УДК 004

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЕБ-ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

Шакирова Зульфия Ханифовна
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является формирование электронного портфолио обучающегося. На основе анализа систем формирования портфолио, собственного опыта программирования и обучения в высшем учебном заведении я выделила основные функциональные возможности, которые необходимы веб-портфолио в первую очередь.

Ключевые слова: веб-портфолио, портфолио, электронное портфолио, электронное портфолио студента


ANALYSIS OF THE FEATURES OF STUDENT'S WEB PORTFOLIO

Shakirova Zulfiya Khanifovna
Kazan national research technological university

Abstract
One of the requirements of the federal state educational standard is the compilation of an electronic portfolio for students. Based on the analysis of other systems, own programming experience and learning in higher school I described the basic needed features for web-portfolio.

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Анализ функциональных возможностей веб-портфолио студента // Современная техника и технологии. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/02/9498 (дата обращения: 27.05.2017).

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования обязательная для вузов информационно-образовательная среда должна обеспечивать формирование электронного портфолио студентов.

На данный момент существует немало систем для ведения электронного портфолио.

Например, множество университетов для ведения учебного процесса продолжают использовать среду электронного обучения  Moodle. После настройки специальных плагинов данное пространство может использоваться и для хранения электронных портфолио обучающихся. Сеть 4portfolio.ru, основанная на системе управления портфолио Mahara, даёт возможность создания личной страницы с достижениями, планами, с функциями просмотра открытых работ однокурсников, преподавателей, обмена сообщениями и участием в дискуссиях. Платный сервис studentsonline.ru с наиболее современным и удобным дизайном даёт возможность создавать организационную структуру вуза и привязывать к ней обучающихся, обладает функционалом для оценки и рецензирования работ преподавателями.

Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Среди главных минусов я бы выделила недостаточный или неподходящий функционал, сложность настройки плагинов, как в Moodle, или наоборот, переизбыток лишних функций, что влечёт за собой неудобство пользования средой, устаревший дизайн, как в 4portfolio.ru, или удобное оформление, но дорогие тарифы, как в сервисе studentsonline.ru.

На основе анализа существующих систем для ведения портфолио обучающихся, многолетнего стажа в роли студента-отличника, для которого наличие различных достижений является обязательным условием на соискание стипендий, и собственного опыта программирования, я составила перечень необходимых функциональных возможностей для веб-портфолио.

Рис.1. Функциональные возможности веб-портфолио

В первую очередь система должна выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: иметь возможность сохранения работ студентов, рецензий на какие-либо труды обучающихся и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. [1]

Другими словами,  необходимо создать среду, которая не просто собирает работы студентов, но и позволяет оценить и рецензировать труды преподавателями, сокурсниками.

Важно максимально акцентировать внимание на функциях оценивания и рецензирования работ со стороны преподавателей. Оценка является важным элементом управленческого цикла учебного процесса. Она выполняет две основные функции: стимулирующую и ориентировочную. Особенно важна стимулирующая функция, которая способствует качественному улучшению структуры интеллекта личности и познавательной деятельности студента, выполняя и воспитательную функцию. [2] В задачу рецензирования входит критическая и объективная оценка  трудов, что также является необходимым звеном на пути к развитию. К тому же автоматизация процесса рецензирования путём внедрения его в систему и включением данного пункта в обязанности научного руководителя и других сотрудников университета сократит время и трудозатраты студентов при публикации статей в научных журналах и подачи портфолио на соискание различных стипендий.

Кроме того, необходимо понимать, что оценка работ со стороны студентов, например в виде комментирования трудов сокурсников, содействуют приобретению опыта в общении и деловой конкуренции, а также формирует у обучающихся навык сравнительного анализа. [3]

Перед разработкой системы учебному заведению необходимо подумать и о критериях и метриках оценивания достижений преподавателями.

Необходимо создать такую систему, которую можно было бы внедрить в любое высшее учебное заведение. Поэтому важно реализовать возможность привязки студентов к организационной структуре конкретного вуза (загрузка институтов, факультетов, кафедр).

Так как веб-портфолио является частью информационно-образовательной среды необходимо организовать автоматическую подгрузку выполненных студентом работ (рефератов, курсовых работ, проектов) из модуля электронного обучения в портфолио. Кроме того система будет обладать преимуществом, если в ней будет формироваться список компетенций студента по мере их усвоения в информационно-образовательной среде. [3]

Одной из основных назначений веб-портфолио является демонстрация пути развития студента. Система позволяет рассмотреть развитие обучающегося всесторонне, за длинный промежуток времени.  Данная функция важна как для самих студентов, так и для их наставников. Студенты смогут проводить самоанализ, а преподаватели следить за эффективностью учебного процесса и за динамикой развития каждого студента. Кроме того, упростится процесс выбора победителей стипендиальных программ, грантов.

Также разработчики современного веб-портфолио должны подумать о возможности демонстрации студенту пути его развития при помощи разнообразных графиков, диаграмм, анимации.

Такая красочная иллюстрация развития играет важную роль в процессах формирования у студента навыков самоанализа и самооценки.

Важным отличием электронного портфолио от других видов является также то, что можно отобразить достижения наглядно. Это касается разнообразных проектов, видео, аудио. Поэтому необходимо обеспечить пользователей данной возможностью.

Некоторые проанализированные мной системы размещения электронного портфолио имеют функцию ограничения доступа к трудам студента. Данную возможность я считаю лишней. Важно понимать, что труды нуждаются в объективной оценке и рецензиях. Разработка данной системы не ставит такую цель, как размещение личной или другой конфиденциальной информации, которую необходимо скрывать.

В портфолио студента собираются выполненные им во время учебного процесса работы и другие результаты, достигнутые обучающимся в ходе учебной, научно-исследовательской, профессиональной, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельностях. Поэтому необходимо подумать о сортировании всех достижений и работ по разделам.

По желанию учебного заведения все достижения студента могут быть разделены по уровням. Например, разделение на международный, российский, городской, вузовский уровни. Понятно, что международная олимпиада будет иметь преимущество перед вузовским мероприятием, и победа в какой-либо деятельности будет обладать большим приоритетом, чем просто участие.

Также при разработке веб-портфолио необходимо решить, будет ли система ориентироваться на весь жизненный цикл человека или только на отдельный этап обучения. Во втором случае бывший студент потеряет доступ к своим достижениям и не сможет их использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Если учебное заведение выберет первый вариант размещения портфолио, то необходимо понимать, что это требует большого количества ресурсов.

Так или иначе, в любой момент студент должен иметь возможность времени экспортировать свои файлы на своё устройство.

Конечно же, нельзя забывать о безопасности данных. Необходимо организовать максимальную защиту информации, резервное копирование данных.

Веб-портфолио с рассмотренными в данной статье функциями планируется разработать в качестве дипломного проекта для магистерской диссертации по специальности 09.04.02 «Информационные системы и технологии».

Система будет создаваться на языке программирования Python при помощи фреймворка для разработки веб-приложений Django и инструмента для создания оформления Bootstrap. Важно уделить вопросам интерфейса и удобства максимум внимания.

Данную систему планируется внедрить в информационно-образовательную среду, созданную на кафедре информатики и прикладной математики ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».


Библиографический список
  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 №1402 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 №35027). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172004 (дата обращения: 02.02.2016)
  2. Электронная онлайн библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://banauka.ru/351.html,свободный (дата обращения: 02.02.2016).
  3. Шакирова З.Х. Необходимость внедрения веб-портфолио в образовательный процесс // Современная техника и технологии. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/01/9342 (дата обращения: 02.02.2016).


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: