо вымыть водой или паром под высоким давлением, установить на хорошо освещенную площадку. Это обеспечит осмотр и поиск повреждений. Многие трещины легко заметить на чистом металле, иногда можно прибегнуть к помощи красителя. Можно для поиска трещин воспользоваться методом незначительного прогрева (до 3000С) предполагаемого участка с помощью газовой гарелки. При этом трещина расширится. Данный метод позволит также определить, является ли предполагаемый дефект трещиной или небольшой царапиной. При осмотре следует обращать особое внимание на состояние кронштейнов и мест их приварки, поскольку они являются наиболее нагруженными и наиболее ответственными участками конструкции. Следует проверить состояние сварных швов. Трещины обычно появляются в местах, находящихся под действием растягивающих напряжений. Местонахождение таких участков показано на рис. 1-3. Трещины, как правило, увеличиваются, если самосвал продолжает оставаться в работе. Поэтому, наиболее предпочтительным является ремонт на начальных стадиях образования трещин. Если все же после обнаружения трещины самосвал не может быть поставлен на ремонт, следует применить метод «остановочного сверления», который состоит в следующем: определите конечные точки трещины и просверлите там отверстия. Это уменьшит величину напряжения на концы трещины и временно остановит ее увеличение.
Библиографический список
- Проскуряков В.Б. Динамика и прочность рам и корпусов транспортных машин. Л.: Машиностроение, 1972. – 232 с.
- Васильев М.В., Смирнов В.П., Кулешов А.А. Эксплуатация карьерного автотранспорта. – М.: Недра, 1979. – 280 с.
- Характерные разрушения деталей машин и металлоконструкций (Рекомендации по ремонту и предотвращению разрушения) / Под ред. А.М.Ишкова. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988. – 40 с.
- Казарез А.А., Кулешов А.А. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией. М.: Недра, 1988. – 264 с.
- Циперфин И.М. Автомобильный карьерный транспорт. М.: Недра, 1992. -196 с.
- Зырянов И.В. Совершенствование технического обслуживания карьерных самосвалов грузоподъемностью 110 – 136 т / И.В. Зырянов, С.Ф. Пацианский // Горный журнал. – 1999. – №7. – С. 66-68.
- Прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций / Под ред. Н.А.Махутова, М.М.Гаденина. М.: ИМАШ РАН, 2000. – 528 с.
- Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П.Л. Мариев, А.А. Кулешов, А.Н. Егоров, И.В. Зырянов – Спб.: Наука, 2004. – 429 с.