УДК 656

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Шамис Виталий Александрович1, Мочалин Михаил Сергеевич1
1ФГБОУ ВО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспект транспортно-логистической системы. Представлена функциональная структура транспортной системы, а также технологическая схема процесса перевозки грузов.

Ключевые слова: логистика, перевозка, ТЛС, транспортная система, транспортно-логистическая система


SOME ASPECTS OF FUNCTIONING OF TRANSPORT AND LOGISTIC PROCESSES

Shamis Vitaly Aleksandrovich1, Mochalin Mikhail Sergeyevich1
1Siberian State Automobile and Highway Academy

Abstract
In article are considered theoretical aspect of transport and logistic system. The functional structure of transport system, and also the technological scheme of process of transportation of goods is presented.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А., Мочалин М.С. Некоторые аспекты функционирования транспортно-логистических процессов // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/10897 (дата обращения: 27.05.2017).

Транспортно-логистические системы (ТЛС) в целом занимаются процессом доставки грузов либо пассажиров вне зависимости от используемых видов транспорта, но учитывая при этом соответствующие размеры, сроки и качество показате­лей доставки [3]. Следовательно, ТЛС опираются на принципы выстраивания многоуровневых систем, которые обеспечивают возможность управления ма­териальными потоками на разных уровнях операционного управ­ления с выходом на общие критерии эффективности. Вместе с тем в ТЛС большое внимание уделяется вопросам информационного обеспечения управляющих систем, потому как лишь благодаря информационному обеспечению имеется возможность координировать процессы управления в общем, едином информационном пространстве при наличии большого числа субъектов.

Функциональную структуру транспортной системы можно увидеть ниже на рисунке 1.  На первом уровне находятся произ­водственная и управляющие системы.

Рисунок 1   Функциональная структура транспортной системы

В производственной системе находятся следующие подсистемы:

• технологическая – гарантирует осуществление основных функ­ций транспортной системы;

• обеспечивающая – осуществляет функции, которые сопровождают транспортные процессы;

• восстанавливающая – осуществляет функции по поддержанию элементов системы в рабочем состоянии.

Совокупность элементов и связей, которые образуют транспортную систему, это не постоянная величина, а данная совокупность  находится в зависимости от объекта управления и других факторов. Чаще всего состав системы можно определить с точки зрения позиции «наблюдателя», т.е. обобщающее название исследователя, про­ектировщика, конструктора, лица, которое принимает решения и других аналогичных субъектов, занимающихся изучением, созданием системы либо ее управ­лением. Так, к примеру, для экспедитора в качестве объекта  управления выступает непосредственно сам процесс доставки груза, а, значит, в соответствии с этим, в транспортную сис­тему входят грузовладелец, перевозчик, график доставки и т.д. С позиций перевозчика, который заключил с экспедитором дого­вор на осуществление перевозки, в транспортную систему входят водитель, само транспорт­ное средство, перевозимый груз, средства технического обеспечения и прочие компоненты [7].

Вспомогательная подсистема призвана обеспечить осуществление функций, которые связаны с общей работой системы (кадровая работа, учетные функ­ции и т. д.).

В целом подсистемы призваны обеспечивать осуществление процессов, чтобы система смогла достичь поставленные цели.  Поддержка управляемости систе­мы осуществляется благодаря тому, что имеется обратная связь, которая передает информацию о соответствии цели результатам выполнения процессов и функционирования подсистем.

Присущей чертой функционирования транспортных систем может быть циклический характер их работы. Начальная точка рабочего цикла транспортной системы – это подача порожнего под­вижного состава для осуществления перевозки. При перевозках грузов начальной точкой является подача подвижного состава для осуществления погрузки. Разные транспортные процессы по погрузке и разгрузке грузов могут совершаться в зависимос­ти от технологии осуществления  перевозки и организации движения в процессе транспортного цикла [1].

Процесс пере­возки груза состоит из ряда отдельных частных процессов, которые идут друг за другом цепочкой. Процесс перевозки состоит из ряда  технологических операций, которые являются неоднородными и имеют отличия друг от друга по продолжитель­ности.

Операции по перевозке могут быть следующими:

1) разгрузка подвижного состава автомобильного транспорта;

2) перевозка груза на склад;

3) складские операции (горизонтальная и вертикальная укладка груза);

4) гарантия сохранности груза;

5) оформление складской документации;

6) осуществление хранения на складе;

7) операции, которые требуются во время складирования (охлаждение, вентиляция и т.п.);

8) подготовка груза для отпуска со склада

9) перевозка груза к вагону;

10) погрузка груза в вагон;

11) складывание груза в вагоне, закрепление груза либо закрывание дверных проемов в вагоне;

12) оформление документации, касающейся данных процессов [2].

В случае, когда поставка груза осуществляется одним видом транспорта, то отдельные операции, представленные выше, могут и не проводиться.

Процесс перевозки груза  представляет собой многоэтапный и многооперационный процесс, который имеет множество техноло­гических, эксплуатационных и экономических разнородностей опера­ций. Некоторые  этапы процесса перевозки груза нередко могут быть представлены и как самостоятельные процессы. Ниже на рисунке 2 можно увидеть технологические схемы процесса перевозки грузов.

Рисунок 2  Технологические схемы процесса перевозки грузов

Данному процессу свойственен циклический характер. Это обозначает, что  транспортировка груза осуществляется повторяющимися производственными перевозочными циклами, которые идут друг за другом, кроме случаев, когда используется трубопроводный транспорт, деятельность в котором происходит постоянно.  Ритм данных циклов устанавливается их частотой, находящейся в зависимости от среднего периода продолжительности одного цикла [4, 5].

Циклу перевозочного процесса  свойственно высокий уровень динамизма, постоянная смена состояния процесса и изменение состава элементов. Циклы некоторых процессов перевозки грузов могут колебаться во времени. Но, тем не менее, у них всегда есть начало и конец. Все повторяющиеся циклы перевозки груза складывается из большого числа отдельных этапов, которые взаимозависимы между собой, их конечной целью является достижение пространственной смены положения грузов. Совокупность данных циклов, складывающихся в цикл перевозки, является перевозочным процессом [6].

Во всех   процессах перевозки имеются свои  этапы, которые свойственны лишь грузу, этапы, характерные лишь подвижному составу, и совместные этапы. Различными этапами являются подача подвижного состава для погрузки, подготовительные мероприятия к отправке груза, хранение груза на месте его изготовления и в промежуточных местах, складирование и т.д.

С  точки зрения автотранспортных предприятий, на первый план ставятся вопросы совершенствования использования подвижного состава, уменьшения времени оборота подвижного состава, для осуществления процесса транспортировки груза нужно, кроме перевозки груза, выполнить еще его погрузку, выгрузку, и подать подвижной состав под погрузку, другими словами, осуществить транспортный процесс.


Библиографический список
  1. Вельможин А.В. , В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. Теория транспортных процессов и систем. – М.: Транспорт, 1998. – 167с.
  2. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление грузовыми перевозками. – Волгоград: Изд. ВолгГТУ, 1998
  3. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев; СПб.: СПбГАСУ, 2010. – 214 с.
  4. Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью: учебное пособие/под ред. С.Ю. Елисеева, В.М. Николашина, А.С. Синицыной.- М.:Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут), 2013 г.- 428с.
  5. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук/Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 2004
  6. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук/Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2004
  7. Федотенков Д. Г. Развитие транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 222-226.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: