Необходимость создания информационной системы учета и контроля [3] успеваемости студентов вуза диктуются высокими требованиями к учебному процессу, необходимостью быстрого и эффективного сбора данных об успеваемости студентов в любой отрезок учебного процесса и достижения большей эффективности в работе всей инфраструктуры вузов. Хотя в настоящее время существуют готовые программные решения [1, 4], анализ информационных систем, использующихся в вузах показывает, что каждая такая система учитывает специфику конкретного учебного заведения.
В представленной работе описывается разработанная информационная система, содержащая наиболее часто используемые совокупности сведений об учебном процессе и его участниках, а также учитывающая специфику подготовки рабочих учебных планов направлений и специальностей в пакете GosInsp. Информационная система также предназначена для сбора, обработки и предоставления аналитической информации в целях повышения качества работы профессорско-преподавательского состава и административного персонала высшего учебного заведения по управлению учебно-воспитательным процессом.
Основные возможности разработанной программы включают в себя:
- формирование сведений о студенте;
- формирование групп студентов с учетом рабочих учебных планов;
- гибкий учет изменений в учебных планах направлений или специальностей;
- учет успеваемости студента в течение сессии;
- контроль студентов, имеющих задолженности по сессиям;
- регулирование успеваемости студента в течение срока обучения;
- учет успеваемости студента по аттестации за сессию;
- поиск студентов по заданным параметрам;
- формирование списка студентов, имеющих задолженности (с указанием дисциплины и преподавателя);
- формирование списка студентов, претендующих на красный диплом;
- некоторые другие возможности.
Созданная информационная система соответствует уровню современных Windows-приложений, обладает интуитивно-понятным интерфейсом, действия пользователя не сильно отличаются от обычных действий в других приложениях операционной системы Windows. Программа обеспечивает накопление, хранение, извлечение и обновление первичных данных, возможность корректировки выходных данных.
Ниже приведен фрагмент кода программы (при разработке использовалась среда программирования Delphi), содержащий структуры, обеспечивающие работу программы с данными.
TControl = Record
Number: Byte; // номер семестра
Mark: String[1]; // оценка: 2,3,4,5, + (зачтено)
Prep_1: String[20]; // фамилия преподавателя
Prep_2: String[20]; // имя преподавателя
Prep_3: String[20]; // отчество преподавателя
Control_Type: String[3]; //тип контроля (Экз, Зач, КОР, КР)
End;
TSubject = Record
Name: String[100]; // название предмета
Control: array[1..12] of TControl; // семестры и оценки
End;
TAdres = Record
Index: String[6];
Type_City: String[7]; // тип населенного пункта (город, село, деревня)
City: String[25];
Street: String[30];
Home: String[4];
Room: String[4];
Phone: Record
Home_1: String[16];
Home_2: String[16];
Mobile_1: String[13];
Mobile_2: String[13];
End;
End;
TOplata = Record
Sum_All: Longint; // стоимость обучения за год
Sum: Longint; // всего оплачено
End;
TBirthDay = Record
Day: String[2];
Month: String[2];
Year: String[4];
End;
TStudent = Record
Name_1: String[20]; // фамилия студента
Name_2: String[20]; // имя студента
Name_3: String[20]; // отчество студента
BDay: TBirthDay; // дата рождения
Group_Name: String[10]; // название группы
Year_L: Word; // год поступления
Plan: String[100]; // план подготовки
Special: String[100]; // специальность
YearAgo: Byte; // срок обучения, семестров
Course: Byte; // текущий курс
Semester: Byte; // номер текущего семестра
Pay: array[1..12] of TOplata; // оплата по семестрам
Adres: TAdres;
Number_Book: String[10]; // номер зачетной книжки
Set_Type: Char; // тип обучения: К (контракт)
Sub_Count: Byte; // количество предметов в массиве
Sub: array[1..200] of TSubject; // массив предметов
Different: String[255];
End;
// План специальности
TPlanControl = Record
Number: Byte; //номер семестра
Control_Type: String[3]; //тип контроля (Экз, Зач, КОР, КР)
End;
TPlanSubject = Record
Name: String[100]; // название предмета
Control: array[1..12] of TPlanControl; // семестры и типы контроля
End;
TPlan = Record
Special: String[100]; // специальность
Year: Word; // год начала подготовки по данной специальности
Number_Count: Byte; // срок обучения, семестров
Sub_Count: Byte; // количество предметов в массиве
Sub: array[1..200] of TPlanSubject; // массив предметов
End;
Рассмотрим основные этапы работы с программой.
На первом этапе необходимо ввести рабочий учебный план направления или специальности (кнопка «Карта направления»), по которой обучаются студенты в вузе (рис. 1). На этом этапе можно ввести сразу все необходимые планы.
Список специальностей или направлений предварительно указывается в текстовом файле «Направления.ozo», расположенном в каталоге «Base» программы (можно использовать любой текстовый редактор, например, Блокнот). Список всех возможных предметов также указывается предварительно в текстовом файле «Предметы.ozo», расположенном в том же каталоге «Base».
После ввода план необходимо сохранить. В случае если в дальнейшем в учебный план будут внесены изменения, то их легко внести в данном разделе программы (для этого надо лишь открыть соответствующий учебный план).
После того, как введен план направления, можно переходить к следующему этапу – формированию групп студентов (кнопка «Конструктор группы»). В конструкторе группы нужно указать название группы и выбрать рабочий учебный план, по которому будет вестись обучение. На рис. 2. показано окно программы в режиме конструктора группы.
Поля «Направление» и «Срок обучения» заполняются автоматически в соответствии с выбранным рабочим планом. Поле «Стоимость обучения» позволяет задать стоимость обучения за первый семестр. Ниже вводится информация по каждому студенту, с указанием типа обучения (бюджетное или контрактное). Информацию о студентах группы можно изменять в любой момент времени по необходимости.
После формирования групп можно приступать к заполнению сведений об успеваемости студентов по сессиям. В окне «Сессия» отображается информация по дисциплинам текущей (или любой другой) сессии выбранной группы студентов с информацией о ведущих преподавателях (рис. 3). Список дисциплин каждого выбранного семестра отображаются на основе данных, подгружаемых из ранее сформированного учебного плана специальности или направления.
Используя кнопку «Ведомость», можно получать доступ к ведомостям указанной группы студентов, а также отображать и формировать список задолжников (рис. 4). Сведения о преподавателе и оценках вводятся именно в окне «Ведомости».
Рисунок 1 – Формирование карты направления
Рисунок 2 – Формирование группы студентов
Рисунок 3 – Общий список группы окна «Сессия»
Рисунок 4 – Внешний вид окна «Ведомости»
Список задолжников в стандартной форме содержит следующие сведения: номер семестра, название группы и направления (или специальности), дату формирования списка, ФИО студента, список предметов с указанием вида отчетности, ФИО преподавателя.
В программе реализована система поиска, поддерживающая также запросы следующих видов:
- поиск по фамилии, имени, отчеству (в отдельности или совокупности);
- поиск по адресу места жительства;
- поиск по номеру телефона;
- поиск по результатам сессии (список задолжников, список сдавших сессию на оценки «хорошо» и «отлично», и т.д.);
- формирование списка студентов, сдававших отчетности конкретному преподавателю (может использоваться, например, для оценки качества работы преподавателя).
Таким образом, разработанная программа позволяет вести учет успеваемости студентов заочного отделения наиболее удобным образом. По мере необходимости в программу могут быть легко внесены изменения и дополнения, существенно расширяющие ее функционал. Так, например, можно организовать автоматическую запись результатов тестирования, проводимого в программах, описанных в работах [2, 3], в качестве результаты выполнения контрольной работы по какой-либо дисциплине.
Библиографический список
- Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза // Программные продукты и системы. 2009. №4. – С. 138-142.
- Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. 2012. №10 (83). – С. 41-43.
- Дмитриев В.Л. Компьютерная программа для проведения тестирования с поддержкой произвольного расположения материалов теста // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). – С. 74-77.
- Яблонский С.А., Сухоногов А.М., Темплинг А.А., Самонина О.А. Автоматизированная информационная управляющая система университета // Программные продукты и системы. 2009. №4. – С. 3-6.
Как с автором связаться?