Сжатые, сниженные и растворенные газы нашли широкое применение в государственной авиации в связи с важностью выполняемых ими задач, к их качеству предъявляют повышенные требования, которые регламентируются соответствующими ГОСТами.
Современные воздушные средства (ВС) снабжены разветвленными газовыми системами, играющими жизненно важную роль в обеспечении полетов и боевой деятельности авиации.
Бортовые газовые системы подразделяются на:
- кислородную систему;
- воздушную (азотную) систему;
- систему нейтрального газа;
- противопожарную систему.
Кислородная система предназначена для обеспечения нормальной жизнедеятельности членов экипажа при выполнении высотных полетов, а также при катапультировании. Кроме того, на некоторых типах ВС кислородная система используется для подпитки авиационных двигателей. В бортовых кислородных системах используется как газообразный, так и жидкий медицинский кислород. В государственной авиации используется в основном газообразный кислород, который находится в бортовых кислородных баллонах под давлением 15 МПа. Гидравлическая емкость кислородной системы в зависимости от типов ВС колеблется от 10 до 60 л. На ВС транспортной авиации используется, в основном, жидкий медицинский кислород, хранящийся на борту в специальных сосудах Дьюара, емкость которых достигает нескольких сотен литров. Жидкий кислород газифицируется непосредственно на борту ВС и затем подается для дыхания членов экипажа.
Воздушная (азотная) бортовая система предназначена для выполнения целого ряда очень важных функций, таких как герметизация кабин, зарядка пневматиков колес и амортизационных стоек шасси, поворот передней ноги, открытие створок люков, выпуск тормозного парашюта и т.д. Воздух используется в настоящее время только для герметизации кабин, а для выполнения всех других функций используется газообразный азот. Давление в системах различных типов ВС изменяется от 12 до 35 МПа, а гидравлическая емкость составляет несколько десятков литров.
Система нейтрального газа предназначена для обеспечения работоспособности топливной системы и живучести ВС при получении повреждений. Сущность работы данной системы заключается в том, что по мере выработки топлива из топливных баков, свободное пространство заполняется инертным газом, который предотвращает возможность возгорания и взрыва паров авиационного топлива. В качестве нейтрального газа используется газообразный азот или жидкая углекислота. Расход нейтрального газа очень большой, он достигает нескольких сотен метров кубических газа. Зарядка бортовых систем нейтрального газа углекислотой представляет серьезную проблему, т.к. в наземном обеспечении углекислотно-добывающие станции отсутствуют, и ее получают только с заводов промышленности.
Бортовая противопожарная система предназначена для ликвидации очагов пожара на борту ВС. В качестве огнегасительных средств используется жидкая углекислота и огнегасительные. составы на основе углекислоты (состав “3,5″ или “7″).
Для зарядки вышеуказанных бортовых систем ВС применяются следующие газы:
- газообразный медицинский кислород по ГОСТ 5583-78;
- жидкий медицинский кислород по ГОСТ 6331-78;
- газообразный и жидкий азот по ГОСТ-9293-74;
- сжатый воздух;
- жидкая двуокись углерода (углекислота) по ГОСТ 8050-85.
Требования, предъявляемые к качеству газов, применяемых в государственной авиации, очень высоки и регламентируются соответствующими ГОСТами. И это закономерно, так как от кондиционности этих газов в значительной степени зависят работоспособность систем ВС, жизнеобеспечение летных экипажей, боевая живучесть ВС и безопасность полетов.
Библиографический список
- Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
- Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” – М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.