Для того, чтобы двигатель стабильно выходил при пуске на рабочий режим, необходимо обеспечить определенную пусковую частоту вращения его коленчатого вала.
Минимальная пусковая частота вращения – это наименьшее при данных условиях частота вращения коленчатого вала, при которой обеспечивается пуск для дизелей не более чем за две попытки продолжительностью по 15 секунд с интервалом между попытками в 1 минуту.
Система электростартерного пуска предназначена для провертывания коленчатого вала двигателя с частотой превышающей минимальную пусковую частоту вращения. При расчетах пусковая частота вращения для дизельного двигателя принимается (100-150) мин-1.
Принципиальная электрическая схема системы электростартерного пуска БТР-80 представлена согласно рисунку 1.
Система электростартерного пуска бронетранспортера БТР-80 работает надежно, так как реле и электрические цепи системы дублированы. Но ее слабым звеном является цепь выключателя стартера S2 (протяженность монтажных проводов свыше 12 м). Для повышения надежности работы системы электростартерного пуска на БТР-80 целесообразно установить дублирующий выключатель стартера.
В соответствии с рисунком 2 а, представлен выключатель ВК-317 с подсоединенными к нему проводами. Согласно рисунку 2, б выключатель представлен с подсоединенными к нему проводами. Этот выключатель можно использовать в качестве дублирующего выключателя системы электростартерного пуска БТР-80 при неисправностях цепи выключателя стартера S2 (рисунок 2). Установка дублирующего выключателя стартера производится на перегородке между нишей аккумуляторных батарей и боевым отделением, рядом с выключателем батарей (рисунок 2, в). К дублирующему выключателю обеспечен свободный доступ из боевого отделения бронетранспортера. Установка дублирующего выключателя стартера SДУБЛ в электрическую схему системы электростартерного пуска представлено в соответствии с рисунком 1.
GB1 и GB2 – аккумуляторные батареи, F1, F2, F3 – плавкие предохранители; PAV1 – вольтамперметр; S1 – выключатель аккумуляторных батарей; S2 – выключатель «СТАРТЕР» на щитке приборов; S3 и S4 – выключатели генератор на щитке приборов; SДУБЛ – дублирующий выключатель стартера (в штатной системе электростартерного пуска двигателя БТР-80 не устанавливается); К2 и К4 – реле стартера; К3 и К5 – реле блокировки
Рисунок 1 – Принципиальная электрическая схема системы
электростартерного пуска БТР-80
а б в
а – выключатель ВК-317; б – выключатель ВК-317 в комплекте с проводами; в – установка дублирующего выключателя стартера на БТР-80
Рисунок 2 – Выключатель ВК-317 и его установка на БТР-80
Электростартерный пуск двигателя с использованием ВК-317 осуществляется путем перемыкания при включении дублирующего выключателя выводов на крышке тягового реле стартера (силового вывода, соединенного с выводом «+» аккумуляторных батарей, и вывода обмоток тягового реле), соединяемых с помощью дополнительных проводов выключателем ВК-317, между собой (рисунок 3, б).
а б
а – подключение стартера СТ-142Б к бортовой сети машины; б – электростартерный пуск двигателя путем перемыкания выводов на крышке тягового реле стартера
Рисунок 3 – Электростартерный пуск двигателя путем перемыкания
выключателем ВК-317 выводов на крышке тягового реле стартера