Использование современных технологий и технических средств обучения в образовательном процессе предполагает применение мультимедийной техники, компьютеров и других устройств, а также создание и применение специальных интерактивных тренажеров, таких как применяются в авиации и космонавтике при подготовке персонала.
Современные тренажеры позволяют имитировать технологические процессы в режиме виртуальной реальности в условиях приближенных к реальным процессам, как рабочего места, так и производственного процесса в целом.
Аппаратура и программное обеспечение таких тренажеров позволяет погрузить студента в обстановку реальности и выработать у него психомоторные реакции, необходимые для выполнения процессов, происходящих на реальных производствах.
Следует выделить две основные области применения тренажеров:
- освоение и закрепление учебного материала при подготовке специалистов в учебных заведениях различного профиля и уровня.
- отработка навыков работы с конкретным технологическим оборудованием при повышении квалификации и переподготовке технического персонала на том или ином предприятии и в отраслевом учебном центре [1].
При имитации поведения технологического объекта тренажеры могут строиться на основе статической или динамической модели в зависимости от поставленных задач обучения [5].
Задачами технологического тренажера являются:
- изучение технологического процесса и средств управления им;
- отработка действий при работе технологического объекта;
- отработка действий при изменении условий работы;
- отработка навыков принятия правильных решений в аварийных ситуациях;
- проверка знаний обучаемых;
С 2008 года на кафедре «Материаловедение и технология машиностроения» ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина активно внедряются тренажёры сварщика и система Keller SumPlus 5.1. Данные тренажёры адаптированы к реальным производственным условиям и позволяют студентам получить навыки работы на виртуальном производстве без риска поломки промышленного оборудования, аварий и получения травм.
Особенно хотелось отметить роль системы Keller SumPlus 5.1 в формировании профессиональных компетенций выпускников, таких как способность правильно выбирать материал и назначать его обработку, способность контролировать качество продукции, способность обеспечивать выполнение правил техники безопасности, способность обеспечивать автоматизированное проектирование изделий и технологических процессов их изготовления и др.[2].
Система Keller SumPlus 5.1 представляет собой программное обеспечение, которое можно отнести к системам автоматизированного проектирования со встроенным мультимедийным интерактивным тренажёром. Система имеет блочно-модульную структуру (см. рис. 1) и позволяет установить взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков, получаемыми в цикле общетехнических дисциплин с основами систем автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов, а также с гибкими производственными системами.
Разработчиком системы является фирма R. & S. KELLER GmbH, которая с 1982 года разрабатывает прогрессивное программное обеспечение для обучения и аттестации в области техники CNC.
Рисунок 1 – Блочно-модульная структура системы Keller SymPlus 5.1.
Система Keller SymPlus 5.1 имеет следующие модули:
- виртуальная мастерская предназначена для изучения организации технологических процессов в мастерской, оснащенной современным оборудованием с программным управлением (рис.2). В виртуальной обучающей среде модуля представлены рабочие режимы: «виртуальный цех», «Станок» и «Обслуживание». В рабочем режиме «Виртуальный цех» студенты в интерактивном режиме знакомятся с окружением станков, с зажимными приспособлениями, средствами измерений и т.д. В рабочем режиме «Станок» студенты полностью разбирают станок и знакомятся с принципом работы отдельных его агрегатов. Особенно важен рабочий режим «Обслуживание»: Здесь они получают опыт в настройках виртуального станка и важные для практической деятельности знания;
Рисунок 2 – Виртуальная мастерская системы Keller SymPlus 5.1
- PALplus мультимедиа имитатор – программный модуль системы, предназначенный для визуализации технологических процессов.
Рисунок 3 – PALplus мультимедиа имитатор.
PALplus позволяет изучать основы программирования с помощью имитатора PAL, который позволяет моделировать процесс обработки детали в режимах G1, G2 и G3. Для этого модуля разработчик поставляет специальную рабочую тетрадь с большим количеством справочных иллюстраций и материалов, благодаря которым студенты легко ориентируются в этом модуле;
- имитатор систем управления программный модуль системы, имитирующий работу и процесс управления технологического оборудования. Данный модуль позволяет изучать системы управления станков с программным управлением различных фирм. В процессе изучения студенты имеют возможность наблюдать за процессом в реальном времени в виртуальном пространстве;
Рисунок 4 – Имитатор системы управления
- CAD/CAM модуль – полноценная система автоматизированного проектирования технологических процессов использующая метод графического программирования. Модуль позволяет студенту выполнять графическое моделирование детали в реальных размерах, разрабатывать технологию обработки детали и её имитацию, оптимизацию технологических операций и передачу полученных данных в станок;
Рисунок 5 – Возможности CAD/CAM модуля.
Данные модули системы Keller SymPlus 5.1 успешно используются в учебном процессе кафедры «Материаловедение и технология машиностроения» ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина при освоении следующих дисциплин: «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов», «Технология сельскохозяйственного машиностроения» и «Технология изготовления типовых деталей», а также при освоении рабочей профессии токарь.
Опыт применения системы Keller SymPlus 5.1 на кафедре показал, что студенты мотивированно осознают значимость технологической подготовки производства деталей в современных условиях развития машиностроения, знакомятся с новыми возможностями систем автоматизированного проектирования, приобретают навыки проектирования технологических процессов изготовления деталей и их производства на учебных станках.
Библиографический список
- Б.А. Мырзахметов, Г.К. Айтореева Особенности применения «интеллектуальных» тренажеров-имитаторов в подготовке кадров для нефтегазовой промышленности. URL: http://www.do.gendocs.ru›docs/index-50833.html (дата обращения: 19.11.2013).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, приказ министерства образования и науки Российской Федерации №552 от 9 ноября 2009 года. – URL: http://www.ugsha.ru/DOC/gos_new/gos_agroinzh_bak_new.pdf (дата обращения: 19.11.2013).
- Механообработка. Prospect-SYMplus-RUS-кратко 1./ Межрегиональный отраслевой ресурсный центр “Авиастроения” URL: http://morc.kai.ru/wp-content/uploads/2013/06/Prospect-SYMplus-RUS-кратко-1.pdf.
- SYMplus 5.1 Рабочая тетрадь. Токарная обработка./ R. & S. KELLER GmbH –, М.: ЗАО «Дидактические системы», 110 с.-ил.
- Морозов, А.В. Качество прессового соединения, полученного объемным электромеханическим дорнованием бронзовых втулок в замкнутом объеме/А.В.Морозов, А.Е.Абрамов, А.В.Байгулов//Научное обозрение: Издательский дом “Наука образования” (Москва), 2013. №1-с.91-96.