УДК 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MS PROJECT НА ПРИМЕРЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЛАНА-ГРАФИКА ПРОЕКТА «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА»

Матвеев Владислав Андреевич1, Конькова Дарья Сергеевна2, Новикова Татьяна Борисовна3
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Институт энергетики и автоматизированных систем, студент 4 курса бакалавриата кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Институт энергетики и автоматизированных систем, студентка 4 курса бакалавриата кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Институт энергетики и автоматизированных систем, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье рассматривается процесс построения плана-графика как элемента устава проекта «Разработка электронного образовательного курса с использованием платформы разработки RadixWare» в среде Microsoft Project.

Ключевые слова: построение плана-графика проекта


USING MS PROJECT AS AN EXAMPLE OF CONSTRUCTION OF THE SCHEDULE OF THE PROJECT «DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE»

Matveev Vladislav Andreevich1, Konkova Daria Sergeevna2, Novikova Tatyana Borisovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Institute for Energy and automated systems, the Department of 4-year Bachelor of Business Informatics and Information Technologies
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Institute for Energy and automated systems, the Department of 4-year Bachelor of Business Informatics and Information Technologies
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Institute for Energy and automated systems, Ph.D., Associate Professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article discusses the process of constructing the schedule as "Electronic educational course developing with RadixWare development platform" project charter member using Microsoft Project environment.

Keywords: Microsoft Project, MS Project


Библиографическая ссылка на статью:
Матвеев В.А., Конькова Д.С., Новикова Т.Б. Использование MS Project на примере построения плана-графика проекта «Разработка электронного образовательного курса» // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/11401 (дата обращения: 12.07.2023).

Постановка задачи

Современное образование постепенно уходит от сложившегося классического представления о нём. В помощь приходят информационные технологии, помогающие процессу обучения. Особую популярность обретают электронные курсы, облегчающие работу преподавателя. Государство способствует внедрению ИТ на все уровни образования. Электронные курсы получили распространение не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях; в организациях, для обучения сотрудников; для самообразования.

Создание образовательного ресурса подразумевает под собой, в первую очередь, выбор его формата и способа предоставления. Далее следует выбор системы управления обучением, на которой будет базироваться электронный образовательный курс. Создание последнего сложной задачей, так как требует всестороннего подхода к реализации: от подробного исследования предметных областей до учёта психологических и этических факторов образовательного процесса [1, 2].

Рассматривая курс обучения работе на платформе разработки программных средств и комплексов, можно сказать, что изучение этой области не представляется возможным бес использования самого прикладного средства, т.к. полноценную практику можно получить только работая на целевой платформе. Так, составление электронного образовательно курса по работе с платформой RadixWare является сложной задачей. Изначально следует выделить проблемы, обосновывающие инициализацию создания курса:

  • платформа является нераспространённой, что обуславливает недостаточный для полноценного изучения объём документации и учебной литературы;
  • наиболее эффективным способом обучения работе на это платформе является непосредственное практическое её изучение;
  • обучение с привлечением специалистов является затратным материально и по времени обучения.

Недостаток учебной литературы покроется при изучении платформы для построения курса. При процессе изучения будут разработаны практические задачи, решение которых будет осуществляться на самой платформе. Одна из наиболее весомых целей создания курса – частичное освобождение трудовых ресурсов (преподавателей-специалистов) и снижение материальных затрат [3, 4].
Создание курса преследует две основные цели:

  • разработка эффективного средства и материала для изучения платформы разработки RadixWare;
  • изучение платформы в процессе создания курса.

Первая цель является основополагающей и первичной. Вторая цель является сопутствующей и неминуемой, т.к. к созданию куса будут привлечены специалисты, однако итоговый курс будет проектироваться самостоятельно.

В рамках дисциплины «Управление ИТ-проектами» необходимо в среде MS Project разработать план-график на создание и ввод в эксплуатацию электронного образовательного курса. При разработке план-графика необходимо учитывать все вышеуказанные критерии, а также необходимо учитывать требования, представленные в ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания» [5, 6].

Построение план-графика

Для начала разработки проекта необходимо определить некоторые сведения, которые будут общие для всех задач. Во-первых, нужно определиться со сроками проекта (рис.1).

Рисунок 1. Выбор временных границ проекта

Для проекта была выбрана жесткая (фиксированная) дата начала и плавающая дата окончания. Выбор обосновывается отсутствием точной даты окончания разработки. Эта дата будет выбираться исходя из результатов проектирования план-графика.

Одним из составляющих точного расчёта временных диапазонов является задание календаря проекта (рис.2). Должны быть определены нерабочие дни и дни с особым расписанием рабочего времени (например – предпраздничные).

Рисунок 2. Изменение рабочего времени

Далее следует определить используемые в проекте ресурсы. Возможно определение трудовых и материальных ресурсов. Допускается отсутствие последних. При создании трудовых ресурсов необходимо определить объёмы оплаты труда (рис.3). Возможно определение нескольких вариантов оплаты труда (рис.4).

Рисунок 3. Создание трудового ресурса

Рисунок 4. Альтернативные планы начисления заработной платы

На этом основные этапы задания общих характеристик заканчиваются. Однако среда MS Project поддерживает создание большого количества дополнительных параметров плана-графика, что существенно улучшает дальнейшую разработку и делает проект более понятным.

MS Project имеет множество форм представления разрабатываемого план-графика (рис.5). Для создания ресурсов был выбран формат представления «Лист ресурсов». Далее для создания задач был выбран формат «Диаграмма Ганта». Выбор обоснован удобством ввода задач и наглядностью представления.

Рисунок 5. Варианты представления плана-графика

Форма представления «Диаграмма Ганта» имеет разделение экрана на две части. Ввод осуществляется в левой части. Необходимо указать название задачи и её длительность. Затем необходимо назначить ресурс. При необходимости изменить план оплаты труда у трудового ресурса. В левой части в виде диаграммы отображается задача на шкале времени (рис.6).

Рисунок 6. Создание задач плана-графика

Для корректного расчёта времени проекта необходимо настроить соотношение задач в рамках последовательности их выполнения (рис.7). Возможно задание строго последовательных задач. Также возможно задание специальных предшествований, например, чтобы начало выполнение какой-либо задачи служило инициатором нескольких других задач.

Рисунок 7. Настройка предшествующих задач

На этом создание основного плана-графика заканчивается. Далее необходимо задание дополнительных параметров, оптимизация затрачиваемых ресурсов и ведение плана графика при его реализации.

Ввиду изменения проекта и до начала его осуществления и при осуществлении необходимо отображение разных редакций проекта. Для этих целей существует возможность задания базового план графика, который будет хранить базовые заданные параметры. При изменении проекта базовый план не меняется и новый проект можно сравнивать с предыдущими его реализациями (рис.8).

Рисунок 8. Сравнение текущего плана (красный) с базовым (серый)

Во время ведения проекта и его анализе возможен просмотр и сохранение разнообразных отчётов по разным количественным характеристикам проекта (рис.9, 10).

Рисунок 9. Отчёт по трудозатратам

Рисунок 10. Отчёт по движению денежных средств

Для полноценного представления о проекте необходимо использование не только средств проектирования и ведения проекта. Дополнительными способами описания проекта служат различного формата документации. Например, это устав проекта.

Устав проекта

1. Общие положения

1.1. Назначение документа

Целью устава проекта (далее – устав) является обеспечение всех участников проекта «Создание электронного образовательного ресурса по работе с RadixWare» (далее – проект) необходимой информацией о порядке управления проектом. Устав создает основу проекта путем определения его целей и задач, объема, планируемых результатов, критериев успешной реализации, требований к управлению проектом и других важных факторов, необходимых для успешной реализации проекта.

1.2. Аббревиатуры и термины

Система управления обучением – основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Management System, LMS), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательном компоненте, так и на коммуникативном.

2. Информация о проекте

2.1. Наименование и реквизиты Заказчика

Кафедра «Прикладной информатики» института Энергетики и Автоматизированных систем ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»

Адрес: Ленина 11, 6 корпус ауд. 6308.

2.2. Наименование и реквизиты Исполнителя

Матвеев Владислав Андреевич, Студент 4 курса, ИЭиАС

2.3. Основание для разработки

Заказ кафедры «Прикладная информатика» института Энергетики и Автоматизированных систем ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

2.4. Плановые сроки начала и окончания работ

Дата начала работ: 1.12.2016

Дата окончания: 1.06.2017

2.5. Сведения об источнике и порядке финансирования работ

Проект обеспечивается своими силами

3. Цели проекта

3.1. Назначение

Обучение и контроль обучения работе на платформе разработки RadixWare.

Объект автоматизации: процесс обучения работе с платформой RadixWare.

3.2. Цели создания

Курс создаётся для улучшения процесса обучения. Создание ресурса позволит эффективнее обучать новых сотрудников и уменьшить затраты преподавателей. Ожидаемые показатели: прирост количества специалистов и уменьшение нагрузки на преподавателей.

4. Проектные документы

Устав проекта – является официальной авторизацией проекта

Техническое задание на создание курса – описывает функциональность курса и процесс внедрения проекта

Документ об образе и границах проекта – раскрывает основные направления и ограничения проекта

Варианты использования – описывает функционал проекта

Спецификация требований – функциональные и нефункциональные требования

5. Задачи проекта, контрольные точки исполнения и затраты на реализацию

Таблица 1 — План-график проекта

Название задачи Длительность Начало Окончание Затраты
Разработка электронного образовательного курса для LMS 216 дней Пт 01.04.16 Вт 31.01.17 р.179 200,00
   Исследование предметных областей 112 дней Пт 01.04.16 Ср 07.09.16 р.54 400,00
      Анализ деятельности целевой организации 1 день Пт 01.04.16 Пт 01.04.16 р.1 200,00
      Сбор сведений об организации 5 дней Пн 04.04.16 Пт 08.04.16 р.6 000,00
      Исследование предмета изучения 100 дней Пн 11.04.16 Вт 30.08.16 р.40 000,00
      Анализ существующих обучающих курсов 3 дней Вт 30.08.16 Пт 02.09.16 р.3 600,00
      Разработка и оформление требований к системе 3 дней Пт 02.09.16 Ср 07.09.16 р.3 600,00
   Анализ архитектуры системы 5 дней Ср 07.09.16 Ср 14.09.16 р.6 000,00
   Разработка технического задания 7 дней Ср 14.09.16 Пт 23.09.16 р.8 400,00
   Проектирование курса 75 дней Пт 23.09.16 Пт 06.01.17 р.90 000,00
      Описание теоретической базы 50 дней Пт 23.09.16 Пт 02.12.16 р.60 000,00
      Составление теоретических/практических/контролирующих блоков по темам 15 дней Пт 02.12.16 Пт 23.12.16 р.18 000,00
      Разработка схемы взаимодействия блоков 10 дней Пт 23.12.16 Пт 06.01.17 р.12 000,00
   Внедрение курса в LMS 9 дней Пт 06.01.17 Чт 19.01.17 р.10 800,00
      Создание блоков 7 дней Пт 06.01.17 Вт 17.01.17 р.8 400,00
      Регистрация пользователей 2 дней Вт 17.01.17 Чт 19.01.17 р.2 400,00
   Тестирование 7 дней Чт 19.01.17 Пн 30.01.17 р.8 400,00
   Сдача в эксплуатацию 1 день Пн 30.01.17 Вт 31.01.17 р.1 200,00

6. Организационная структура проекта

Чернов Виктор – разработчик LMS

Матвеев Владислав – разработчик электронного курса

7. Потребности клиента или рынка

Потенциальным обучающимся необходимо получить полноценное введение в работу с платформой разработки.

Работодателю необходим наиболее эффективный и малозатратный способ обучения сотрудников.

8. Объёмы проекта

8.1. Объем первоначально запланированной версии

Первоначальная версия курса будет содержать основные начальные блоки, направленные более на теоретические знания, нежели на практические. Тем не менее каждый теоретический блок должен быть подкреплён не менее чем одним контролирующим блоком. Запуск курса должен осуществляться самостоятельно обучающимся.
Первоначальная версия не будет рассчитана на дистанционное обучение. Она будет функционировать локально, сохраняя прогресс обучающегося.

8.2. Объем последующих версий

В последующем (во второй части) курс будет включать практические блоки, направленные на освоение инструментов RadixWare. Третья часть курса будет включать описание приёмов и разнообразных особенностей разработки.
В ближайших версиях будет необходимо осуществить возможность сетевого использования образовательной системы. В дальнейшем, система будет функционировать глобально в сети. Возможно создание социальной сети.

8.3. Ограничения и исключения

Система не будет включать в себя итоговое оценивание знаний обучающегося, гарантирующее его (оценивание) рассмотрение работодателем или иной организацией (лицом), планирующей использование полученных при обучении знаний человека для решения прикладных (производственных) задач.

Курс не гарантирует, что полученные знания окажутся достаточными для работы с RadixWare.

9. Риски проекта

9.1. RadixWare окажется сильно сложным и непонятным продуктом для написания курса интерактивного обучения

9.2. Структура LMS окажется неэффективной

9.3. Курс обучения будет составлен непродуктивно

9.4. Обучающиеся не смогут изучать RadixWare, используя разрабатываемый продукт

10. Профили заинтересованных лиц

10.1. Обучающиеся

Заинтересованы в более удобном прохождении курса обучения

10.2. Преподаватели

Могут быть представлены любым лицом или организацией, заинтересованными в подготовке обучающихся по разрабатываемому курсу.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Профилактика интернет-зависимости школьников как педагогическая проблема : В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 55-62.
  2. Белоусова И.Д. Реализация профессиональных образовательных программ с использованием технологий электронного обучения : В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, УПРАВЛЕНИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И МЕДИЦИНЕ Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 599-601.
  3. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В. Математическое обеспечение информационной системы рейтинговой оценки учреждений высшего профессионального образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 4. С. 98-103.
  4. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Миронова А.А., Захарова Т.В. Разработка основных образовательных программ на основе использования модульно-компетентностного подхода : методические рекомендации. – Магнитогорск, 2013.
  5. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Самарокова И.В. Методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций для системы профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 206.
  6. Саранцева Д.А., Белоусова И.Д. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса : В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, УПРАВЛЕНИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И МЕДИЦИНЕ Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 761-763.


Все статьи автора «Kukuruzik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: