Сегодня функциональность абсолютного большинства доступных интернет–ресурсов является типовой, поэтому огромное количество решений для реализации функционала сайта не требует написания с нуля, а уже имеется в готовом виде и доступно в Интернет. На первый план сегодня выходит не программирование логики работы ресурса, а организация эффективного взаимодействия различных готовых компонент, как между собой, так и с подключаемыми сторонними модулями (сервисами). Другими словами: в современном понимании разработка сайтов предполагает некоторую последовательность действий, которые не имеют прямого отношения непосредственно к программированию. Наиболее трудоемкими задачами являются на сегодняшний день корректная работа этих решений в совокупности, тестирование работ, привязка к дизайну сайта.
Проблема в данной ситуации следующая: очень часто при составлении технического задания Заказчик и Исполнитель забывают обозначить в нем ряд организационных моментов, которые будучи не выполненными на начальных этапах создания сайта, после могут вылиться в лишние финансовые, ресурсные и временные затраты — от доработки единственного модуля, вплоть до замены движка и написания нового сайта.
Основные этапы, которые можно выделить в процессе создания сайта:
а) Создание дизайна. Чаще всего под термином «дизайн» подразумевается «картинка» сайта. И на практике этот дизайн непосредственно представляет собой именно одну картинку, на которой изображен внешний вид сайта (чаще всего — его главная страница). Однако, на самом деле, дизайн должен представлять собой комплект отдельных файлов, в которых определяются отображение каждого из элементов сайта в отдельности (логотип, иконка, визуальные элементы заголовков, списков, таблиц; фон, шрифт). Эти файлы могут представлять собой векторные или растровые изображения, которые должны создаваться специальным образом, в зависимости от целей их дальнейшего использования: общий вид сайта выполняется в растровом виде, отдельные масштабируемые элементы (логотип, шрифты, иконка) — в векторном.
Разработка дизайна является одним из основных моментов при создании сайта, так как от него будет зависеть этап верстки, настройки работы модулей и агрегации дополнительных сервисов.
б) Организация хостинга. Условия организации хостинга слабо определены в договоре, поэтому в дальнейшем может возникать конфликт идентификации владельца хостинга и доменного имени (зачастую, для ускорения и простоты работы, разработчик (компания) сайта регистрирует хостинг и доменное имя на себя). Также стоит уделить внимание подбору тарифного плана, который должен содержать в себе достаточный и минимально избыточный функционал для сайта, позволяющий в полном объеме использовать необходимые сервисы для его эффективной работы.
в) Следующие этапы — настройка базовых компонент, подключение дополнительных модулей и сторонних сервисов — должны рассматриваться в рамках уже конкретно выбранной платформы.
В первую очередь из ряда дополнительных модулей следует устанавливать все те, которые будут влиять на структуру сайта:
- чпу (человеко-понятные url)-адреса;
- транслитерация, т.е. написание знаков одной письменности знаками другой письменности — в нашем случае преобразование кириллического алфавита в латинский. Например, преобразование «Мой сайт» в «Moy-sayt»;
- формирование директорий для загрузки сайта;
- визуальные редакторы контента;
- формирование так называемых “хлебных крошек” (breadcrumb, навигационная цепочка) — ;
- модули, упрощающие работу с сайтом и максимально исключающие необходимость Разработчика в непосредственном написании и исправлении кода (яркий пример: модуль «views» для CMS Drupal);
- прочие.
И его продвижение в Интернет:
- seo-модули, позволяющие производить базовую настройку (н-р: оформление meta-тэгов через визуальный редактор);
- сторонние сервисы, помогающие поисковым роботам ускорять индексацию сайта и оптимизировать расписание его посещений.
г) Создание корпоративной почты. Отдельного внимания заслуживает организация корпоративной почты компании, которая напрямую завязана на доменное имя сайта и может быть организована различными, в том числе и сторонними, почтовыми серверами.
д) Вопросы по дальнейшей поддержке, сопровождению и продвижению сайта. Данные моменты, будучи не обговоренными на начальном этапе соглашение между Заказчиком и Исполнителем, могут позже обойтись в дополнительные временные и финансовые затраты.
е) Грамотно составленное техническое задание. Данный момент стоит особого внимания, поскольку некачественное ТЗ, в котором не были предусмотрены некоторые вопросы разработки может стать камнем преткновения при создании удобного и эффективного сайта.
В целом, процесс проектирования и создания сайта должен быть детально проработан Заказчиком. Это позволит ему получить удобный и эффективный ресурс в Интернете и существенно сократить временные и финансовые затраты при его дальнейшем сопровождении и продвижении, пусть даже на начальном этапе это может потребовать дополнительных ресурсов, а также, позволит значительно упростить дальнейшую работу с сайтом.