Новые требования к надежности и повышению долговечности машин и оборудования требуют непрерывного совершенствования комплектующих, в том числе, подшипников, следовательно, и деталей их составляющих, например, роликов. Возрастают требования к геометрическим размерам роликов и качеству их поверхности [1]. В связи с этим актуальной задачей считается обеспечение стабильности сферической поверхности торца ролика, во многом ответственного за надежность эксплуатационных параметров подшипника вцелом.
Сфера на ролике необходима для обеспечения точечного контакта между бортом внутреннего кольца подшипника и сферическим торцом ролика, что улучшает условия смазки, снижает силу трения в зоне контакта, температуру, шум и вибрацию при эксплуатации подшипника. В результате повышается долговечность изделия [2].
На ОАО «ЕПК Волжский» шлифование сферической поверхности ролика осуществляется на различных станках. Рассмотрим шлифование на станке модели MRK-82. Ролик 2 устанавливают в сепаратор 5 и зажимают между прижимным 3 и опорным 1 дисками (рис. 1). Прижимной диск при этом разделен на «плавающие сегменты» для каждого ролика, которые компенсируют отклонения ролика по диаметру. Диски и сепаратор расположены на одной оси. Диски имеют самостоятельные приводы, обеспечивающие их вращение в противоположных направлениях [3]. Ролик перекатывается по конической поверхности опорного диска, вращающегося с меньшей угловой скоростью, в направлении вращения диска с большей угловой скоростью. Сепаратор также оснащен приводом, осуществляющим его вращение в направлении, совпадающем с вращением прижимного диска [4].
Рисунок 1. Схема установки ролика:
1 – опорный диск; 2 –ролик; 3 – прижимной диск; 4 – направляющая щечка, 5 – сепаратор
На ОАО «ЕПК Волжский» обработка сферы осуществляется на различных станках. В данной статье приведены результаты исследования эффективности применения кругов фирм «Atlantic» и «Carborundum» на станке модели MRK-82.
На операции шлифования сферического торца ролика в условиях ОАО «ЕПК Волжский» проведены сравнительные испытания шлифовальных кругов фирмы «Atlantic» типоразмера 200х150х50,8 характеристики HKO 400/180 ZONENSCH 50M/Smax 4775 308283/01/001 и фирмы «Carborundum» типоразмера 200х132х65, характеристики 220А400/14В181407 MOS 50M/S 4780RPMEN 12413. В качестве СОЖ используется эмульсол Авазол 20-24 г/л.
Испытания кругов проведены в роликовом цеху ОАО «ЕПК Волжский» при обработке сферы ролика 7807У.04.
Шлифовальный круг фирмы «Atlantic» показал следующие результаты:
- шероховатость сферы, Ra – 0,06…0,13 мкм;
- волнистость сферы Wz – 0,5…0,7 мкм;
- отклонение от круглости по сфере Δ(EFK) – 1,06…2,69 мкм;
- радиус сферы R – 130…138 мм.
При испытании шлифовального круга фирмы «Carborundum» получены следующие результаты:
Ra – 0,04…0,13 мкм;
Wz – 1,09…2,45 мкм;
Δ – 0,4…0,7 мкм;
R – 129…138 мм.
Абразивные инструменты обеих фирм удовлетворяют требованиям технологического процесса по шероховатости, волнистости, радиусу сферы, отклонению от круглости, а также по стойкости. Основное преимущество шлифовальных кругов фирмы «Carborundum» – это более низкая стоимость по сравнению с аналогичными кругами фирмы «Atlantic». В связи с этим, на операции шлифование сферического торца ролика рекомендованы шлифовальные круги фирмы «Carborundum».
Библиографический список
- Носенко В.А. Разработка математической модели скорости подачи ролика подшипника на сферошлифовальном станке SXK-5A / В.А. Носенко, А.В. Зуев, А.В. Морозов // Современные проблемы науки и образования. -2013. -№ 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/111-10245 (дата обращения: 11.02.2015).
- Носенко В.А. Погрешность длины ролика после операции сферошлифования на станке SXK-5A/ В.А. Носенко А.В. Зуев, А.В. Морозов, Е.В. Рыженко, А.А. Вяткин // Актуальные вопросы современной техники и технологии VIII-я Международная научная конференция. – Липецк, 2012 г. – с.69-74.
- Носенко В.А. Скорость подачи ролика подшипника при шлифовании сферы на станке SXK-5A/ В.А. Носенко А.А. Копецкий, А.В. Зуев, Е.В. Рыженко // Проблемы современной науки: сб. науч. тр. Вып. 6 / Центр научного знания «Логос». – Ставрополь, 2012. – C. 152-159.
- Носенко В.А. Производственные испытания и внедрение шлифовальных кругов фирмы carborundum на операции обработка сферической поверхности конического ролика/ В.А. Носенко, А.В. Зуев, А.В. Морозов, Е.В. Рыженко //Актуальные вопросы современной техники и технологии /Издательский центр “Гравис”.-Липецк, 2014./с. 25-29.