УДК 004

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА АВТОТРАНСПОРТА

Куликов Максим Сергеевич1, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И. Носова

Аннотация
В данной статье рассматривается обоснование модернизации системы спутникового мониторинга автотранспорта.

Ключевые слова: спутниковый мониторинг


RATIONALE OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF SATELLITE MONITORING OF VEHICLES

Kulikov Maxim Sergeevich1, Davletkireeva Lilia Zainetdinovna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article discusses the rationale of modernization of the system of satellite monitoring of vehicles.

Библиографическая ссылка на статью:
Куликов М.С., Давлеткиреева Л.З. Обоснование модернизации системы спутникового мониторинга автотранспорта // Современная техника и технологии. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/12/8765 (дата обращения: 28.05.2017).

Спутниковый контроль перемещения транспорта – это очевидный способ повышения эффективности работы любого автопарка, независимо от масштаба и специфики деятельности компании [1,2,4,7,8].
Высокий экономический результат от использования системы спутникового мониторинга достигается уже в первые месяцы после внедрения. Своевременно полученная информация помогает принимать правильные управленческие решения и существенно снижать расходы на содержание автопарка [3,5,6,9].
При отсутствии подобных систем предприятия сталкиваются со следующими проблемами:
1) слив топлива из бака транспортного средства;
2) накручивание одометра;
3) использование автомобиля в личных целях;
4) не «экономичный», часто опасный стиль вождения;
5) «левые рейсы» работа на конкурентов;
6) нарушение скоростного режима.

Для того чтобы избежать вышеперечисленных проблем необходимо внедрение на предприятие системы спутникового мониторинга автотранспорта. А в силу специфики работы охранного предприятия, благодаря внедрению данной системы, будет возможно сократить время прибытия групп ГБР на место тревоги, так как наглядное отображение машин на карте города позволяет диспетчеру максимально оперативно передать поступивший вызов ближайшему экипажу, что является несомненным плюсом для организации[10,11].
В настоящее время на рынке существует множество систем спутникового мониторинга. Принцип работы их работы заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства. Есть два варианта мониторинга: offline – с дистанционной передачей координатной информации и online- информация считывается по прибытию на диспетчерский пункт. [14,15,16]
На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приёмник спутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приёмника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передаёт посредством модуля передачи (рис.1).

Рисунок 1 – Схема работы системы спутникового мониторинга

Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованием картографической информации. В offline варианте необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использовать более дешёвые мобильные модули и отказаться от услуг операторов мобильной связи [17,18].

Мобильный модуль может быть построен на основе приёмников спутникового сигнала, работающих в стандартах NAVSTAR GPS или ГЛОНАСС. В настоящее время в России активно продвигается и лоббируется использование сигналов спутников ГЛОНАСС, разработка и производство клиентского оборудования мониторинга для этой системы. Принят ряд законодательных актов, которые форсируют внедрение ГЛОНАСС и ограничивают применение других систем. При этом, в сравнении с NAVSTAR GPS, система ГЛОНАСС пока работает менее надёжно и в совокупности с наземным оборудованием даёт большую погрешность вычисления местоположения абонента. Клиентское оборудование ГЛОНАСС стоит дороже, имеет большие размеры и худшие параметры энергопотребления, представлено на рынке не так широко, как GPS [19].

Этим объясняется сложность внедрения ГЛОНАСС-мониторинга и вынужденное его использование государственными предприятиями России.
Следует ожидать появления оборудования мониторинга, использующего оба стандарта или возможность выбора спутниковой группировки в процессе эксплуатации [7,20,21,22,23].

Система спутникового мониторинга транспорта включает в себя:

  1. Транспортное средство, оборудованное GPS или ГЛОНАСС контроллером или трекером, который получает данные от спутников и передаёт их на серверный центр мониторинга посредством GSM, CDMA или реже спутниковой и УКВ связи.
  2. Серверный центр с программным обеспечением для приёма, хранения, обработки и анализа данных.
  3. Компьютер диспетчера, ведущего мониторинг автомобилей с установленным на него специальным программным обеспечением [7].

В рассматриваемой охранной организации уже установлена и используется система спутникового мониторинга автотранспорта «АвтоГРАФ».

Как таковых недостатков в системе за время ее использования обнаружено не было.Но исследуемая организация сотрудничает с Научно Производственным Объединением «Пионер», на рынке которых существует разработанная ими система спутникового мониторинга«АвтоБарьер». Давайте сравним системы мониторинга «АвтоГРАФ» и «АвтоБарьер» по некоторым параметрам (табл.1).

Таблица 1. Сравнение систем спутникового мониторинга

«АвтоГРАФ»

«АвтоБарьер»

Спутниковая система GPS Возможность работы с навигационными системами GPS Возможность работы с навигационными системами GPS
Спутниковая система ГЛОНАСС Возможность работы с навигационными системами ГЛОНАСС Возможность работы с навигационными системами ГЛОНАСС
Осуществление контроля за расходом топлива Контроль расхода и уровня топлива, контроль заправок и сливов, учет моточасов

 

Контроль расхода и уровня топлива, контроль заправок и сливов, учет моточасов

 

Осуществление контроля местоположения транспорта В реальном времени и режиме offline

В реальном времени

Подключение дополнительного оборудования Контроль состояния и параметров внешних устройств и механизмов с помощью дискретных и аналоговых входов,
в т.ч. оборотов двигателя и температуры, подсчет пассажиров

Подключение дополнительных датчиков(открытия/закрытия дверей, температуры в рефрежираторах, веса груза, тревожная кнопка и т.д.)
Резервный источник питания Наличие цепи заряда внешнего резервного аккумулятора с функцией оповещения о разряде Внутренняя Li-ion батарея
Энергонезависимая память Внутренняя энергонезависимая память, записей более 180000 Внутренний энергонезависимый буфер на 32000 сообщений
Тревожная кнопка С оповещением в диспетчерской программе и по SMS

С возможностью подключения
Совместная работас ПО «Guard3»

Не поддерживается

Система может работать совместно с ПО «Guard3». Обеспечивает совместный контроль за местоположением нарядов охраны и положением на карте местности стационарных объектов находящихся в тревоге.

Так как данная охранная организация работает с оборудованием «Барьер» изготавливаемым НПО «Пионер» переход на систему спутникового мониторинга «АвтоБарьер» позволит  объединить мониторинг автотранспорта, а также охраняемых стационарных объектов в одну общую систему, что в свою очередь позволит оперативнее реагировать дежурному пульта централизованного наблюдения (ПЦН) на какие-либо изменения в системе, а учитывая специфику работы охранной организации оперативное реагирование является точным показателем работы сотрудников. Помимо этого положительной стороной перехода с одной системы на другую является то, что все оборудование и программное обеспечение для осуществления работы охранного предприятия будет закупаться у одного поставщика.

Для принятия решения о замене системы спутникового мониторинга необходимо провести более подробное изучение обеих систем, проверить работу в тестовых режимах, выявить недостатки каждой из систем и в завершении принять решение о целесообразности замены одной системы на другую.


Библиографический список
  1. ProffitConsulting [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.proffit2000.ru/
  2. Системы контроля автотранспорта[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.autograf71.ru/
  3. Системы спутникового мониторинга [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://npopioner.ru/products-page/sputnikovyj-monitoring/
  4. АвтоБарьер[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.avtobarier.ru/
  5. Интеграция систем спутникового мониторинга в единое информационное пространство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.navi35.com/service-monitoring.html
  6. Спутниковые системы мониторинга и транспорта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://smartnavi.ru/
  7. Автоскоп [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://glonass74.ru/
  8. Современные спутниковые системы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://abcolut-avto.ru/
  9. Система мониторинга транспорта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://auto-scan.ru/
  10. Интернет – сообщество «GPS- Club»[Электронный ресурс] / Режим доступа:http://gps-club.ru/
  11. GPSVsem [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.gpsvsem.ru/
  12. Сайт о мобильных технологиях [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://3experta.kz/
  13. GPS– Forum[Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.gps-forum.ru/
  14. Сравнение бесплатных сервисов GPS – мониторинга / Режим доступа:http://chewriter.ru/obzory/testirovanie-sravnenie-i-obzor-online-gps-trekerov-dlya-android.html
  15. Портал о безопасности[Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.psj.ru/
  16. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб. -метод. пособие // Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 60 с.
  17. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс].
  18. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 247-251
  19. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 252-256
  20. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 297-302
  21. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 318-322
  22. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М.  DataFlowDiagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М.  Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 323-327
  23. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б.Масленникова О.Е.,Махмутова М.В.Белоусова И.Д.Давлеткиреева Л.З.Попова И.В.Новикова Т.Б.Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14


Все статьи автора «Kulikov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: