Световые приборы автомобиля относятся к системам освещения (приборы освещения) или световой сигнализации (светосигнальные приборы), часто при выполнении ими совместных функций.
Свет прибора освещения воспринимается человеческим глазом после отражения от дороги или объекта на дороге (рисунок 1). Свет светосигнального прибора наблюдатель воспринимает непосредственно (рисунок 2). Фары и фонари заднего хода можно считать не только осветительными (водитель автомобиля, на котором они установлены, воспринимает их отраженный свет), но и светосигнальными приборами (другие участники дорожного движения воспринимают их свет непосредственно).
Рисунок 1 – Освещение при помощи головных фар дороги
и объектов на ней
Рисунок 2 – Восприятие человеческим глазом светового сигнала
указателя поворотов
В зависимости от места установки их на машину приборы освещения подразделяются на две группы:
- наружные – они обеспечивают движение автомобиля в условиях недостаточной или ограниченной видимости;
- внутренние – они обеспечивают необходимые условия для работы водителя ночью и днем.
Состав системы освещения автомобиля Урал-4320-31 представлен в соответствии с рисунком 3.
Рисунок 3 – Состав системы освещения автомобиля Урал-4320-31
Противотуманные фары и, соответственно, их выключатель устанавливаются только по особому требованию заказчика [1].
Установка передних приборов освещения и световой сигнализации автомобиля Урал-4320-31 (в исполнении для Министерства Обороны), в том числе головных фар, представлена в соответствии с рисунком 4.
1, 18 – прокладка; 2, 22 – повторитель поворота боковой и знак автопоезда УП101; 3 – прокладка фары; 4, 14, 21 – гайка; 5 – кольцо уплотнительное;
6 – фонарь передний ПФ133АБ; 17, 23 – винт; 7 – фара 401.3711; 8 – рукоятка; 9, 16, 24 – шайба пружинная; 10 –фара-прожектор 171.37110; 11 – кронштейн поворотной фары; 12 – пружина поворотной фары; 13, 15, 25 – шайба; 19 – световозвращатель ФП-316-01; 20 – болт
Рисунок 4 – Установка передних приборов освещения и световой
сигнализации автомобиля Урал-4320-31 (в исполнении для МО)
Головные фары являются основными приборами системы освещения. Именно они в наибольшей мере способствуют организации и обеспечению безопасного дорожного движения в условиях недостаточной [2] (менее 300 м в условиях тумана, дождя, в сумерки и т.п.) или ограниченной (рельефом местности, строениями, растительностью и т.п.) видимости водителем дороги.Приборы внутреннего освещения подключены в бортовую сеть таким образом, что электрическая энергия поступает к ним, минуя выключатель стартера и приборов.
Для включения приборов освещения применяется коммутационная аппаратура (переключатели и выключатели). Коммутационная аппаратура световых приборов системы освещения, а также световой и звуковой сигнализации установлена в кабине автомобиля.
Головные фары включаются при втором положении центрального переключателя света. В зависимости от положения ножного переключателя света включается ближний или дальний свет. С его помощью водитель выбирает режим работы фар (дальний или ближний свет) в зависимости от условий движения. При этом при включении фар не допускается одновременное действие ближнего и дальнего света.
Все цепи системы освещения защищены плавкими предохранителями, установленными в двух блоках. Блоки предохранителей расположены под крышкой люка на передней панели кабины (рисунок 5).
а б в
а – крышки блоков плавких предохранителей при открытой крышке люка;
б – блоки плавких предохранителей; в – электрическая схема блока предохранителей; 1 – крышка люка блока предохранителей; 2, 4 – крышка и блок нижних предохранителей; 3, 5 – крышка и блок верхних предохранителей; 6 – плавкий предохранитель (вставка)
Рисунок 5 – Блоки предохранителей, 1-я – 6-я вставка (предохранитель)
На крышке каждого блока указана сила тока, на которую рассчитаны размещенные под ней предохранители. Заменить в блоках плавкие предохранители легко и просто.
Малогабаритные плавкий предохранитель срабатывает при двукратном повышении сил номинального тока не более, чем за 5 секунд.
Плавкие предохранители верхнего блока защищают цепи:1-й – противотуманных фар; 2-й – лампы фары-прожектора; 3-й – переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп, также к ней может подключаться задний противотуманный фонарь; 4-й – лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп сигналов торможения; 5-й – электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода; 6-й – питания приборов и зуммера.
Плавкие предохранители нижнего блока защищают цепи: 1-й – левого габаритного огня; 2-й – правого габаритного огня и освещения приборов; 3-й – ближнего света левой фары; 4-й – ближнего света правой фары; 5-й – дальнего света левой фары; 6-й – дальнего света правой фары.
Библиографический список
- Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 284 с.
- Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL: http: // carsguru.net / pdd / pdd.html