Исправность системы электростартерного пуска во многом определяет высокую маневренность бронетранспортеров и боевых машин, а значит и способность экипажей и подразделений эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Если на бронетранспортере БТР-80 по какой-либо причине нет аккумуляторных батарей или они сильно разряжены, то электростартерный пуск двигателя машины не возможен.
Установка аккумуляторных батарей на машине представлена в соответствии с рисунком 1.
а – ниша для установки батарей бронетранспортера БТР-80 (машина без батарей); б – аккумуляторные батареи типа 12СТ-85, установленные на БТР-80; в – установка батарей на бронетранспортере БТР-80
1 – крышка люка; 2 – стяжка; 3 – гайка-барашек; 4 – накладка; 5 – основание; 6 – провод; 7, 13 и 15 – шины (перемычки); 8 – резиновая прокладка; 9 – защищая крышка; 10 –экран; 11 – блок защиты аккумуляторных батарей; 12 –ручка батареи; 14 – аккумуляторные батареи
Рисунок 1 – Установка аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 на БТР-80
В машине имеется розетка для пуска двигателя от внешнего источника. Для доступа к розетке необходимо открыть люк доступа к аккумуляторным батареям (он находиться справа по ходу движения машины).
В нише аккумуляторных батарей (в люке слева по ходу движения) размещена розетка внешнего пуска.
Используя специальные провода из группового комплекта 5903-3906234 ЗИП (на 10 машин) при необходимости (при разряженных или отсутствующиз на машине батареях) можно пустить двигатель бронетранспортера от внешнего источника постоянного тока, например, от батарей другого БТР с работающим двигателем. Специальные провода подключается к розеткам внешнего пуска обеих машин. На проводах с обеих сторон имеются маркированные наконечники с нанесенными знаками полярности.
Согласно [1] при отсутствующих или неисправных аккумуляторных батареях допускается временная работа двигателя без батарей. В этом случае пуск двигателя производится от внешнего источника питания только после того, как предварительно будет отсоединена плюсовая шина от блока защиты аккумуляторных батарей.
Но при определенных обстоятельствах в особых условиях (например, при ведении боевых действий, выполнении миротворческой миссии или ликвидации чрезвычайных ситуаций) при неисправных (отсутствующих) батареях бронетранспортера иногда приходится осуществлять пуск двигателя машины с помощью подручных средств, используя их вместо штатных специальных проводов.
Для электростартерного пуска в принципе можно применять любые провода или металлические пруты, соответствующей площади сечения и длины. На каждом бронетранспортере в шанцевом инструменте имеется лом. В особых условиях его можно использовать для того, чтобы осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80. При этом необходимо действовать в следующей последовательности:
- установить на ровной площадке бронетранспортер с неисправными батареями (без батарей) и бронетранспортер с исправными батареями и работающим двигателем. Передние (носовые) части машин должны быть направлены в противоположные стороны. Люки доступа к аккумуляторным батареям должны находиться напротив друг друга. Расстояние между машинами должно быть около 1 м (рисунок 3);
- на бронетранспортерах открыть люки ниш аккумуляторных батарей для доступа к ним;
- взять ломы из шанцевого инструмента каждой машины;
- одним ломом надежно соединить корпуса обоих бронетранспортеров. Места соединения корпусов ломом должны быть очищены от краски. Другим ломом надежно соединить выводы блоков защиты (рисунки 1, в и 2) машин;
- включить на бронетранспортере с неисправными батареями выключатель аккумуляторных батарей;
- осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера с неисправными батареями (без батарей) в штатном режиме;
- после пуска двигателя немедленно выключить на бронетранспортере с неисправными батареями (без батарей) выключатель аккумуляторных батарей и отсоединить ломы.
Требования безопасности при рассмотренном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 достаточно просты и должны быть следующими:
- во избежание ожогов личного состава экипажа машины держать ломы следует в перчатках (например, зимних) или через ветошь;
- во избежание поражения электрическим током личный состав экипажа машины, принимающий участие описанном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 в особых условиях не должен размещаться на мокрых влажных участках местности. Необходимо под ноги положить резиновые коврики или сидения с машины;
- во избежание короткого замыкания лом должен быть плотно прижат к выводам блоков защиты аккумуляторных батарей, и ни в коем случае не касаться корпуса машин.
1 – бронетранспортер БТР-80 с исправными аккумуляторными батареями; 2 – бронетранспортер
БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих бронетранспортеров с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блоков защиты с помощью лома
Рисунок 2 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 с помощью подручных средств (ломов из шанцевого инструмента машин)
В особых условиях при неисправных батареях бронетранспортера также можно осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера от аккумуляторных батарей автомобиля с напряжением бортовой сети 24 В с использованием того же лома из комплекта шанцевого инструмента БТР-80 и любого гибкого металлического проводника (рисунок 3) с площадью поперечного сечение не менее 30 мм2. Ломом целесообразно соединить корпус бронетранспортера и раму машины, гибким проводником – вывод блока защиты бронетранспортера и вывод «+» аккумуляторных батарей автомобиля.
1 – автомобиль семейства «Мотовоз-1»; 2 – бронетранспортер БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих машин с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блока защиты с выводом «+» аккумуляторных батарей автомобиля с помощью гибкого металлического проводника с площадью поперечного сечение не менее 30 мм2
Рисунок 3 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 от аккумуляторных батарей автомобиля с помощью подручных средств
Порядок электростартерного пуска двигателя такой же, как и в первом рассмотренном случае.
Отметим, что рассмотренный способ электростартерного пуска дизеля бронетранспортера БТР-80 достаточно прост по своей сути, но при практическом выполнении требует высокой выучки экипажа. Применять такой способ пуска двигателя в условиях повседневной эксплуатации бронетранспортера крайне не рекомендуется.
Библиографический список
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.