УДК 623.438

СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ БМД-2

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
Рассмотрена функциональная и принципиальные электрические схемы основ-ных систем электрооборудования основной боевой машины десанта БМД-2.

Ключевые слова: электрооборудование


ELECTRICAL SYSTEM BMD-2

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, kand. tehn. sciences
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor

Abstract
Considered functional and basic electric circuit of the fundamentals of the electrical systems of the combat vehicle landing BMD-2.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Система электрооборудования БМД-2 // Современная техника и технологии. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/05/1790 (дата обращения: 10.09.2024).

Боевая машина десанта БМД-2 является основной боевой машиной Воздушно-десантных войск РФ. Боеготовность машины во многом определяется работой ее электрооборудования.

Электрооборудование (ЭО) боевой машины представляет собой сложный комплекс различных электротехнических и электронных устройств – электрических машин, приборов и систем, в принципиальных схемах и конструкциях которых учитываются особенности боевого применения, эксплуатации и условия работы машины и экипажа. От надежной работы электрооборудования в значительной степени зависит эффективность использования машины в бою.

Боевая машина десанта БМД-2 включает в себя корпус машины и башню с вооружением. В корпусе размещены силовая установка, агрегаты трансмиссии и ходовая часть. Башня является неотъемлемой частью боевого отделения машины. Функциональная схема системы электрооборудования БМД-2 представлена согласно рисунку 1. Источники электрической энергии объединены в систему электроснабжения машины.

Рисунок 1 – Функциональная схема системы электрооборудования БМД-2

Система электроснабжения (СЭС) предназначена для питания электрической энергией всех приёмников (потребителей) электрической энергии боевой машины. Она состоит из параллельно соединённых между собой проводами и аппаратурой бортовой сети машины аккумуляторной батареи и генераторной установки. СЭС предназначена для производства, преобразования, распределения и передачи электроэнергии с заданными параметрами приемникам (потребителям) объекта.

Источники электроэнергии СЭС подразделяются на основной и вспомогательный. К основному источнику относятся генератор со своей регулирующей аппаратурой, называемые генераторной установкой. К вспомогательному – аккумуляторная батарея, являющаяся также резервным источником электроэнергии.

Генераторная установка БМД-2 включает в себя генератор постоянного тока, регулятор напряжения (РН) и автомат обратного тока (АОТ), конструктивно выполненный в виде дифференциально-минимального реле (ДМР). Они соединенные между собой электропроводами. Функциональная схема генераторной установки представлена в соответствии с рисунком 2. Принципиальная электрическая схема системы электроснабжения БМД-2 представлена в соответствии с рисунком 3.

Регулятор напряжения необходим для поддержания напряжения генератора в заданных пределах. Дифференциально-минимальное реле защищает генератор от выхода из строя под воздействием обратного тока (тока аккумуляторной батареи) в случае, если напряжение генератора меньше, чем аккумуляторной батареи.

Рисунок 2 – Функциональная схема генераторной установки БМД-2

РН – регулятор напряжения; ДМР – дифферинциально-минимальное реле

Рисунок 3 – Принципиальная электрическая схема системы

электроснабжения БМД-2

Система электростартерного пуска предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой, превышающей минимальную пусковую частоту. К данной системе относятся: стартер, реле включения стартера и реле блокировки стартера (по одному из этих реле в каждом реле регуляторе), выключатель стартера, исполненный в виде кнопки.

Для улучшения пуска дизеля при низких температурах предназначены электрофакельное устройство и предпусковой подогреватель.

Система освещения обеспечивает освещение местности перед машиной в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также необходимые условия для работы экипажа ночью и днем. В систему входят световые приборы (фары и плафоны), переключатели, выключатели, розетки. К приборам наружного освещения относятся фары. Совместно с фарами работают приборы ночного видения. К приборам внутреннего освещения относятся плафоны и фонари, установленные внутри корпуса машины.

Система звуковой сигнализации предназначена для подачи предупредительных сигналов из машины или для сигнализации экипажам, находящимся в машинах, а также для вызова экипажей. В систему звуковой сигнализации входят: сигнал звуковой и выключатель звуковых сигналов.

Система обеспечения обитаемости предназначена для подачи чистого воздуха от ФВУ к органам дыхания личного состава экипажа при ведении огня.

Система защиты от оружия массового поражения коллективного типа, предназначена для защиты боевого расчета и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и светового излучения ядерного взрыва, от воздействия радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств.

Система противопожарного оборудования предназначена для тушения пожара в отделении силовой установки в автоматическом режиме по сигналу датчиков.

Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля и диагностирования состояния электрооборудования, двигателя и агрегатов трансмиссии, наличия топлива, характеристики движения машины. Они делятся на измерители (температуры, уровня топлива и т.п.) и сигнализаторы предельного состояния (перегрева охлаждающей жидкости, падения давления масла в системе смазывания двигателя и т.п.).

Средства связи. Для обеспечения внешней связи служат радиоприемник и радиостанция, для обеспечения внутренней связи – аппаратура внутренней связи и коммутации со шлемофонами.

Электропривод применяется в предпусковом подогревателе двигателя и водооткачивающем насосе, установленном в корпусе машины.

Электрооборудование башни с вооружением подразделяется на приемники электроэнергии, вспомогательное оборудование и электрическую сеть. Конечные выключатели блокировки электрооборудования башни и вооружения размещены в верхних люках обитаемых отделений машины.

Бортовая электрическая сеть предназначена для соединения источников и приемников (потребителей) электрической энергии на машине. Она включает в себя электрические сети шасси и машины. Бортовая сеть состоит из проводов, соединительных разъемов, распределительных щитков и соединительных панелей, коммутационной и защитной аппаратуры, средств подавления радиопомех, вращающегося контактного устройства.

На БМД-2 применена однопроводная схема соединения источников и приемников (потребителей) – отрицательные выводы источников электроэнергии и отрицательные выводы приёмников электроэнергии соединены с корпусом машины (рисунок 4).

GВ – аккумуляторная батарея; G – генератор; S1 – автомат защиты цепи (АЗС); S2, S3 – выключатели (S3 – кнопка); F1-F3 – предохранители плавкие

Рисунок 4 – Принципиальная электрическая схема однопроводной системы распределения электрической энергии

При такой схеме соединения приборов электрооборудования вторым проводом, предназначенным для соединения минусовых выводов источников и приемников (потребителей), служат металлические части корпуса и башни машины. Поэтому необходимо более внимательное отношение к изоляции проводов и к присоединению приборов к корпусу и башне. Ослабления электрических соединений источников питания и приемников (потребителей) электрической энергии приводят к увеличению переходных сопротивлений, нестабильной работе приемников (потребителей) и резкому повышению уровня радиопомех. При касании оголенного провода или провода с дефектами изоляции, находящегося под напряжением, к металлическим деталям машины происходит короткое замыкание, которое может привести не только к выходу из строя части электрооборудования машины, но и может явиться причиной пожара.

Потребители (приемники) электрической энергии, установленные в корпусе машины (за исключением системы электростартерного пуска), для защиты от перегрузок подключены к источникам электрической энергии машины через распределительные щиты с плавкими предохранителями и автоматы защиты. Распределительный щиток (РЩ) машины, в котором размещены плавкие предохранители для защиты источников и потребителей от коротких замыканий и перегрузок, представлен согласно рисунку 5.

Потребители электрической энергии башни подключены к источникам электрической энергии при помощи вращающегося контактного устройства (ВКУ) через коробку защиты КР-25 с автоматами защиты или плавкие предохранители
блока управления и коммутации БУ-25-2С.

Блок БУ-25-2С предназначен для управления огнем из спаренной установки и приборами электрооборудования башни, а также защиты электрических цепей боевого отделения.

Рисунок 5 – Распределительный щиток БМД-2, установленный в отделении управления на правом борту

Личный состав экипажа боевой машины БМД-2 должен четко знать структуру электрооборудования машины и особенно четко усвоить, какие цепи электрооборудования защищают те или иные предохранители или автоматы защиты и где они расположены. Эти знания, закрепленные стойкими практическими навыками, позволят поддерживать боеспособность машин на необходимом уровне.



Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: