IP-телефония – новая отрасль, которая возникла в середине 80-х на стыке компьютерных и телефонных технологий. Это – открытая технология на базе плат расширения для персонального компьютера, позволяющая строить как очень крупные, так и совсем небольшие системы.
Выбранная тема для написания статьи, несомненно, является актуальной и практически выгодной для предприятия, так как с внедрением IP-телефонии появляется новая возможность для переговоров, участия в мультимедийных конференциях, снижается стоимость общения.
В качестве объекта внедрения технологии IP- телефонии было выбрано производственное предприятие в городе Набережные Челны.
Целью данной работы является внедрение новой технологии предоставления услуг связи на базе IP-телефонии на производственном предприятии.
Задачи:
- показать принцип работы системы связи IP-телефонии;
- сравнить подходы к построению сети IP-телефонии;
- рассмотреть варианты сценарии систем;
- выявить преимущества и недостатки IP-телефонии от обычной телефонии;
- исследовать рынок услуг передачи данных в городе Набережные Челны;
- представить этапы и детальный анализ процесса внедрения IP-телефонии в производственное предприятие.
Под IP телефонией понимается технология передачи голоса и факс сообщений через сети, использующие протокол IP, в режиме реального времени. Данный протокол используется как в сети Интернет, так и в локальных сетях.
При вызове посредством IP-телефонии выполняется следующее:
1) абонент передает сообщение с вызовом по IP-адресу шлюзового сервера Intenet;
2) вызов маршрутизация по Internet на шлюзовой сервер;
3) шлюзовой сервер маршрутизирует вызов на сервер, подключенный к телефонной станции в городе, где расположен вызываемый абонент;
4) вызов преобразуется в сигнал традиционного телефонного вызова;
5) сигнал вызова распознается местной телефонной станцией как обычный местный звонок, потому что сервер расположен в том же городе, что и вызываемый абонент.
С помощью IP-телефонии можно также передавать факс-сообщения.
Максимальная задержка звука может составлять 300-400 миллисекунд в зависимости от того, сколько времени требуется аппаратному оборудованию, чтобы создать цифровой аудиосигнал. Человеческое ухо не воспринимает задержки менее 250 миллисекунд. С целью минимизации потери сигнала, ведущие организации по стандартизации разрабатывают новые протоколы, а производители поставляют качественно новые, современные решения в области IP телефонии, позволяющие избежать пропадания голоса.
В настоящее время для построения хорошо функционирующих сетей IP-телефонии подходят протоколы Н.323 и MGCP.
Терминал Н.323 – оконечное устройство пользователя сети IP-телефонии, которое обеспечивает двухстороннюю речевую (мультимедийную) связь с другим терминалом Н.323, шлюзом или устройством управления конференциями.
MGCP, обладает весьма важным преимуществом перед подходом, предложенным ITU в рекомендации Н.323: поддержка контроллером шлюзов сигнализации ОКС7 и других видов сигнализации, а также прозрачная трансляция сигнальной информации по сети IP-телефонии.
Технология IP телефонии объединяет сети с коммутацией каналов (передающие голосовую информацию) и сети с коммутацией пакетов (передающие данные) в единую коммуникационную сеть. Бесперебойное распознавание голоса и его передача из одной сети в другую решается с помощью различных шлюзов. Шлюз представляет собой устройство, в которое с одной стороны включаются телефонные линии, а с другой стороны – IP-сеть.
Существуют три наиболее часто используемых сценария IP-телефонии:
- «компьютер-компьютер» – два компьютера со звуковыми картами, системами ввода-вывода звуковой информации (колонки, микрофон);
Рис.1. Схема связи «компьютер-компьютер»
- «компьютер-телефон» - сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола Интернет (TCP/IP);
Рис.2. Схема связи «компьютер-телефон»
- «телефон-телефон» – шлюз IP-телефонии и звонки как с обычного телефона.
Рис.3. Схема связи «телефон-телефон»
Выделим несколько преимуществ IP-телефонии: значительная экономия на услугах междугородной и международной связи; защита от телефонных пиратов; звонки от соседей, из офиса или дома, и вообще отовсюду, где есть Интернет; полный контроль за расходами на международные и междугородние переговоры благодаря посекундной тарификации; возможность узнать остаток средств на счету в любой момент; решение проблемы занятой линии; глобальный роуминг связи.
При IP-телефонии возникает ряд очевидных проблем:
1) речь одного собеседника может доходить до другого с опозданием, часть слов может вообще пропадать из-за потери пакетов или пакеты могут приходить с разной скоростью;
2) VoIP провайдеры не могут даже благодаря новой технике достичь всего, что предлагает обычная телефонная сеть. Один из примеров – проблема со звонками в службы неотложной помощи;
3) отсутствие единого стандарта на программы, обеспечивающие связь. В настоящее время связь через IP-сеть возможна только в том случае, если с обеих сторон устанавливаемого соединения используются одинаковые системы.
Сегодня для многих Интернет – наиболее универсальное и доступное средство самовыражения социально активной личности.
В настоящее время данный рынок можно охарактеризовать моделью «олигополистической конкуренции», на котором действуют следующие организации: ПАО «Таттелеком», ОАО «Эр-Телеком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ООО “Престиж-Интернет”. Процентная доля пользователей каждой их этих фирм в городе Набережные Челны представлена на рисунке 4.
- Рис.4. Процентная доля пользователей организаций в городе Набережные Челны
Заказчиком внедрения IP-телефонии является производственное предприятие.
Рассматриваемое предприятие, основанное в 1990 году, в настоящее время является ведущим российским предприятием в сфере производства дверных и оконных приборов.
Рассматриваемое предприятие – мощное, хорошо оснащенное производство, способное решать сложнейшие технологические задачи и обеспечивать продвижение на российском рынке прогрессивных технологий.
Предприятие расположено в городе Набережные Челны, район Базы строительной индустрии.
IP-телефония позволяет вести междугородние и международные телефонные разговоры и передавать сообщения с любого телефона, оснащенного тональным набором номера. Выигрыш несомненен: цена разговора в среднем снижается в 3-5 раз.
Сравнительные расценки междугородних и международных звонков традиционной связи и связи по IP-телефонии представлены в таблице 1.
Табл.1. Расценки на междугородние и международные звонки традиционной связи и связи по IP-телефонии
Звонок из г.Наб.Челны до |
Традиционная связь, руб./мин. |
Связь по IP-телефонии, руб./мин. |
Экономия, руб. |
Казани |
3,80 |
1,20 |
2,60 |
Москвы |
4,20 |
1,91 |
2,29 |
Санкт-Петербурга |
4,80 |
2,10 |
2,70 |
Украины |
9,05 |
5,00 |
4,05 |
Беларусь |
9,05 |
6,28 |
2,77 |
Австралии |
24,47 |
10,00 |
14,47 |
Великобритании |
16,79 |
6,56 |
10,23 |
Германии |
14,95 |
6,56 |
8,39 |
Китая |
34,39 |
12,08 |
22,31 |
США |
21,70 |
7,18 |
14,52 |
Японии |
27,00 |
8,50 |
18,5 |
IP-телефония предполагает внедрение на предприятии специального оборудования, так называемого машинного зала.
Табл.2. Перечень оборудования машинного зала
Наименование оборудования |
Количество |
Cisco-5300 |
1 |
Конвертер |
1 |
Программное обеспечение |
1 |
Канал 64Кб |
2 |
Телефон доступа |
30 |
В настоящее время система позволяет обслуживать 60 одновременных телефонных соединений. IP-телефония основывается на использовании IP-протокола.
IP-протокол – основной протокол межсетевого обмена в сети Intenet. Стандарт разработан министерством обороны США и входит в иерархию протоколов TCP/IP широко используемых в сети Intenet и в среде UNIX.
Протокол – набор правил, обуславливающих способы кодирования передаваемой информации. Иногда протоколы сравнивают с языками, однако они больше похоже на синтаксис языка, определяющий правила его функционирования.
В последующем узел IP- телефонии можно расширить путем приобретения дополнительного оборудования:
1. IP-шлюза (IP-сервера) Cisco-5300, где происходит соединение с сетями телефоном общего пользования, оцифровка аналоговых сигналов, формирование, компрессия (декомпрессия) голосовых пакетов, прием и передача их по заданному маршруту (в сети общего пользования или IP).
2. Модуля администратора сети (GateKeeper). Его функции: централизованная адресация (маршрутизация) между IP шлюзами, мониторинг и администрирование системы.
Проводя оценку такого проекта как внедрение услуги IP-телефонии с помощью установки машинного зала на предприятии, необходимо отметить такой критерий как небольшие первоначальные затраты по сравнению с тем, что необходимы для развертывания сети традиционной телефонной связи.
Табл.3. Затраты на приобретение оборудования машинного зала
Наименование оборудования |
Капитальные вложения, $ |
Ежемесячные затраты, руб. |
Cisco-5300 на 30 каналов |
23 600 |
1 647 000 |
Конвертер |
3 900 |
270 000 |
Программное обеспечение |
5 400 |
375 000 |
Канал 128Кб (2 по 64 Кб) |
460 |
32 000 |
Телефон доступа (30 шт.) |
1 000 |
30 000 |
Отчисления |
величина переменная |
величина переменная |
Прочие затраты |
300 |
9 000 |
Итого |
$ 35 000 |
2 450 000 |
Ежемесячные затраты на организацию связи, по опыту ряда российских компаний, составляют около 300 тыс. рублей. С другой стороны размер начальных вложений играет немаловажную роль – чем больше средств пошло на развитие сети, тем быстрее они окупят себя (в частности, за счет рекламы).
Табл.4. Расчет ежемесячных затрат на услугу IP- телефонии
№ |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1. | Амортизационное отчисление на оборудование и программное обеспечение |
63 667 |
2. | Плата за канал Х.25 (64К) |
31 200 |
3. | Отчисления |
93 000 |
4. | Реклама |
10 000 |
5. | Расходы по изготовлению карт IP (400 шт.) |
4 400 |
6. | Содержание персонала на обслуживание |
85 000 |
Итого затрат в месяц |
287 267 |
Предполагаемый срок окупаемости внедрения IP-телефонии в производственное предприятие 3 года.
Таким образом, внедрение IP-телефонии остается очень динамичным и выгодным. Можно рассчитывать, что в результате данного внедрения в производственном предприятии произойдет повышение финансовой эффективности.
Руководству предприятия нужно понимать необходимости перемен, стремление владеть информацией, возрождать предпринимательский дух и инициативу, повышать управленческий уровень. Каждый руководитель в своей повседневной работе должен выбирать путь технического развития и совершенствования методов работы с клиентами, и действовать соответственно.
Библиографический список
- Баскаков И. В. , Пролетарский А. В. , Мельников С. А. , Федотов Р. А. IP-телефония в компьютерных сетях / Учебное пособие, 2011. – 56-59 с.;
- Б.С. Гольдштейн, А.В. Пинчук, А.Л. Суховицкий IP-телефония / Учебник для ВУЗов, 2011. – 86-99с.;
- Л.В. Рудикова Информационные технологии и программные средства: проектирование, разработка и применение: сб. науч.ст. / ГрГУ им. Я.Купалы – Гродно: ГрГУ, 2012. – 138-139 с;
- Гасилов Г.Л. Мировые информационные ресурсы. / УрГЭУ. – Екатеринбург, 2012. – 144 с.;
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 248 с.