УДК 004

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ПО ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ ЛИФТОВ

Седнева Дарья Александровна1, Новикова Татьяна Борисовна2
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка группы ФИПИб-13 института Энергетики и Автоматизированных Систем
2ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматривается формирование общих требований к системе.

Ключевые слова: система по диспетчеризации лифтов, требования к системе


FORMATION OF THE GENERAL REQUIREMENTS TO SYSTEM ON DISPATCHING OF ELEVATORS

Sedneva Daria Aleksandrovna1, Novikova Tatyana Borisovna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of FIPIB-13 group of institute of Power and the Automated Systems
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied informatics

Abstract
In this article formation of the general requirements to system is considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Седнева Д.А., Новикова Т.Б. Формирование общих требований к системе по диспетчеризации лифтов // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11380 (дата обращения: 27.05.2017).

Документ об образе и границах проекта

  1. Бизнес-требования.

1.1.                     Исходные данные, возможности бизнеса и нужды клиента:

На рассматриваемом предприятии, деятельность которого заключается в обслуживание лифтов города Магнитогорска и его окрестностей ведется бумажный документооборот. Информация о неисправностях записывается только после осмотра лифта, которое может длиться около часа из-за того, что объект находится далеко от диспетчерской.

1.2.                     Бизнес – цели и критерии успеха

Бизнес – цель 1. Улучшить учет работы лифта.

Бизнес – цель 2. Ускорить выявление проблемы работы лифта по средствам АИС.

Критерий успеха 1. Начальники АВС и операторы ознакомятся с работой системы в течение месяца после установки системы.

Критерий успеха 2. Полностью избавится от бумажного оперативного журнала в течение пяти месяцев после установки системы.

1.3.                      Факторы бизнес – риска

Фактор бизнес – риска 1. Не все мастера АВС и операторы готовы  к работе с новой ИС из-за того, что часть из них достигло пенсионного возраста. Потребуются финансовые и временные ресурсы на обучение персонала. Вероятность = 0,6.

Факторы бизнес – риска 2. В течение процесса внедрения ИС могут поменяться требования к работе ИС. Вероятность = 0,1.

Факторы бизнес – риска 3. В течение внедрения ИС могут возникнуть проблемы с техническим обеспечением предприятия. Вероятность = 0,5.

  1. Образ решения

2.1.                     Положение об образе проекта

Так как на предприятие планируется внедрять комплекс диспетчерского контроля, поэтому рассмотрим, в каких целях будет использоваться система разными сотрудниками.

Для операторов ИС будет представлять собой приложение, дающее информацию о работе лифтов, возможность просматривать проблемные лифты, возможность связи с кабиной, возможность связи с машинным отделением, контроль неполадок в работе лифтов [1, 2].

Для мастера АВС ИС будет представлять собой приложение дающее информацию о работе лифтов, возможность связи с кабиной, возможность связи с машинным отделением, контроль неполадок в работе лифтов и своевременном реагировании оператора на поступающие заявки, и контроль за работой оперативно – ремонтного персонала.

2.2.                    Основные функции

Основные функции 1. Сигнализации диспетчеру о проникновении посторонних лиц в шахту лифта и в машинное помещение

Основные функции 2. Сигнализации состояния пожарного датчика и датчика затопления.

Основные функции 3. Выдачу звукового сообщения о событиях на лифте.

Основные функции 4. Индикация состояния датчиков выбранного лифта.

Основные функции 5. Автоматическая запись о неисправностях лифта в электронный оперативный журнал, с возможностью сохранение данной информации в базе.

Основные функции 6. Отображение количества подключенных лифтов.

Основные функции 7. Отключение лифтового оборудования в аварийных ситуациях.

Основные функции 8. Ведение суточного, недельного, месячного, на заданный период протоколов работы лифтов и возможность документирования протоколов. [2]

 

2.3.                    Предположения и зависимости

Предположения и зависимости 1. На предприятии будут установлены компьютеры, подключенные к сети интранет и интернет, для того чтобы центральная диспетчерская могла отслеживать отчеты по всем лифтам города.

  1. Масштабы и ограничения проекта

3.1.                     Ограничения и исключения

Ограничения и исключения 1. ИС будет применяться только для рассматриваемой организации.

2.2 Формирование функциональных требований к системе

Документ о вариантах использования

Пользователи внедряемой системы:

  •  оператор;
  •  мастер АВС;
  • оперативные работники;
  • оперативно-ремонтный персонал.

Таблица 1 – Функции, выполняемые системой для каждого пользователя.

Действующее лицо

Вариант использования

Оператор
  1. Просмотр сигнала о проникновении посторонних лиц в шахту лифта и в машинное помещение.
  2. Просмотр сигнала состояния пожарного датчика и датчика затопления.
  3. Просмотр сообщения о событиях на лифте.
  4. Индикация состояния датчиков выбранного лифта.
  5. Просмотр записей о  неисправностях лифта в электронный оперативный журнале, с возможностью сохранение данной информации в базе.
  6. Просмотр количества подключенных лифтов.
  7. Отключение лифтового оборудования в аварийных ситуациях.
  8. Ведение суточного, недельного, месячного, на заданный период протоколов работы лифтов и возможность документирования протоколов.
  9. Связь с лифтом или машинным отделением
Мастер АВС
  1. Просмотр сигнала о проникновении посторонних лиц в шахту лифта и в машинное помещение.
  2. Просмотр сигнала состояния пожарного датчика и датчика затопления.
  3. Просмотр сообщения о событиях на лифте.
  4. Индикация состояния датчиков выбранного лифта.
  5. Просмотр записей о  неисправностях лифта в электронный оперативный журнале, с возможностью сохранение данной информации в базе.
  6. Просмотр количества подключенных лифтов.
  7. Отключение лифтового оборудования в аварийных ситуациях.
  8. Ведение суточного, недельного, месячного, на заданный период протоколов работы лифтов и возможность документирования протоколов.
  9. Связь с лифтом или машинным отделением
Оперативный работник
  1. Связь с диспетчерской из кабины
  2.  Связь с диспетчерской из машинного отделения
  3.  Работа с блоком КДК
Оперативно-ремонтный персонал
  1.  Связь с диспетчерской из кабины
  2.  Связь с диспетчерской из машинного отделения
  3. Работа с блоком КДК

Рассмотрим по одному варианту использования для каждого пользователя проектируемой системы.

Таблица 2 – Рассматриваемый вариант использования 1

№ варианта использования Вариант использования 1
Название Просмотр сигнала о проникновении посторонних лиц в шахту лифта и в машинное помещение.
Автор Иванов А.А.
Дата создания 26.05.2016
Действующее лицо Оператор, мастер АВС
Описание Сотрудник предприятия просматривает работы лифтов, подключенных к данной диспетчерской.
Предварительные условия. Сотрудник предприятия имеет доступ к лифтам прикрепленной к своей диспетчерской (кроме центральной диспетчерской)
Выходные условия Работа необходимых лифтов просмотрена
Нормальное направление 1.0. Незаконное проникновение в шахту лифта или в машинное отделение

Поступает сигнал о проникновении

Сотрудник связывается с машинным отделением

Если ответ не поступает, сотрудник предприятия вызывает оперативных работников находящихся поблизости и охранную организацию, которые прибывают в течении 3-4 минут.

Оперативные работники осматривают машинное отделение.

Охранная организация задерживает нарушителей до выяснения обстоятельств, при необходимости вызывается полиция.

Альтернативное направления 1 1.1. Сигнал о проникновении поступил из-за того, что машинное отделение вошли оперативные работники

После поступления сигнала, оператор связывается с сотрудниками, которые могут там быть

Если оперативные работники там находятся, то сотрудник отключает сигнал о проникновении.

Альтернативное направления 2 1.2. Сигнал о проникновении поступил из-за неисправности.

После поступления сигнала, оператор связывается машинным отделением или кабиной лифта.

Если не слышны посторонние шумы, то оператор отправляет на  место оперативных работников.

Приоритет Высокий
Частота использования Сигнал о проникновении в шахту (от ветра) – 1-2 раза в месяц

Умышленное проникновение в шахту лифта – 1-2 раза в месяц.

Проникновение в шахту лифта (из-за неисправности дверей) – 5-6 раз в 4-5 дней.

Умышленное проникновение в машинное отделение – 0 раз после смены оборудования и дверей.

Особые требования 1. Сотрудник должен в любой ситуации иметь средства связи.
Замечания и вопросы

Таблица 3 – рассматриваемый вариант использования 19

№ варианта использования Вариант использования 19
Название Связь с диспетчерской из кабины
Автор Иванов А.А.
Дата создания 26.05.2016
Действующее лицо Оперативный работник, оперативно-ремонтный персонал.
Описание Оперативный работник может связаться с диспетчерской, не попадая в машинное отделение.
Предварительные условия. Оперативный работник имеет доступ ко всем лифтам, прикрепленным к нему.
Выходные условия Оперативный работник смог попасть в кабину лифта.
Нормальное направление 1.0. Оперативный работник связался с диспетчером.

Оперативный работник вызывает лифт на этаж, где обнаружена неполадка.

С помощью кнопки «Вызов диспетчера» в лифте, оперативный работник связывается с диспетчером

Альтернативное направления 1 1.1. Оперативный работник не связался с диспетчером.

С помощью кнопки «Вызов диспетчера» в лифте, оперативный работник пытается, связывается с диспетчером

Если связаться не получилось, сотрудник связывается с помощью телефона или через машинное отделение.

Приоритет Средний
Частота использования Каждый день
Особые требования 1. Сотрудник должен в любой ситуации иметь альтернативное средство связи
Замечания и вопросы

 

После написания документа о вариантах использования была построена модель use-case (рисунок 1). При построении модели были взяты сокращенные названия функций, чтобы не нагромождать модель (полное наименование функций смотри в таблице 1).

Рисунок 1 – Модель use-case

Исходя из документа о вариантах использования и документа об образе и границах проекта видно, что внедряемая система будет использоваться только для некоторых частей организации.

3.  План мероприятий по внедрению системы КДК и построение плана-графика

Внедрение комплекса диспетчерского контроля на предприятие города Магнитогорска позволит улучшить контроль за работой лифтов.

Построим план-график внедрения АИС на предприятия, представленный на рисунке 2 и 3.

Рисунок 2 – План-график внедрения автоматизированной информационной системы на предприятие 
Рисунок 3 – Диаграмма Ганта

 

По плану внедрение будет проводиться в несколько этапов, результатами которых будет внедренная система. Внедрением системы будет заниматься сторонняя организация, а так же представителями предприятия.

Рассмотрим этапы внедрения КДК.

На первом этапе «Предпроектное обследование» системными аналитиками будет проведен анализ предметной области. Специалисты соберут всю необходимую информацию, которая сможет помочь анализу, а так же выявлению узких мест предприятия. После всего обследования составляются отчеты о проведенном исследовании, где прописаны все узкие места, а так же модели по работе предприятия.

На втором этапе «Выбор программного продукта», будет произведен анализ рынка программного обеспечения, для выявления наиболее подходящей системы [5, 6].

Первые два этапа внедрения являются не такими длительными по сравнению с третьим этапом «Внедрение АИС». Третий этап является самым длительным, так как к системе необходимо подключить все лифты, принадлежащие к одной диспетчерской. На данном этапе участвуют как сотрудники сторонней организации,  а так же представители предприятия.

На рисунках 4 и 5 представлена модель IDEF0, на которой показан бизнес-процесс внедрение КДК на предприятие.

Рисунок 4 – Модель IDEF0. Контекстная диаграмма

 

Внедрением системы будет заниматься сотрудники организации ЭССАН и сотрудники предприятия.

Перед внедрением будет приобретена система у компании-поставщика. Внедрение будет проходить на основании технического задания. Результатом внедрения будет внедренная система, акт о внедрении, и документация к внедренной системе.

Рисунок 5– Декомпозиция контекстной диаграммы

Система будет внедрена через 54 дня после подписания договора о внедрении.

17 дней будет проходить обследования всей предметной области, а 37 дней будет проходить непосредственное внедрение системы.

Вывод по главе 3. В результате данной главы был построен план-график, а так же модель IDEF0, на которых показан весь процесс анализа предметной области и внедрения системы на предприятие.

 


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ит-специалистов в сфере информационного менеджмента : В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
  2. Белоусова И.Д., Моторина М.А. Разработка автоматизированного рабочего места механика автотранспортного предприятия : Современная техника и технологии. 2015. № 3 (43). С. 60-62.
  3. Гайсина А.Д., Махмутова М.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности автоматизированной системы предприятия : В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновацииСборник научных трудов XII-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 290-293.
  4. Гузаева М.Ю., Белоусова И.Д., Климова Т.Е. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса “легоконструирование”: учебно-методическое пособие; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2008.
  5. Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2. № 2. С. 8-12.
  6. Махмутова М.В., Махмутов Г.Р. Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 486-496.


Все статьи автора «Седнева Дарья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: