За последние несколько лет возросла популярность Web-технологий, а количество пользователей сети Интернет значительно увеличилось. Благодаря Интернету мы имеем доступ к различным ресурсам мультимедиа во всем мире. Потенциал web-технологий огромен. Он влечет множество преподавателей из разных уголков планеты тем, что эти технологии позволяют объединить все образовательные ресурсы, разбросанные по всему миру, в некую мультимедийную базу данных. Интернет, компьютерные технологии и средства связи позволяют сделать обучение более интересным. Появляются новые проекты, изобретения в этой области использования сети Интернет [1,2].
Рассмотрим поэтапно развитие сети Интернет и связанное с ним развитие информационно-коммуникационных технологий.
Этап с 1991 по 1995 год характеризуется такими ключевыми открытиями, как создание первого HTTP – сетевого протокола для распределенных взаимосвязанных гипермедийных информационных систем. HTTP является основой передачи данных для World Wide Web. Также в этот период были созданы HTML1 и позднее HTML2. Первым доступным описанием HTML был документ, который назывался «Теги HTML» (1991г.) Он описывал 18 простых элементов (11 из них все еще существуют в HTML4) и имел простой дизайн. 6 августа 1991 года был размещен первый в мире web-сайт, который определял понятие всемирной паутины, содержал инструкции по установке web-сервера, использования браузера. Данный сайт являлся первым в мире интернет-каталогом. И конечно важным событием данного этапа является создание первых web-браузеров: Mosaic (март 1993), NetScape (октябрь 1994), Opera (апрель 1995), Internet Explorer (август 1995). Появление web-браузеров позволило большому кругу пользователей осуществлять поиск web-сайтов, просматривать web-страницы, переходить от одной страницы к другой. В 1994 создаются файлы Cookie. Они представляли из себя маленькие файлы данных, отправляемые web-сайтом и сохраняемые на компьютере пользователя для запоминания его предпочтений и истории действий. А в 1995 году пишут языки SSL (язык спецификаций для алгоритмов рекурсивного спуска, используемых семантическими анализаторами и генераторами кода) и JavaScript (объектно-ориентированный скриптовый язык, основанный на прототипах).
Данный этап является отправной точкой в создании обучающих систем. Интернет-трафик по миру составляет 1 Пбайт в месяц.
Второй этап с 1996 по 2000 год характеризуется совершенствованием языка HTML. В январе 1997 года выпускают HTML 3.2, в декабре 1997 – HTML 4.0, а в 2000 году язык становится международным стандартом ISO. В 1996 году стали выпускаться первые версии объектно-ориентированного языка программирования Java. Достоинством использования данного языка являлась полная независимость байта-кода от ОС и оборудования, а также наличие гибкой системы безопасности. В этом же году была разработана Flash-технология. Она объединила в себе множество мощных технологических решений в области мультимедийного представления информации, и реализовала все базовые элементы мультимедиа, а именно звук, движение, интерактивность объектов. Также в данном этапе были изобретены XML(набор правил кодирования документов в виде, пригодном для машинного считывания), CSS2 (язык каскадных таблиц для описания семантики представления документа), AJAX (подход для построения пользовательских интерактивных интерфейсов web-приложений, где происходит обмен данными браузера с web-сервисом, в результате чего web-страница не перезагружается, а web-приложения становятся удобнее и быстрее) и web-шрифты (способ отображения шрифтов, загружаемых с web-сайтов). Таким образом, выпускаются новые версии таких браузеров, как NetScape, Opera, Enternet Explorer. Их работа становится более востребована, меняется интерфейс и технические возможности. Интернет-трафик по миру достигает 500 Пбайт в месяц.
Третий этап с 2001 по 2006 год характеризуется появлением еще двух web-браузеров, а именно Safari (июнь 2003) и Firefox (ноябрь 2004). Впервые в 2005 году была выпущена Opera mini преимущественно для мобильных устройств. Также в этот период обогащается следующими технологиями: SVG (семейство спецификаций форматов XML-файлов для статической и динамической двумерной векторной графики), XMLHTTPRequest2 (добавляет новые возможности в спецификацию, которая использовалась для отправки HTTP- и HTTPS- запросов непосредственно на web-сервер и загрузки ответа сервера обратно в скрипт) и Canvas (программируемый элемент в HTML5, позволяющий динамически рисовать двумерные фигуры и растровые изображения). Интернет-трафик по миру увеличивается до 5000 Пбайт в месяц. На данном этапе следует упомянуть о технологии Веб 1.0, которая относится к статусу WWW и любому стилю дизайна Web-сайта. Этот термин описывал сеть перед экономическим явлением «взрыв пузыря», который заключался в стремительном взлете акций интернет-компаний. Далее произошел переход к Веб 2.0, состоящий в привлечении большого числа пользователей для наполнения и переработки информационного материала.
Последний, четвертый этап с 2007 года по настоящее время характеризуется прорывом в области компьютерных технологий. Интернет-трафик по миру в 2007 году стал составлять 10000 Пбайт в месяц, уже через два года он вырос в два раза, а в 2011году стал составлять 27483 Пбайт в месяц. Появляется еще один браузер GoogleChrome. Все интернет-браузеры выпускают версии, которые адаптивны для смартфонов, планшетов, переносных устройств. Появляется огромное количество новых технологий: автономные web-приложения – AppCache (метод определения файлов web-страниц, которые необходимо добавить в кэш, чтобы они работали в автономном режиме); переходы CSS3 2D, 3D (метод трансформации любых элементов на web-странице, например масштабирование, вращение и перевод, без обновления компоновки страницы); анимация; градиенты; фильтры; CSS3 Flexbox (гибкий режим, позволяющий создавать и отображать более сложные приложения и web-страницы); политика защиты содержания (механизм предотвращения серьезных web-атак на пользователей и сайты); геопозиционирование (способ сообщить web-сайту географическое положение пользователя (с его согласия); типы данных даты и времени; элементы аудио и видео; события касания (спецификация HTML5, благодаря которой разработчики могут создавать приложения, управляемые касанием, для устройств с сенсорными экранами); requestAnimationFrame (команда браузеру выполнить анимацию, чтобы тот мог запланировать повторную обрисовку окна для следующего кадра анимации); WebRTC (механизм коммуникации браузеров в реальном времени); IndexedDB (метод хранения данных в браузере на стороне клиента с поддержкой индексации запросов в базу данных); RegisterProtocalHandler (метод, позволяющий web-сайтам регистрироваться в качестве потенциальных обработчиков для определенных протоколов) и многое другое.
Таким образом, рассмотрев все этапы можно сделать вывод о то, что с развитием сети Интернет одновременно развиваются и информационно-коммуникационные технологии. С каждым годом увеличивается информационный поток, особенно это интенсивно прослеживается на последнем этапе, тем самым требуя новые изобретенные способы для улучшения работы и эффективности в целом.
Библиографический список
- Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4
- Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Использование современных интернет-сервисов для работы с интеллект-картами//Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4