УДК 004.04

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СМАРТФОНОВ НА БАЗЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ANDROID

Бужинская Надежда Владимировна1, Стародумова Дарья Сергеевна2
1Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил, кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИТ
2Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил, кандидат педагогических наук, студент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования мобильных приложений для телефонов на базе операционной системы Android. Важным в этом процессе являются выбор платформы разработки и построение диаграммы, описывающей функции и поведение мобильного приложения.

Ключевые слова: мобильное приложение, проектирование


DESIGN OF MOBILE APPLICATIONS FOR SMARTPHONES ON THE BASIS OF ANDROID OPERATING SYSTEM

Buzhinskaya Nadezhda Vladimirovna1, Starodumova Darya Sergeevna2
1Branch of Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the of Department of Information Technology
2Branch of Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil, student

Abstract
The article deals with the design of mobile applications for phones based on the Android operating system. Important in this process are the choice of the development platform and the construction of a diagram describing the functions and behavior of the mobile application.

Библиографическая ссылка на статью:
Бужинская Н.В., Стародумова Д.С. Проектирование мобильных приложений для смартфонов на базе операционной системы Android // Современная техника и технологии. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/04/12953 (дата обращения: 03.08.2023).

Недолгая история развития вычислительной техники отмечена несколькими важными техническими продуктами, которые изменили профессиональную и повседневную жизнь людей. Одним из таких технических устройств является мобильный телефон. Став незаменимым устройством в жизни каждого современного человека с течением времени, он объединил в себе несколько функций: доступ в сеть интернет, коммуникационные технологии, современное программное обеспечение, офисные технологии. Функционал  телефона реализуется с помощью мобильных приложений – специальных программ, установленных и работающих нанеи. Со временем, они стали выполнять не только технические функции (список контактов, отправка сообщений и т.д.), но и приобрели общедоступный характер: социальный, финансовый, профессиональный [2].

Чтобы выбрать оптимальный вариант программного обеспечения, на котором можно реализовать мобильное приложение, необходимо проанализировать рынок мобильных устройств. Большую популярность среди смартфонов на протяжении достаточно долгого времени имеют смартфоны на базе операционной системы Android. Они отличаются богатым арсеналом программ, сравнительно доступной стоимостью для потребителя и возможностью выбора необходимой версии.

Изучив потребности рынка и определившись с платформой для разработки мобильного приложения, необходимо так же выбрать среду, в которой будет происходить реализация программного кода. Рассмотрим три программных продукта для создания Android приложений.

Eclipse является бесплатной программной платформой. Она отличается открытым исходным кодом, предлагает набор процедур, функций и классов для разработки приложений, включает необходимые плагины [6]. Последняя версия появилясь в июне 2016 года

IntelliJ IDEA Community Edition является бесплатной версией среды разработки, базирующейся на открытом коде. Разработчики позиционируют данную платформу, как интеллектуальную, способную понять код и предлагают интуитивный интерфейс, инструменты для анализа качества кода, поддержку большого количества языков программирования, а также визуальный редактор. Кроме того, в отличии от Eclipse все инструменты для создания Android приложений уже встроены в среду и дополнительных надстроек не требуется [5].

Android  Studio – это официальная интегрированная среда разработки для работы с платформой Android, которая была анонсирована 16 мая 2013 года. Среда была разработана на основе открытого исходного кода и включает поддержку сборки приложения, основанной на Gradle, рефакторинг и быстрое исправление дефектов; коллекцию типовых элементов интерфейса и визуальный редактор для их компоновки и другие возможности [1, 3].

Каждая среда имеет свои достоинства и недостатки, поэтому ее выбор зависит от конкретного вида мобильного приложения, которое необходимо создать, от возможностей технического обеспечения, и, конечно же, от разработчика, преследующего цель найти для себя максимально удобный вариант. В любом случае, разработчику необходимо разработать качественное мобильное приложение, в установленные сроки в условиях ограниченного бюджета.

Самым важным этапом разработки своего продукта является процесс проектирования – комплекс методов и средств представления и создания приложения. Проектирование позволяет  прогнозировать весь процесс работы мобильного приложения, что значит – исключить множество факторов, негативно влияющих на работу приложения, а также проследить перспективы дальнейшей эксплуатации и модернизации мобильного приложения.

Один из прогрессивных подходов к проектированию на данный момент является объектно-ориентрованное, которое позволяет создать модель, близкую к реальности, основываясь на понятии объектов и классов. Соответственно данному подходу можно рассмотреть возможности мобильного приложения с помощью определения «актеров» и линий взаимодействия между ними – диаграммы прецедентов. В этом разработчику помогает универсальная нотация для моделирования объектов (UML – Unified Modeling Language), которая претендует на роль стандарта в области объектно-ориентированного анализа и проектирования.

Рисунок 1 – Диаграмма прецедентов, отражающая особенности мобильного приложения

В данном примере, в клиент-серверной нотации выделены «актеры»: клиент – интерфейс, посылающий запросы, сервер – хранилище информации, например сервер базы данных и пользователь – конкретный человек, использующий мобильное приложение. Проследив взаимодействие между всеми «актерами» можно определить, какой именно интерфейс будет необходим для мобильного приложения. Так один запрос пользователя, реализующий конкретную функцию приложения может отображаться на одной странице. Исходя из этого, состав функций, которые может реализовать приложение позволит представить пользовательский интерфейс и, в дальнейшем, спроектировать его таким образом, чтобы пользователь мог интуитивно в нем ориентироваться [4].


Библиографический список
  1. Амосова Л.Н., Рожкова Т.А. Разработка программного продукта для создания бизнес-плана для OC Android [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/view/journal/194508/ (дата обращения 19.12.2016).
  2. Голощапов А.Л. GoogleAndroid: Программирование для мобильных устройств. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 448 с.
  3. Дейтел П., Дейтел X., Дейтел Э. Android для разработчиков. СПб.: Питер, 2015. 384 с.
  4. Каюмова А. В. Визуальное моделирование систем в StarUML: Учебное пособие. Казань. – Казанский федеральный университет, 2013. 104с.
  5. Что такое IntelliJ IDEA Community Edition? [Электронный ресурс]. URL: http://www.jetbrains.org/pages/viewpage.action?pageId=983211.
  6. Eclipse [Электронный ресурс]. URL: http://www.eclipse.org/ (дата обращения 19.01.2017).


Все статьи автора «Бужинская Надежда Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: