Гидрозамок - это управляемый гидравлический обратный клапан, который используется для того, чтобы запереть рабочие зоны гидроцилиндров; для пропускания рабочей жидкости в одностороннем порядке.
Так как в гидроприводе присущи утечки рабочей жидкости через зазоры и уплотнения, что является одним из главных недостатков. Среди золотниковых гидрораспределителей эта проблема является одной из главных. Следствием есть то, что, например, в гидроцилиндре, который находится под нагрузкой, шток начинает произвольно опускаться.
Со временем утечки в гидроприводе возрастают, что приводит к негативным влияниям, описанным выше. Не желательно применять гидрозамки для опускания грузов. Подобными действиями можно вывести из строя либо нарушить функционирование механизма. Аналогичная проблема также присутствует в гидромоторах и поворотных гидродвигателях, которые находятся под нагрузкой.
Для решения данной проблемы и предназначены гидрозамки.
Гидрозамки получили широкое применение в гидроприводе горных машин, строительно-дорожных, а также во многих других системах гидропривода.
Гидрозамки бывают одностороннего и двухстороннего действия. Гидрозамки одностороннего действия обычно называют управляемыми обратными клапанами.
В данном случае рассмотрен двухсторонний гидрозамок. Внешний вид гидрозамка изображен на рис.1.
Рис. 1. Внешний вид гидрозамка.
Гидрозамок состоит из:
1. Корпус.
2. Седло.
3. Штуцер.
4. Цилиндр.
5. Золотник.
6. Штуцер.
7. Клапан.
8. Пружина.
9. Штуцер.
10. Кожа.
Принцип работы гидрозамка
Принцип работы следующий. Представим, что магистраль гидрозамка, расположенная справа, имеет связь с рабочей зоной гидроцилиндра, а левая – со штоковой. Тогда масло под давлением идет в поршневую зону через канал штуцера, имеющего позицию 9, сместит в корпусе (позиция 1) золотник (позиция 5) влево и начнет открывать левый обратный клапан (позиция 7), через который масло из штоковой зоны гидроцилиндра начнет выходить через штуцер (позиция 6) на слив. В это же время начинает открываться правый обратный клапан (позиция 7) и масло через него поступит в поршневую зону гидроцилиндра. Когда доступ жидкости в гидрозамок будет прекращен, золотник займет начальное положение. В это время левый и правый обратные клапаны закроются, при этом фиксируя поршень в заданном положении. Это произойдет под действием пружин (позиция 8) и масла, которое будет давить со стороны поршневой и штоковой зон гидроцилиндра.
Главные неисправности гидрозамков:
- плохая герметичность клапана вследствие изнашивания клапана или седла, либо попадание инородных тел между клапаном и седлом;
- поломка пружины;
- заклинивание клапана или поршня в открытом положении.
Для того, чтобы решить данные проблемы, гидрозамок нужно разбирать, промывать его части и, разобрав, устранить неисправность, затем собрать, заменив при этом все уплотнительные кольца на новые. Другими словами, ремонт производится вручную.
Автором был разработан стенд для контроля гидрозамка, который позволяет проверить гидрозамок, не разбирая его. Это, в свою очередь, позволяет избежать появления поломок и неисправностей, описанных выше, во время срока эксплуатации.
Как проверяется гидрозамок на стенде для контроля
Стенд контролирует как гидрозамок (2) задерживает жидкость. Контролируется при помощи 4 гидравлических манометров (4), гидроцилиндра (1) и четырехходового крана (3). Между собой они соединены с помощью рукавов высокого давления (5). Общий вид стенда представлен на рис. 2, 3.
Рис. 2. Фронтальный вид контрольного стенда.
Рис. 3. Стенд для контроля. Вид сверху.
После установки испытываемого гидрозамка на стенд для контроля, масло следует подавать на «запирание», чтобы проверить, как он держит. При отсутствующем внешнем регулировании гидрозамка он будет пропускать масло в одном направлении, а в другом – запирать. После подачи масла следим за показаниями манометров. Если стрелка на манометре отклонится от начального положения, значит гидрозамок пропускает жидкость и такой гидрозамок следует разбирать и настраивать вручную. Если же стрелка не сдвинулась с места, – значит данный гидрозамок пригоден для эксплуатации.
Так как гидрозамок двухсторонний, был выбран именно четырехходовой кран, чтобы можно было без дополнительных переустановок проверить как работает гидрозамок в обе стороны.
Установка и проверка гидрозамка занимает менее 10 минут, поэтому данный контрольный стенд пригоден для проверки больших партий гидрозамков.
Библиографический список
- Румбешта В. О. Основи технології складання приладів: Підручн. / В. О. Румбешта / – К.: Інститут системних досліджень освіти України, 1993. – 301 с.
- Башта Т.М. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник для студ.втузов/ [Т.М.Башта, С.С.Руднев, Б.Б.Некрасов и др.].- 2-е изд., перераб.- М.: Машиностроение, 2008.- 422 с.
- Чугаев Роман Романович. Гидравлика: Учебник для вузов. – 4-е изд., доп. и перераб. – Л.: Энергоиздат. Ленингр. отд-ние, 2008. – 672 с.