УДК 004

ВЫБОР АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СППР «ВЫБОР»

Самойлова Светлана Сергеевна1, Комиссарова Оксана Романовна1, Махмутова Марина Владимировна1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация
В данной статье обосновывается выбор автоматизированной системы учета результатов научно-образовательной деятельности для инновационной фирмы с использованием «СППР Выбор».

Ключевые слова: метод анализа, система, эксперты


SELECTING THE AUTOMATED SYSTEM OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY RESULTS IN DSS «CHOICE»

Samoilova Svetlana Sergeevna1, Komissarova Oksana Romanovna1, Makhmutova Marina Vladimirovna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article explains the selection of the automated system of the account of scientific and educational performance for innovative firms using the DSS «Choice».

Библиографическая ссылка на статью:
Самойлова С.С., Комиссарова О.Р., Махмутова М.В. Выбор автоматизированной системы учета результатов научно-образовательной деятельности в СППР «Выбор» // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/11443 (дата обращения: 13.07.2023).

В наше время многие компании, занимающиеся инновационными разработками, ведут научно-образовательную деятельность. Такая деятельность предполагает проведение прикладных научно-исследовательских и экспериментальных разработок с целью получения и передачи результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые знания или решения.

Учет результатов научно-образовательной деятельности очень трудоемкий процесс, поэтому в инновационной фирме по разработке роботов было принято решение внедрить автоматизированную систему учета [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

В данной фирме все неопубликованные результаты несут конфиденциальную информацию, поэтому подключение к данной системе должно осуществляться только сотрудниками и только по локальной сети, также система должна иметь высокую степень надежности. Система должна выполнять следующие задачи: сбор данных, анализ данных, хранение данных, формирование отчета, формирование статистики. На основе представленной информации можно выделить критерии сравнения: надежность, возможность подключения по локальной сети и функционал [8, 9, 10, 11, 12, 13].

По выбранным критериям был проведен анализ нескольких систем в программе СППР «Выбор», представленные на рисунках 1-7.

Рисунок 1 – Иерархия

Для начала работы в системе необходимо заполнить иерархию: определить цель, критерии выбора и альтернативы (рисунок 1). В качестве альтернативы были выбраны следующие системы: система стороннего разработчика, выполняемая под заказ, государственная система и система сторонней организации [14, 15, 16. 17, 18, 19, 20].

Далее нужно запустить программу, нажав на «Пуск». Во всплывающем окне поочерёдно четыре эксперта заполняют матрицу парных сравнений. Данная матрица заполняется на основе предпочтений определенного эксперта, он определяет, какой из критериев, по его мнению, имеет большую значимость (рисунок 2-5).

Рисунок 2 – Матрица парных сравнений 1 эксперта

Рисунок 3 – Матрица парных сравнений 2 эксперта

Рисунок 4 – Матрица парных сравнений 3 эксперта

Рисунок 5 – Матрица парных сравнений 4 эксперта

После проведения расчетов выводится общий индекс согласованности, который показывает отклонение между субъективными оценками экспертов (рисунок 6) [21, 22, 23, 24]. Абсолютная согласованность экспертов равна 0, чем ближе индекс к этому значению, тем меньше расхождение во мнениях оценщиков, в данном случае индекс равен 0,176 и находится в пределах нормы.

Рисунок 6 – Общий индекс согласованности

На рисунке 7 представлена диаграмма результата. Проанализировав данную диаграмму можно сделать вывод о том, что система, разрабатываемая на заказ, по мнению оценщиков, удовлетворяет выбранным критериям в большей степени, чем остальные и для компании по разработке роботов является оптимальным вариантом.

Рисунок 7 – Диаграмма результата

Итак, в результате проведенного анализа с помощью системы поддержки принятия решения было принято решение о внедрении автоматизированной системы учета научно-образовательной деятельности, разрабатываемой на заказ.  Для принятия такого решения использовался метод анализа иерархий Т. Сатти. Суть данного метода в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части и поэтапном установлении приоритетов оцениваемых компонентов с использованием парных сравнений. Такой подход достаточно субъективен и требует экспертов с высокой квалификацией в решаемом вопросе. Чем выше квалификация оценщиков, тем больше вероятности выбора подходящего решения. Для нашего проекта были выбраны эксперты с опытом работы более трех лет и имеющие компетентность в данном вопросе. Правильность выбора подтверждает и индекс согласованности равный 0,176.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Профилактика интернет-зависимости школьников как педагогическая проблема : В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 55-62.
  2. Белоусова И.Д., Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. О разработке методики и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества решения задач управления в образовании //  Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 25-27.
  3. Гаврилова (Попова) И.В., Попова Е.В., Чернова Е.В., Зленко И.В. Совершенствование системы информационно-аналитической поддержки научных исследований в высшей школе на основе технологии открытых систем. – Магнитогорск, 2010. – 121 с.
  4. Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9.
  5. Курзаева Л.В. Использование имитационного моделирования как метода исследования логистики // Научные труды SWorld. -  2006. – Т. 2. – № 1. – С. 17-19.
  6. Курзаева Л.В. Методические аспекты использования акмеологического воздействия при формировании профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов  // Научные труды SWorld.  – 2009. – Т. 18. -№ 4.- С. 41-42.
  7. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. К вопросу о разработке моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в системе адаптивного управления образованием // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 82-84.
  8. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Лактионова Ю.С., Петеляк В.Е. Применение метода попарных сравненийдля определения значения функции принадлежности нечеткой переменнойв задачах управления социально-экономическими системами // Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 87-89.
  9. Лисьев Г.А., Попова И.В. Технологии поддержки принятия решений. ‑ Москва, 2011. – 133 с.
  10. Малюкова К.В.Назарова О.Б.Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры страховой компании // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3. URL:http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22836 (дата обращения: 23.10.2015).
  11. Масленникова О.Е. Модернизация корпоративной информационной системы: от понятия к модели процесса : В сборнике: ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ материалы 3-й Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 306-310.
  12. Масленникова О.Е. Подготовка студентов университета к межличностному познанию средствами автодидактики : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Магнитогорск, 2005
  13. Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – ASD» : В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.
  14. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-51.
  15. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  16. Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Вики, тего и google сферы в формировании имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» //Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2016. -С. 457-461.
  17. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Подходы к организации обучения в рамках массовых открытых онлайн курсов // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 355-360.
  18. Савва Л.И., Масленникова О.Е. Развитие опыта познания человека человеком. – Магнитогорск, 2004.
  19. Савельева Т.А. Анализ типовой информационной и технической инфраструктуры отделов социальной поддержки населения для внедрения АИС «Социальная защита» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С. 4.
  20. Сапегина В.С., Назарова О.Б. Использование диаграмм OC, EEPC, Исикавы, Дерево узлов, IDEF0, IDEF3 для анализа предметной области «Кредитование физических и юридических лиц»/В.С. СапегинаО.Б. Назарова//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 218-228.
  21. Саранцева Д.А., Белоусова И.Д. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса : В сборнике: информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 761-763.
  22. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
  23. Чернова Е.В., Попова Е.В., Попова И.В., Зленко И.В. Обеспечение безопасности системы информационно-аналитической поддержки научных исследований // Программные продукты и системы. 2009. № 4. С. 14.
  24. Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн курсов в формате XMOOC // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 4 (29). С. 57-62.


Все статьи автора «Комиссарова Оксана Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: