Крайне актуальным является вопрос поддержания аккумуляторных батарей в исправном состоянии при эксплуатации боевых машин в особых условиях. Исправное состояние батарей обеспечивает подвижность бронетранспортера БТР-80. Поддержанию подвижности машины посвящены публикации [1, 2, 3].
Аккумуляторные батареи бронетранспортера БТР-80 служат для питания стартера при пуске двигателя, а также являются резервным источником электроэнергией для всего электрооборудования машины при неработающих генераторах, т. е. при работе двигателя бронетранспортера на частотах вращения коленчатого вала менее 900 об/мин или неработающем двигателе [4].
На машине штатно установлены две параллельно соединенные между собой танковые аккумуляторные батареи типа 12СТ-85. Аккумуляторные батареи размещены в специальной нише отделения силовой установки с правой стороны машины (рисунок 1). Подключение батарей к бортовой сети осуществляется через блок защиты аккумуляторов (БЗА) [2]. На рисунке 1 на БЗА указывает стрелка.
Рисунок 1 – Размещение батарей на машине
БЗА защищает потребители электрической энергии от обратного включения батарей.
Доступ к батареям осуществляется через люк, закрываемый крышкой ниши для аккумуляторных батарей (рисунок 2), расположенной за верхней створкой правого бокового люка машины.
Рисунок 2 – Крышка ниши для аккумуляторных батарей
Крепление батарей в специальной нише представлено на рисунке 3. Батареи крепятся на специальном основании 5 двумя стяжками 2, которые с помощью гаек-барашков 3 через металлическую накладку 4 прижимают батареи к основанию. Для предотвращения соударения аккумуляторных батарей служит резиновая прокладка 8, которая установлена на накладке 4 крепления батарей к основанию. От теплового излучения двигателя батареи защищены экраном 10.
1 – крышка люка; 2 – стяжка; 3 – гайка-барашек; 4 – накладка; 5 – основание; 6 – провод;
7, 13, 15 – шины (перемычки); 8 – резиновая прокладка; 9 – защитная крышка; 10 – экран;
11 – блок защиты аккумуляторных батарей; 12 – ручка; 14 – аккумуляторные батареи
Рисунок 3 – Установка аккумуляторных батарей
Взамен аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 допускается установка аккумуляторных батарей типа 6СТ-190 (рисунок 4). В случае их применения соединение батарей между собой должно быть последовательным. Соединение осуществляется специальным проводом 5903–3724190 сечением 70 мм2, входящим в эксплуатационный комплект ЗИП на 10 машин (5903–3906234).
Рисунок 4 – Танковая аккумуляторная батарея 12СТС-85АС1 и автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-190АП
Схема подключения батарей к бортовой сети машины приведена на табличке (рисунок 5), размещенной в машине на внутренней стороне крышки люка ниши аккумуляторных батарей.
Рисунок 5 – Табличка со схемой подсоединения аккумуляторных батарей
Отрицательный вывод батарей через дистанционный электромагнитный выключатель присоединён к корпусу машины. Кнопка ручного включения выключателя установлена на перегородке боевого отделения, а дистанционного – на щитке приборов водителя (кнопочный выключатель БАТАРЕЯ). При нажатии на кнопку батареи включаются в бортсеть, что подтверждается загоранием контрольной лампы ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ на щитке приборов (рисунок 6). При повторном нажатии кнопки аккумуляторные батареи отключаются от бортовой сети.
Положительный вывод батарей присоединяется к выводу тягового реле стартера.
а – кнопка ручного привода выключателя аккумуляторных батарей выведена на перегородке боевого отделения; б – кнопка выключателя дистанционного аккумуляторных батарей на щитке приборов водителя
Рисунок 6 – Кнопки выключателя аккумуляторных батарей
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей следует проводить в объемах и в сроки согласно Руководству по свинцовым стартерным батареям [5], Техническому описанию и инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи типа 12СТ-85, входящему в комплект эксплуатационных документов машины. Работы по обслуживанию батарей необходимо по возможности совмещать с проведением соответствующих видов технического обслуживания машины.
Без снятия батарей с машины водителем БТР-80 должны проводиться следующие работы:
- осмотр и очистка поверхности батарей от пыли и грязи, проверка плотности крепления наконечников проводов к полюсным выводам батарей, проверка плотности крепления батарей в нише для аккумуляторных батарей и работоспособности батарей по вольтамперметру машины.
Все вышеперечисленные работы выполняются в ходе ежедневного технического обслуживания машины [6], но не реже одного раза в пятнадцать суток. При их выполнении следует использовать ключи гаечные 10×12мм, 14×17 мм, 17×19мм из инструмента водителя.
При снятых с бронетранспортера батареях один раз в три месяца водитель визуально проверяет чистоту вентиляционных отверстий пробок аккумуляторов батарей и при необходимости их очищает, а также проверяет уровень электролита во всех аккумуляторах и доводит при необходимости путем долива дистиллированной воды в аккумуляторы уровень до нормы. Летом, при температуре окружающего воздуха плюс 25 °С и выше, уровень электролита проверяется не реже одного раза в месяц.
Перед установкой батарей на бронетранспортер следует при необходимости очистить контактные поверхности полюсных выводов батарей и наконечников соединительных проводов от окислов и обильно смазать их смазкой Литол-24.
Степень разряженности аккумуляторных батарей по плотности их электролита проверяет один раз в три месяца аккумуляторщик на зарядной аккумуляторной станции в парке воинской части (зимой разряженность батарей проверяется не реже одного раза в месяц).
Если батареи разряжены летом на 50%, а зимой – на 25%, то аккумуляторщику их необходимо зарядить на оборудовании зарядной станции. Батареи также заряжают при переходе техники с летнего сезона эксплуатации на зимний и с зимнего на летний.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для батарей типа 12СТ-85 проводится один раз в девять месяцев, а для батарей типа 6СТ190 – один раз в год. Для аккумуляторных батарей всех БТР-80, поступающих из других войсковых частей, проведение КТЦ является обязательным. Заряд батарей и КТЦ проводится аккумуляторщиком на зарядной станции.
Перед началом работ с аккумуляторными батареями поверхность их крышки (крышек – у батарей с отдельными ячеистыми крынками) следует протереть от пыли и грязи чистой сухой ветошью (рисунок 7).
Рисунок 7 – Протирка крышек батарей чистой ветошью
Проверка надежности крепления самих батарей в нише аккумуляторных батарей и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей производится в местах, указанных на рисунке 8.
Рисунок 8 – Места проверки надежности крепления батарей в нише аккумуляторных батарей и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей
Вышеуказанная проверка осуществляется методом подтяжки резьбовых соединений с применением ключей гаечных 10×12 мм, 14×17 мм и 17×19 мм (рисунок 9).
Рисунок 9 – Проверка надежности и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей
Проверка надёжности крепления наконечника провода от положительного вывода батарей к выводу тягового реле стартера (рисунок 10) также осуществляется методом подтяжки гайки резьбового соединения.
Рисунок 10 – Проверка надёжности крепления наконечников проводов от батарей к выводу тягового реле стартера
Библиографический список
- Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 17.04.2015).
- Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3360 (дата обращения: 21.04.2014).
- Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80 // Современная техника и технологии. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 17.04.2015).
- Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М. : Воениздат, 1983. – 184 с.
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.
- Гумелёв В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1 [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.