1. Актуальность Интернет-банкинга
Интернет-банкинг – это сервис, позволяющий управлять своим банковским счетом через Интернет. Для полноценной работы с системой Интернет-банкинга достаточно иметь устройство, подключенное к Интернету и имеющее браузер или же специальное приложение, предоставляемое поставщиком финансовых услуг т.е. банком или сторонней компанией.
Интернет-банкинг позволяет:
- Осуществлять с банком обмен всеми видами финансовых документов;
- Получать информацию и документы по всем счетам банка в любое время и за любой период;
- Обеспечить отслеживание обработки финансовых документов на всех этапах и получить информацию о результатах обработки;
- Своевременно оповещать клиентов об ошибках и других нештатных ситуациях;
- Взаимодействовать с любыми видами счетов любых банков в одном интерфейсе(в случае системы интернет-банкинга, предоставляемой не одним банком, а сторонней компанией);
Преимущества Интернет-банкинга
1) Простота в использовании – чтобы управлять своими счетами, не обязательно быть специалистом в сфере информационных технологий и обладать специальными навыками и знаниями.
2) Оперативность – взаимодействие между пользователем и финансовой организацией происходит в режиме реального времени. Отслеживание всех этапов обработки документов на экране устройства, используемого для доступа в интернет. Обновление информации о состоянии платежей и счетов с заданной периодичностью или по запросу
3) Удобство – простота подключения и взаимодействия с системой интернет-банкинга – необходимо иметь счет в банке, договор с банком о возможности обслуживания через интернет, устройство с помощью которого можно выйти в интернет через браузер или с установленным приложением системы интернет-банкинг. Возможность совершать платежные операции в адрес тех клиентов банка, которые не подключены к системе интернет-банкинг. Отсутствие необходимости многократной проверки ошибок в финансовых документах, поскольку система проверяет наличие ошибок и оповещает о них клиента. В случае, если документ с ошибкой был отправлен или подтвержден, то можно в течение некоторого времени отменить операцию.
4) Конфиденциальность – передаваемая информация шифруется в соответствии с международным протоколом криптографии SSL; Безопасность обеспечивается так же использованием взаимодействующими сторонами электронных цифровых подписей(ЭЦП). Система идентификации и аутентификации обеспечивает подлинность взаимодействующих сторон.
5) Возможность контроля – все этапы электронного взаимодействия подтверждаются соответствующими документами и отчетами, которые пользователь может просмотреть и распечатать в любой удобный для него момент. Электронные финансовые документы, подтвержденные ЭЦП, обладают такой же юридической силой, как и бумажные документы, подтвержденные подписями и печатью.
2. Специфика интернет-банкинга
Отличие Интернет-банкинга от классической системы Клиент-банк
Интернет-банкинг – это более совершенная система взаимодействия между клиентом и банком. Эта система сохранила в себе все положительный стороны оффлайн банкинга, но так же имеет множество преимуществ перед ним:
- Клиент может получать любую информацию о состоянии своего счета, финансовых документах и о банке, предоставляющем ему услуги в любое время, в любой точке мира с помощью любого устройства подключенного к сети Интернет.
- Весь документооборот производится в электронном виде, нет необходимости предоставлять банку документы на бумажном носителе, но по запросу клиент может получить любые документы в виде бумажных копий электронных, с соответствующими подписями и печатями.
Программное обеспечения в Интернет-банкинге
1. Пользовательский интерфейс
Для взаимодействия с данной системой сотрудников банка имеется соответствующее ПО. Поскольку нужды клиентов и работников банка в рамках данной системы различаются, то программное обеспечение для работников банка является узко специализированным и ориентировано на сотрудников определенной квалификации.
2. Клиентское программное обеспечение
Одни системы интернет-банкинга доступны через любое устройство, подключенное к интернету и имеющее какой-либо браузер, другие требуют установку специального приложения. Сейчас встречаются и те и другие виды, предоставляемые как банком, так и сторонними компаниями-разработчиками. Мобильность системы с использованием браузера намного выше, однако многие предпочитают системы с дополнительным ПО в связи с более высоким быстродействием.
3. Используемые средства защиты
Для обоих видов системы интернет-банкинга предусматриваются как программные, так и аппаратные средства защиты передаваемой информации, которые обеспечивают высокий уровень безопасности.
3. Мобильный интернет-банкинг
Приложения мобильного интернет-банкинга – это сервисы нового поколения, предоставляющие клиентам все возможности классического интернет-банкинга по средствам мобильных устройств, подключенных к интернету через мобильного оператора или Wi-Fi, на которые установлены эти приложения.
Мобильные приложения предоставляют:
- Удобный и интуитивно понятный интерфейс, разработанный под конкретную мобильную платформу
- Защиту от несанкционированного доступа к функциям приложения
- Возможность передачи данных по защищенному каналу связи
- Валидацию данных пользователя при осуществлении банковской операции или формировании финансовых документов
- Сохранение некоторых параметров операций, для обеспечения более высокой скорости повторного выполнения
Сейчас самыми популярными мобильными платформами являются IOS, Android и Windows Phone. Большинство приложений мобильного интернет-банкинга имеют версии для каждой из данных платформ.
Вывод
В наше время применение информационных технологий в финансовой индустрии имеет огромное значение, поскольку количество финансовых операций, совершаемых клиентами банков, с каждым годом растет. В связи с этим возникла необходимость перенести некоторую часть обслуживания клиентов в режим удаленного взаимодействия по средствам сети Интернет. Поэтому использование систем интернет-банкинга необходимо изучать и развивать, создавая более совершенные системы.
Библиографический список
- Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика. 2006
- Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. М.: Вузовский учебник, 2009.