Введение. Основной проблемой, возникающей, при работе с бытовыми потребителями является затруднение попадания контролеров к местам установки счетчиков для периодического массового списания показаний. Рассматриваемая система ориентирована на автоматизацию функций приёма показаний приборов учёта горячего, холодного водоснабжения и электроэнергии через канал ip-телефонии.
Проблемы ручного ввода показаний. На текущий момент в ООО «ЕРИЦ» используется схема приема показаний, базирующаяся на ручном вводе операторами данных с приборов учета в информационную систему, при непосредственной голосовой диктовке этих данных потребителем. Программно-аппаратными составляющими существующей схемы приема показаний учета являются средства телефонии Asterisk и автоматизированная система «Город».
Asterisk – свободное решение компьютерной телефонии (в том числе, VoIP) с открытым исходным кодом. Asterisk в комплексе с необходимым оборудованием обладает всеми возможностями классической АТС.
Автоматизированная система «Город» является собственной разработкой ООО «ЕРИЦ» и производит учёт и начисления в сфере ЖКХ.
Недостатками такого подхода к организации процесса приема показаний с приборов учета является необходимость в большом количестве операторов, принимающих звонки и осуществляющих ввод данные в систему «Город», а также ошибки ввода показаний. Существующий подход не позволяет выполнять ввод данных потребителям.
Внедрение приема показаний с приборов учета в автоматическом режиме позволит снизить нагрузку на операторов и принимать показания круглосуточно, использовав для приема один номер дозвона, и тем самым сократить количество операторов.
Автоматизация приема показаний приборов учета. Предлагаемый подход к построению автоматизированной системы приема показаний приборов учета ориентирован на использование средств IP-телефонии. Автоматизированную систему предлагается располагать на выделенном сервере, с установленным программным обеспечением Asterisk, на который будет поступать оцифрованный звонок с городской АТС от потребителя, которому будет предложено воспользоваться сервисом автоматического ввода показаний с приборов учета. Если это необходимо, пользователь может переключиться на свободного оператора, обеспечивающего ввод данных в систему «Город». Внедрение разрабатываемой системы возможно на существующем оборудовании ООО «ЕРИЦ» и не требует дополнительных затрат на аппаратное обеспечение.
Предлагаемая автоматизированная система для приема показаний приборов учета средствами IP-телефонии предназначена для:
1) обеспечения ввода показаний приборов учёта без участия операторов;
2) обеспечения автоматической передачи данных по показания приборов учета в систему «Город»;
3) привязки номера телефона к единому номеру для упрощения ввода показаний;
4) автоматического оповещения клиентов о задолженностях по оплате.
Для реализации автоматизированной системы использованы следующие программные средства:
1) операционная система: CentOS;
2) СУБД: MySQLStandardEdition 5.6;
3) языка программирования PHP.
Автоматизированная система предоставляет пользователю-оператору интерфейс для прослушивания записанных сообщений и просмотра отправленных абонентами данных. При разработке системы были проанализированы решения, предложенные в [3-4], но ни одно из них не обеспечивает реализацию полного перечня необходимых функций для приема показаний приборов учета средствами IP-телефонии для ООО «ЕРИЦ».
Предлагаемая автоматизированная система включает в себя шесть модулей (рис.1): модуль взаимодействия с абонентом; модуль обработки данных; модуль связи с системой «Город»; модуль отладки системы; модуль информирования абонента; модуль авторизации абонента.
Рис.1. Структурная схема
Модуль взаимодействия с абонентом получает данные от абонента, указывает на неверные действия, предоставляет справочную информацию по работе системы и передает показатели приборов учета в модуль обработки данных. Основная задача модуля обработки данных заключается в обработке полученной от абонента информации и передачу в модуль взаимодействия с абонентом, перечня дальнейших действий абонента, а также в зависимости от вводимых данных, передача данных в модуль связи с системой «Город». Модуль связи с системой «Город» обеспечивает прием и передачу данных в систему, а также фиксирование служебных сообщений. Основная задача модуля администрирования - прием сообщений от всех модулей и фиксирование сообщений в базе данных. Модуль информирования абонента обеспечивает информирование пользователя о задолженностях по оплате путем совершения звонка на зарегистрированный номер телефона. Основной функцией модуля авторизации абонента является привязка единого номера к номеру телефона с целью упрощения ввода данных по приборам учета.
Автоматизированной система для приема показаний приборов учета средствами IP-телефонии имеет двухуровневую архитектуру (рис. 2). Верхний уровень представляет систему для приема показания приборов учета, получающую данные с системы телефонии Asterisk, с возможностью взаимодействия с web-службой системы «Город». Нижний уровень представлен сервером системы управления базой данных в которую сохраняются факты звонков и передаваемые показания.
Рис. 2. Схема архитектуры автоматизированной системы
Для реализации информационного обеспечения функций автоматизированной системы разработана база данных (рис. 3), состоящая из следующих таблиц:
- таблица «Звонки» содержит: факт звонка абонента (идентификатор звонка, номер звонящего, дата и время звонка);
- таблица «Номера квитанций» содержит данные по принятым единым номерам квитанций (идентификатор принятой квитанции, номер звонящего, единый номер, дата и время фиксирования);
- таблица «Лог» содержит данные по действиям пользователей системы (идентификатор действия, дата и время события, номер звонящего, описание действия);
- таблица «Показания» содержит данные о принятых показаниях приборов учёта (идентификатор показания, номер звонящего, номер прибора учёта в системе «Город», тип прибора учёта, номер прибора учёта (по паспорту), последние учтённые показания, последние переданные показания, новые принятые показания, дата и время фиксирования);
- таблица «Сохраненные номера» содержит данные авторизации пользователя (идентификатор, номер звонящего, единый номер, время привязки);
- таблица «Долги» содержит данные о задолженностях абонентов (идентификатор, сумма долга, дата формирования).
Рис. 3. Схема связи таблиц базы данных
Для обеспечения функционирования системы разработаны следующие алгоритмы: работы главного меню системы, приёма единого номера, приёма показаний приборов учёта, привязки единого номера к номеру телефона, работы информирования.
Разработанная автоматизированная система для приема показаний приборов учета средствами IP-телефонии для ООО «ЕРИЦ»:
1) уменьшить время ожидания в очереди при подаче результатов приборов учета через телефон;
2) увеличить точность передачи данных в систему «Город» исключив ошибки операторов;
3) обеспечить информирование пользователей о задолженности по оплате.
Показатели достигнутого эффекта от внедрения автоматизированной системы для приема показаний приборов учета средствами IP-телефонии для ООО «ЕРИЦ» приведены на рис. 4.
Рис. 4. Показатели эффективности предлагаемого решения
Заключение. Предлагаемая в работе система приема показаний приборов учета позволяет сократить время нахождения в очереди абонента, снизить нагрузку на операторов и обеспечить исключение ошибок ввода показаний по вине операторов, а также осуществлять приём показаний круглосуточно.
Библиографический список
- Сайт разработчиков Asterisk. URL:http://www.asterisk.org .
- Патент 97105765,20.04.1999: Способ и устройство передач сообщений с цифровыми данными в цифровой телефонии/ Ионика Интернешнл Лимитед.
- Патент 2003106394, 20.08.2004: Система и способ унифицированного обмена сообщениями в интер/интранет-телефонии/ Дзе Трастиз Оф Коламбия Юниверсити Ин Дзе Сити.
- Патент 2010145465, 10.11.2010: Способы и устройство для аутентификации и идентификации с использованием инфраструктуры открытых ключей в среде IP-телефонии/ Алкатель-Лусент Ю-Эс-Эй Инк.