УДК 004

РАЗРАБОТКА ПЛАН-ГРАФИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MS PROJECT НА ВНЕДРЕНИЕ АИС «1С: КОЛЛЕДЖ» В «МПК» ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.

Лунцова Д.С.1, Новикова Т.Б.1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В данной статье рассматривается разработка плана-графика с использованием MS Project на внедрение АИС «1С: Колледж» в «МПК» для эффективного решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.

Ключевые слова: план-график, составление учебного расписания


DEVELOPMENT SCHEDULE USING MS PROJECT ON THE IMPLEMENTATION OF THE AIS "1C: COLLEGE" TO "MIC" TO EFFECTIVELY ADDRESS THE PROBLEMS OF MANAGEMENT AND DECISION-MAKING IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS.

Luntsova D.S.1, Novikova T.B.1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article discusses the development of the schedule using MS Project on the implementation of the AIS "1C: College" to "MIC" to effectively address the problems of management and decision-making in social and economic systems.

Keywords: 1C:Колледж, MS Project


Библиографическая ссылка на статью:
Лунцова Д.С., Новикова Т.Б. Разработка план-графика с использованием MS Project на внедрение АИС «1С: Колледж» в «МПК» для эффективного решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах. // Современная техника и технологии. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/12/8425 (дата обращения: 01.10.2017).

Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в учебном заведении является задача создания автоматизированного учебного расписания [12]. Правильно и точно составленное расписание  обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава [2].

Не так давно расписание, в большинстве случаев, составлялось диспетчером вручную или с привлечением простейших средств автоматизации. Это привлекало к ошибочной и длительной работе диспетчера, что делало работу менее эффективной.

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности учебным заведениям в области повышения эффективности учебного процесса и оптимизации работы административных подразделений Среднего профессионального образования (СПО).

Многие учебные заведения постепенно переходят на ОС Linux, и уже осознали необходимость внедрения автоматизированных средств управления учебным процессом. Решение обозначенной задачи не такое простое, каким может показаться на первый взгляд – сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определённого цикла обучения (семестра, учебного года) [5].

Использование автоматизированной системы [3,4,6,] управления учебным процессом позволяет координировать потоки информации, ускорить процессы её обработки, оптимизировать процессы принятия управленческих решений.

В настоящее время на современном рынке существует большое количество программ для составления учебного расписания.

Однако не каждая автоматизированная система может дать возможность выполнить работу быстро и без ошибок, которые неизбежны при «ручной» обработке больших массивов информации. К тому же осуществить работу в ОС Linux и одновременно автоматизировать целый ряд управленческих функций колледжа.

Для комплексной автоматизации планируется внедрить автоматизированную систему управления «1С: Колледж» [1, 5, 14, 21, 24], позволяющую полностью автоматизировать несколько рабочих мест, для предотвращения трудоемкой работы, сбора нужной документации и информации в письменной форме для составления расписания. Так же «1С: Колледж» имеет возможность работы в ОС Linux.

Данная программа подходит для работы в колледже [8,9], поскольку система удовлетворяет все требования к функционалу для составления и других управленческих функций для организации образовательным учреждением.

Нами выбрано конкретный программный комплекс управления проектами Microsoft Project [10, 19, 20, 22, 23], разработанный и продаваемый корпорацией Microsoft – мировым лидером в области программного обеспечения.

Microsoft Project [13] создан, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объёмов работ. Microsoft Project создаёт расписания критического пути [32, 37, 41, 45]. Расписания могут быть составлены с учётом используемых ресурсов. Цепочка визуализируется в диаграмме Ганта.

В данной работе  рассмотрены этапы разработки план-графика  с использованием MS Project на примере результатов прохождения  практики

План проекта

Планирование проекта (ProjectPlanning) – непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки.

Планирование является наиболее важным процессом управления проектом, определяющим во времени всю деятельность по осуществлению проекта.

Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненно цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и оканчиваются детальным планом работ завершающей фазы проекта.

При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса проекта. На стадии планирования определяется организация, методы и средства управления осуществлением проекта, как целостной системы, так и в разрезе отдельных ее этапов и элементов.

Планирование логически связано с другими важными стадиями процесса управления, такими как инициация, организация и контроль выполнения, анализ и регулирование, закрытие проекта.

Цель планирования состоит в построении модели реализации проекта.

Основным результатом стадии планирования является Сводный план

осуществления проекта, объединяющий результаты планирования по всем функциям управления проектом. Этот документ является главным и определяющим при осуществлении проекта, он выполняет роль модели (плана) действий и прогноза состояния осуществления проекта и его окружения. В процессе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и вне него. Поэтому основное назначение планирования заключается в непрерывном поддержании курса осуществления проекта на пути к его успешному завершению [15].

Рисунок 1 – План выполнения работ по созданию АС

График проекта

Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) - это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами[25, 29, 30].

Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Гантом в 1910 году.По сути, диаграмма Ганта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы — моменты начала и завершения работы, её протяженность — длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Сегодня» и др.

Ключевым понятием диаграммы Ганта является «Веха» — метка значимого момента в ходе выполнения работ, общая граница двух или более задач. Вехи позволяют наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ. Вехи, как и другие границы на диаграмме, не являются календарными датами. Сдвиг вехи приводит к сдвигу всего проекта. Поэтому диаграмма Ганта не является, строго говоря, графиком работ. И это один из основных её недостатков [31, 34, 38].

Кроме того, диаграмма Ганта не отображает значимости или ресурсоемкости работ, не отображает сущности работ (области действия). Для крупных проектов диаграмма Ганта становится чрезмерно тяжеловесной и теряет всякую наглядность [17].

Рисунок 2 – План выполнения работ по созданию АС

Использование ресурсов

После создания предварительного календарного плана необходимо переходить к ресурсному планированию, чтобы определить:

  1. Конкретных исполнителей задач;
  2. Ответственных за достижение результата;
  3. Длительность задачи с учетом возможной ограниченной доступности ресурсов.
  4. Потребность в материалах, оборудовании, деньгах в тот или иной период исполнения проекта;
  5. Календарный график с учетом ограничений (недостаточности) ресурсов.

Под ресурсами в MicrosoftProject понимаются люди, машины, механизмы, оборудование, материалы и затраты/доходы.

Не смотря на то, что под ресурсами в MicrosoftProject понимается много чего, MicrosoftProject поддерживает всего три типа ресурсов:

  1. Трудовые ресурсы – это возобновляемые ресурсы компании, которые включают людей, машины и оборудование, необходимые для исполнения проекта.
  2. Материальные ресурсыиспользуются для моделирования материалов, необходимых для создания результата проекта.
  3. Затратные ресурсы необходимы для моделирования затрат, связанных с той или иной задачей, но не зависящих ни от длительности задач, ни от назначенных на нее трудовых ресурсов, например, если нужно смоделировать положительное воздействие на того или иного сотрудника, для ускорения принятия им положительного решения [18].
Рисунок 3 – Использование ресурсов

Использование задач

Диаграммы использования задач и ресурсов применяются для ввода повременных данных в файл проекта.

Диаграмма «Использование задач» предназначена для анализа участия ресурсов в проектных работах. В таблице, размещенной рядом с диаграммой, отображается план проекта, в котором под каждой из задач приведен список задействованных в ней ресурсов [7].

Рисунок 4 – Использование задач

Отчётность проекта

Рисунок 5 – Сводка по проекту
Рисунок 6 – Задачи верхнего уровня
Рисунок 7 – Рабочие дни
Рисунок 8 – Неначатые задачи
Рисунок 9 – Движение денежных средств
Рисунок 10 – Бюджет
Рисунок 11 – Дела по исполнителям
Рисунок 12 – Дела по исполнителям и времени
Рисунок 13 – Список дел специалиста по сопровождению
Рисунок 14 – Список дел системного администратора
Рисунок 15 – Список дел руководителя

В процессе разработки проекта «Разработка проекта на внедрение АИС «1С: Колледж» для составления расписания в «МПК»» [11] была выбрана система управления проектами MS Project. При непосредственном проектировании были использованы методы сетевого планирования и управления проектами, создана сетевая модель представления исходных данных, определён критический путь по сетевой модели, рассчитаны показатели модели, при помощи которых построен план-график выполнения работ, а также построен график нагрузки рабочих по дням. В практической части реализован проект «Разработка проекта на внедрение АИС «1С: Колледж» для составления расписания в «МПК»» при помощи средств MS Project.

Самое главное для учебного заведения сегодня – выбрать систему составления расписания из существующих сейчас на рынке, которая будет работать непосредственно на OS Linux, эффективно составлять учебное расписание и  выполнять ряд управленческих функций в учебном заведении.

При рассмотрении поставленной задачи, было выявлено что, для эффективного управления проектом разработка и внедрение программного обеспечения для ССУЗа необходимо преобразовать проект в последовательность действий имеющих четко определенные цели, ограниченных во времени и допускающих независимые процедуры верификации.


Библиографический список
  1. Автоматизация предприятий на 1С Предприятие 8 (8.2 и 7.7). . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gigansk.ru/?page=1&pname=programma_1c_predpriyatie_8 свободный.
  2. Автоматизация деятельности диспетчера учебного отдела [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17848.pdf свободный.
  3. Автоматизированное рабочее место инженера по составлению расписания [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b3ac79b4d53b89421306d27_0.html свободный.
  4. Автоматизированные системы управления. [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://gloobex.info/archives/113 свободный.
  5. Внедрение системы “1С:Колледж” в процесс документооборота приемной комиссии [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0a65625b2ac69a5c43b88521306c27_0.html свободный.
  6. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания».
  7. Диаграмма использования задач [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://www.taurion.ru/project/7/1 свободный.
  8. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ свободный.
  9. Информационная система колледжа. Расписание [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2ad79b4c43b88421316c27_0.html свободный.
  10. Использование MS Project для управления проектами по разработке ПО  [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://megamozg.ru/post/1710/ свободный.
  11. Магнитогорский педагогический колледж [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://магпк.рф/ свободный.
  12. Н. Н. Войта, Информатика, моделирование, автоматизация проектирования, 2011
  13. Официальный блок Project [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://blogs.technet.com/b/project_ru/archive/2014/05/23/generacija_2d00_nagljadnyh_2d00_otchetov_2d00_s_2d00_pomoshhju_2d00_excel_2d00_i_2d00_visio.aspx свободный.
  14. Официальный сайт компании ИТ   [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.1c-college.ru/ свободный.
  15. Планирование проекта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://promanager.narod.ru/text/t4.pdf свободный.
  16. Российская газета // Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html свободный.
  17. Система тестирования остаточных знаний на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0b65625b2bd68a4d43b89421306c36_0.html свободный.
  18. Теория планирования ресурсов в Microsoft Project 2010 [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://blogs.technet.com/b/project_ru/archive/2014/09/30/teorija_2d00_planirovanija_2d00_resursov_2d00_v_2d00_microsoft_2d00_project.aspx свободный.
  19. Управление проектами в Microsoft Project 2010 [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://books.ifmo.ru/file/pdf/1090.pdf свободный.
  20. Управление проектом “Разработка и внедрение программного обеспечения для АРМ менеджера компании” в среде Microsoft Project [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=561909 свободный.
  21. Учебные материалы по 1С  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inq-brc.ru/index.php/files/218-file-1c-obuch свободный.
  22. Microsoft Project [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54397 свободный.
  23. Microsoft Project [Электронный ресурс] –    Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Project свободный.
  24. 1С:Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://v8.1c.ru/ свободный.
  25. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251
  26. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения  / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61
  27. Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. – № 7. С. 133-140.
  28. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256.
  29. Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б. Исследование деятельности аэропорта на примере диаграмм методологии Aris «eEPC», «MFD» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59072 (дата обращения: 12.11.2015)
  30. Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А. Разработка диаграмм eEPC, VAD, FTA на примере описания предметной области «Ведение обращений в прокуратуру» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59116 (дата обращения: 12.11.2015).
  31. Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А., Мусин Р.Ф. Бизнес – моделирование деятельности завода по производству автомобилей с использованием диаграмм IFD, CD, MFD // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59071 (дата обращения: 12.11.2015).
  32. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302
  33. Матвеев В.А., Конькова Д.С., Комиссарова О.Р., Новикова Т.Б., Мусин Р.Ф. Документооборот при оказании услуг перевозки груза и его графическое отображение на примере нотации eEPS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59157 (дата обращения: 12.11.2015).
  34. Мусин Р.Ф., Пролозова Т., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В. Разработка диаграммы VAD для описания бизенс-процесса приема сырья на склад // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59079 (дата обращения: 13.11.2015).
  35. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VII Международ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015.  – С. 470-475. – Библиограф. с. 475.
  36. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.
    Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. – Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.
  37. Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е.
    Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» / А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. -  Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109
  38. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322
  39. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. – Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105
  40. Новикова Т.Б., Янин А.А., Агалакова В.И., Юрлова О.А, Курзаева Л.В. Реорганизация бизнеса для поддержки операционной деятельности с применением модели EPC // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59953 (дата обращения: 27.11.2015).
  41. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М.
    Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327
  42. Самойлова С.С., Виноградова А.С., Чернов В.В., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Черкасов К.В. Методология ARIS в рамках обследования бизнес-процесса «Создания фитнес-центра» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59173 (дата обращения: 22.11.2015).
  43. Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 13.11.2015).
  44. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова О.В., Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4
  45. Соколова А.А., Новикова Т.Б. Моделирование бизнес-процесса «Ипотечная сделка купли-продажи недвижимости» с использованием методологии ARIS / А.А. Соколова, Т.Б. Новикова. – Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 149-155
  46. Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59309 (дата обращения: 19.11.2015)


Все статьи автора «Лунцова Д.С.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: