Боевая машина десанта БМД-2 является основной боевой машиной Воздушно-десантных войск РФ. Боеготовность машины во многом определяется работой ее электрооборудования.
Электрооборудование (ЭО) боевой машины представляет собой сложный комплекс различных электротехнических и электронных устройств – электрических машин, приборов и систем, в принципиальных схемах и конструкциях которых учитываются особенности боевого применения, эксплуатации и условия работы машины и экипажа. От надежной работы электрооборудования в значительной степени зависит эффективность использования машины в бою.
Боевая машина десанта БМД-2 включает в себя корпус машины и башню с вооружением. В корпусе размещены силовая установка, агрегаты трансмиссии и ходовая часть. Башня является неотъемлемой частью боевого отделения машины. Функциональная схема системы электрооборудования БМД-2 представлена согласно рисунку 1. Источники электрической энергии объединены в систему электроснабжения машины.
Рисунок 1 – Функциональная схема системы электрооборудования БМД-2
Система электроснабжения (СЭС) предназначена для питания электрической энергией всех приёмников (потребителей) электрической энергии боевой машины. Она состоит из параллельно соединённых между собой проводами и аппаратурой бортовой сети машины аккумуляторной батареи и генераторной установки. СЭС предназначена для производства, преобразования, распределения и передачи электроэнергии с заданными параметрами приемникам (потребителям) объекта.
Источники электроэнергии СЭС подразделяются на основной и вспомогательный. К основному источнику относятся генератор со своей регулирующей аппаратурой, называемые генераторной установкой. К вспомогательному – аккумуляторная батарея, являющаяся также резервным источником электроэнергии.
Генераторная установка БМД-2 включает в себя генератор постоянного тока, регулятор напряжения (РН) и автомат обратного тока (АОТ), конструктивно выполненный в виде дифференциально-минимального реле (ДМР). Они соединенные между собой электропроводами. Функциональная схема генераторной установки представлена в соответствии с рисунком 2. Принципиальная электрическая схема системы электроснабжения БМД-2 представлена в соответствии с рисунком 3.
Регулятор напряжения необходим для поддержания напряжения генератора в заданных пределах. Дифференциально-минимальное реле защищает генератор от выхода из строя под воздействием обратного тока (тока аккумуляторной батареи) в случае, если напряжение генератора меньше, чем аккумуляторной батареи.
Рисунок 2 – Функциональная схема генераторной установки БМД-2
РН – регулятор напряжения; ДМР – дифферинциально-минимальное реле
Рисунок 3 – Принципиальная электрическая схема системы
электроснабжения БМД-2
Система электростартерного пуска предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой, превышающей минимальную пусковую частоту. К данной системе относятся: стартер, реле включения стартера и реле блокировки стартера (по одному из этих реле в каждом реле регуляторе), выключатель стартера, исполненный в виде кнопки.
Для улучшения пуска дизеля при низких температурах предназначены электрофакельное устройство и предпусковой подогреватель.
Система освещения обеспечивает освещение местности перед машиной в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также необходимые условия для работы экипажа ночью и днем. В систему входят световые приборы (фары и плафоны), переключатели, выключатели, розетки. К приборам наружного освещения относятся фары. Совместно с фарами работают приборы ночного видения. К приборам внутреннего освещения относятся плафоны и фонари, установленные внутри корпуса машины.
Система звуковой сигнализации предназначена для подачи предупредительных сигналов из машины или для сигнализации экипажам, находящимся в машинах, а также для вызова экипажей. В систему звуковой сигнализации входят: сигнал звуковой и выключатель звуковых сигналов.
Система обеспечения обитаемости предназначена для подачи чистого воздуха от ФВУ к органам дыхания личного состава экипажа при ведении огня.
Система защиты от оружия массового поражения коллективного типа, предназначена для защиты боевого расчета и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и светового излучения ядерного взрыва, от воздействия радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств.
Система противопожарного оборудования предназначена для тушения пожара в отделении силовой установки в автоматическом режиме по сигналу датчиков.
Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля и диагностирования состояния электрооборудования, двигателя и агрегатов трансмиссии, наличия топлива, характеристики движения машины. Они делятся на измерители (температуры, уровня топлива и т.п.) и сигнализаторы предельного состояния (перегрева охлаждающей жидкости, падения давления масла в системе смазывания двигателя и т.п.).
Средства связи. Для обеспечения внешней связи служат радиоприемник и радиостанция, для обеспечения внутренней связи – аппаратура внутренней связи и коммутации со шлемофонами.
Электропривод применяется в предпусковом подогревателе двигателя и водооткачивающем насосе, установленном в корпусе машины.
Электрооборудование башни с вооружением подразделяется на приемники электроэнергии, вспомогательное оборудование и электрическую сеть. Конечные выключатели блокировки электрооборудования башни и вооружения размещены в верхних люках обитаемых отделений машины.
Бортовая электрическая сеть предназначена для соединения источников и приемников (потребителей) электрической энергии на машине. Она включает в себя электрические сети шасси и машины. Бортовая сеть состоит из проводов, соединительных разъемов, распределительных щитков и соединительных панелей, коммутационной и защитной аппаратуры, средств подавления радиопомех, вращающегося контактного устройства.
На БМД-2 применена однопроводная схема соединения источников и приемников (потребителей) – отрицательные выводы источников электроэнергии и отрицательные выводы приёмников электроэнергии соединены с корпусом машины (рисунок 4).
GВ – аккумуляторная батарея; G – генератор; S1 – автомат защиты цепи (АЗС); S2, S3 – выключатели (S3 – кнопка); F1-F3 – предохранители плавкие
Рисунок 4 – Принципиальная электрическая схема однопроводной системы распределения электрической энергии
При такой схеме соединения приборов электрооборудования вторым проводом, предназначенным для соединения минусовых выводов источников и приемников (потребителей), служат металлические части корпуса и башни машины. Поэтому необходимо более внимательное отношение к изоляции проводов и к присоединению приборов к корпусу и башне. Ослабления электрических соединений источников питания и приемников (потребителей) электрической энергии приводят к увеличению переходных сопротивлений, нестабильной работе приемников (потребителей) и резкому повышению уровня радиопомех. При касании оголенного провода или провода с дефектами изоляции, находящегося под напряжением, к металлическим деталям машины происходит короткое замыкание, которое может привести не только к выходу из строя части электрооборудования машины, но и может явиться причиной пожара.
Потребители (приемники) электрической энергии, установленные в корпусе машины (за исключением системы электростартерного пуска), для защиты от перегрузок подключены к источникам электрической энергии машины через распределительные щиты с плавкими предохранителями и автоматы защиты. Распределительный щиток (РЩ) машины, в котором размещены плавкие предохранители для защиты источников и потребителей от коротких замыканий и перегрузок, представлен согласно рисунку 5.
Потребители электрической энергии башни подключены к источникам электрической энергии при помощи вращающегося контактного устройства (ВКУ) через коробку защиты КР-25 с автоматами защиты или плавкие предохранители
блока управления и коммутации БУ-25-2С.
Блок БУ-25-2С предназначен для управления огнем из спаренной установки и приборами электрооборудования башни, а также защиты электрических цепей боевого отделения.
Рисунок 5 – Распределительный щиток БМД-2, установленный в отделении управления на правом борту
Личный состав экипажа боевой машины БМД-2 должен четко знать структуру электрооборудования машины и особенно четко усвоить, какие цепи электрооборудования защищают те или иные предохранители или автоматы защиты и где они расположены. Эти знания, закрепленные стойкими практическими навыками, позволят поддерживать боеспособность машин на необходимом уровне.