Опыт применения гибких сигнальных столбиков в Луганской области (Украина)
Осипов В.А. Луганский строительный колледж (Украина)
E-mail: osipov.valentin100@gmail.com
УДК 629.113
Актуальность проблемы. Согласно требованиям пункта 1.1 ДСТУ 2735-94 «Ограждения дорожные и направляющие устройства» [1] сигнальные столбик необходимо размещать для обеспечения безопасности дорожного движения на опасных участках дорог, улиц и искусственных сооружениях. Производственным планом по Службе автодорог в Луганской области (САД) ежегодно планируется устанавливать новые и заменять деформированные столбики в количестве 2 000 штук на сумму 200 000 гривен (грн.). Ежегодные затраты на эксплуатационное содержание существующих сигнальных столбиков (общее количество их превышает 24 000 штук) составляет еще 140 000 – 160 000 грн. К работам по содержанию столбиков входит их выравнивание, окрашивание в черный и белый цвета, наклеивание световозвращающих элементов.
В Луганские области на автомобильных дорогах общего пользования используются сигнальные столбики из железобетона. Для изготовления столбиков используется бетон класса B10.B20 морозоустойчивостью не меньше F200 согласно ДСТУ Б В. 2.7-43 [2]. Но использование такого типа столбиков в последнее время уже перестало удовлетворять потребности САД. Во-первых, такая модель столбика после установки требует дополнительного ухода (об этом шла речь выше). Во-вторых, после зимней эксплуатации автодорог весной дорожно-эксплуатационные бригады вынуждены выполнять замену сломанных столбиков, которые получили деформацию в результате очистки спецтехникой обочин автодорог (там, где отсутствовали направляющие вехи). В-третьих, – это хоть малая, но существующая вероятность столкновения автомобиля с железобетонным столбиком, и как следствие, возможное значительное повреждение автомобиля и людей.
Суть предложения. На выездном совещании эксплуатационных служб Укравтодора, которое состоялось в сентябре 2008 года, были продемонстрированы новые гибкие пластиковые сигнальные столбики, названные производителями «Ванька-встанька». Сигнальные столбики удовлетворяли требованиям ДСТУ Б В. 2.3-9-2003 [3].
Основные характеристики новых столбиков:
-
Материал – пластик;
-
цвет белый;
-
высота 1,5 м;
-
ширина грани 120 мм
-
толщина стенки 4,5-5,5 мм;
-
масса не больше 1,7 кг;
-
наличие антивандального приспособления в нижней части, предотвращает несанкционированное исключение из почвы;
-
наличие световозвращающих элементов красного и белого цветов, согласно [1].
Колометрические характеристики световозвращающих элементов показаны в таблице 1.
Таблица 1.
Колометрические характеристики световозвращающих элементов
Координаты цветности угловых точек допустимых цветовых участков Координаты цветности угловых точек основных цветовых участков Коэф.яркости Р,%
Цвет Номера угловых точек цветных участков 1 2 3 4 г 2′ 3′ 4′ Белый XУ 0,285 0,315 0,340 0,370 0,355 0,355 0,300 0,300 0,300 0,330 0,315 0,345 0,334 0,334 0,320 0,320 >65 Красный XУ 0,517 0,334 0,654 0,346 0,710 0,290 0,540 0,300 0,537 0,327 0,567 0,327 0,567 0,307 0,537 0,307 7-15 Составные части:
-
столбик состоит из стойки, изготовленной из специального композитного светостабилизированного пластика;
-
на гранях столбика нанесены световозвращающие элементы;
-
в нижней части столбика расположено антивандальное устройство.
Очистка и мойка сигнальных столбиков, которые сами возобновляют свое вертикальное положение после наезда на них транспортных средств, рекомендуется проводить машиной тип Unimod со специальным навесным оборудованием в виде щетки. [4].
Автором было предложено руководству Службы автодорог в качестве эксперимента закупить партию гибких сигнальных столбиков для дальнейшей их установки на участке автомобильной дороги государственного значения М-04 Знамянка – Луганск – Изварино в пределах Лутугинского района. Указанный участок автодороги был выбран из-за самой большой интенсивности дорожного движения транспортных средств (до 20 000 автомобилей в сутки по данным стационарного индуктивного счетчика движения Marksman – 500, который установлен на указанном перегоне).
Установление выполнялось силами филиала «Луганский ДЭУ». При установке использовалось лишь одно средство малой механизации – ручной ямобур DWT – 3000.
Дальнейшая эксплуатация выявила ряд позитивных моментов:
-
яркие световозвращающие элементы;
-
хорошая видимость столбика на обочине дороги;
-
легкость;
-
удобство при транспортировке;
-
стойкость к действию внешней среды;
-
световозвращающие элементы обеспечивают хорошую заметность в темное время суток;
-
гарантия производителя – 5 лет;
-
отсутствие расходов на обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации;
-
материал, из которого изготовлено изделие не поддерживает горения;
-
современный дизайн, гибкость столбика позволяет сохранить его в целом виде даже после наезда автомобиля, что увеличивает срок службы столбика в сравнении с обычным в несколько раз (рисунки 1,2);
Рис. 1 Наезд автомобилем на гибкий сигнальный столбик.
Рис. 2 Вид гибкого сигнального столбика после наезда автомобиля.
-
отсутствие повреждений автомобиля после столкновения;
-
наличие антивандального приспособления;
-
Особенный белый пластик для дорожных столбиков не требует дополнительного окрашивания в течение всего срока эксплуатации;
-
Столбики дорожные хорошо моются поливомоечными машинами, имеют современный презентабельный вид;
-
Такие дорожные столбики из пластика не склонны электролитической коррозии и имеют малую массу.
Учитывая вышеизложенное предлагается повсеместное внедрение гнущихся сигнальных столбиков на территории Украины и внести следующие изменения и дополнения к действующему [3]:
1. Ввести в [3] описание гибкого сигнального столбика;
2. Дополнить пункт 1.2. раздела 10 «Гарантии производителя» следующим: «Минимальный гарантийный срок службы для гибких сигнальных столбиков, изготовленных из пластмасса – 5 лет».
3. В раздел 5 «Технические требования» ввести рисунок гибкого сигнального столбика.
Литература:
1. ДСТУ 2735-94 Огородження дорожні і напрямні пристрої. Правила використання. Вимоги безпеки дорожнього руху. – Київ: Держстандарт України, 1994.
2. ДСТУ Б В.2.7-43. Бетони тяжкі. Технічні умови. – Київ: Держстандарт України,1996.
3. ДСТУ Б В.2.3-9-2003; Споруди транспорту. Пристрої дорожні напрямні. Загальні технічні умови. – Київ: Держстандарт України, 2003.
4. Полещук С.Е. Мепуришвили Д.Г. Чванов В.В. Книга линейного работника дорожного хозяйства. – Москва: Инфоравтодор, 2009. – С. 182.