Каждой современной организации приходится сталкиваться с такими моментами, как поддержка станций и серверов в рабочем состоянии, а также проведение инвентаризации. Для решения таких вопросов сегодня существует и активно используется Microsoft System Center Configuration Manager.
Благодаря нее инвентаризация получает возможность стать автоматизированной, а Агент Microsoft System Center Configuration Manager позволит произвести мониторинг того программного обеспечения, которое используется, и контролировать использование программного обеспечения, являющегося лицензионным [1].
Само по себе SystemCenter является семейством таких специализированных продуктов, которые позволяют управлять ИТ-инфраструктурой. Максимального же эффекта от SC можно добиться, построив ее инфраструктуру на платформе Microsoft [1].
Еще одним продуктом для управления ИТ-инфраструктурой является System Center Configuration Manager, основой для которого становятся Microsoft Windows и другие смежные устройства. У данного продукта есть несколько основных возможностей. Во-первых, становится возможным управлять обновлениями, а также развёртывать ПО и операционные системы. Во-вторых, можно интегрировать с NAP, инвентаризировать аппаратное и программное обеспечение, а кроме того удалённо управлять любой виртуализированной и мобильной системой, построенной на базе Windows [2].
На данный момент существует довольно много аналогичных продуктов, способных осуществлять управление ИТ-инфраструктурой [10-13].
Например, компанией Computer Associates разработана собственная концепция по управлению корпоративной ИТ-средой (Enterprise IT Management, EITM). Однако, несмотря на это, ее идейная мысль составляет не столь существенное отличие от основных идей ITIL. Главным направлением по-прежнему является стремление улучшить качество и надежность в оказании ИТ-услуг, а кроме того повысить ценность информационных технологий в бизнес сфере. В связи с этим, особое внимание концепции EITM направлено на управление информационными технологиями, риском, а также на соответствие законодательным требованиям, выдвигающим ряд своих требований на управление безопасностью данных и доступ к ресурсам. Помимо этого, внимание направлено и в сторону совершенствования предоставления ИТ-услуг, организации ИТ-инфраструктуры и обеспечения безопасности. Для каждой из выше обозначенных областей существуют определенные функциональные решения. Таким образом, для того, что осуществить автоматизацию над управлением ИТ-активами предприятий в запасе CA существует Unicenter Asset Management, который позволяет не только комплексно учитывать, но и контролировать ИТ-ресурсы. Unicenter Asset Management также ведет мониторинг использований приложений как на серверах, так и на персональных компьютерах, либо других подобных устройствах. Помимо всего прочего, данный продукт дает возможность производить автоматизацию процессов управления ИТ-активами, в том числе учет и инвентаризацию программных и аппаратных средств, которые работают в сети предприятия, а также обслуживать различные составляющие ИТ-инфраструктуры, администрировать лицензии и формировать отчеты в гетерогенных средах.
Еще одним примером аналогичных продуктов можно назвать Hewlett-Packard и его HP OpenView, являющиеся комплексом программных продуктов, которые ориентированы на то, чтобы управлять корпоративными ИТ-инфраструктурами любых масштабов. В состав данного комплекса входят средства, которые управляют как сетями, так и операционными системами, и приложениями, а кроме того руководят их производительностью, копированием, хранением данных и самими сервисами.
Следовательно, решения от HP OpenView заключают в себе семейство продуктов, в числе которых находятся средства, могущие управлять серверами и приложениями, хранением данных, сетями, интернет-технологиями, телекоммуникационным оборудованием и ИТ-услугами.
Все вышеуказанные программные продукты довольно схожи друг с другом и их сравнение будет просто не корректным, потому что каждая из программ – достойное дополнение другой.
Но хотелось бы остановиться на программе SCCM, являющейся продуктом для управления ИТ-инфраструктурой на основе серверных и настольных ОС Microsoft Windows и смежных устройств. Он позволяет организовывать работу парка ПК и контроля серверов рабочих станций. Инновационные технологии продуктов позволяют сократить совокупную стоимость владения (TCO) систем под управлением Microsoft Windows, ускоряя процессы управления ОС и приложениями, сокращая время отклика и увеличивая продолжительность работы пользователей. Данная система управления IT превращает программные средства в службы с централизованным управлением, что обеспечивает лучший контроль над компьютерами, ускоряет и упрощает процессы развертывания и управления ПК, а также создает динамическую инфраструктуру [14-17].
Решение по управлению IT предлагает удаленное администрирование настольных компьютеров в следующих основных областях:
Инвентаризация и управление ресурсами. Способность сервера собирать и хранить данные об аппаратной и программной конфигурации рабочей станции в центральной БД, что облегчает доступ к этим данным и их анализ.
Диагностика и поиск неисправностей. Инструментальные средства, предназначенные для эффективного анализа аппаратных и программных проблем, возникающих на удаленных рабочих станциях.
Распространение пакетов. Способность удаленно устанавливать приложения, обновлять и выполнять программы на рабочей станции пользователя.
Управление приложениями. Способность отслеживать и ограничивать использование программ на рабочих станциях пользователей, а также обнаруживать и контролировать незарегистрированные или неподдерживаемые приложения [3].
Безопасность. В режиме стандартной безопасности для работы служб, осуществления связи между системами и выполнения клиентских функций используются внутренние и дополнительные учетные записи пользователя; в режиме расширенной безопасности для этих функций реализована возможность усиливать учетную запись локальной системы и учетную запись компьютера.
Отчеты. Способность создавать сообщения и управлять ими из консоли администратора посредством двух компонентов: Report Viewer (средства просмотра сообщений) и электронных панелей управления (dashboard).
Внедрение системы управления IT инфраструктурой System Center Configuration Manager семейства Microsoft System Center дает следующие преимущества компании:
- Снижение расходов на поддержку IT-инфраструктуры
В настоящее время в большинстве компаний 70% IT-бюджета расходуется на поддержку ИТ-инфрастурктуры, и лишь 30% на ее развитие и повышение эффективности бизнеса [4].
За счет централизованного управления IT-ресурсами можно сократить время IT-персонала на рутинные операции, позволив им тем самым уделять больше времени на внедрение новых бизнес-критичных сервисов. Это позволит сместить фокус с поддержки IT-инфраструктуры на её развитие [18-20].
- Непрерывность ведения бизнеса.
Проактивный мониторинг инфраструктуры и упреждение отказов
Сокращения времени поиска «корневой причины» неполадки и ее устранения.
48% критических ситуаций Microsoft Exchange можно избежать с помощью System Center.
28% ситуаций можно избежать благодаря управлению заданными конфигурациями.
20% ситуаций можно избежать благодаря мониторингу и предупреждению о событиях.
-Снижение временных затрат.
Минимизация рабочего времени, затрачиваемого на обновление, развертывание и переконфигурирование ПО. Большая часть работ может проводиться в нерабочее время и контролироваться SCCM.
Сокращение времени развертывания серверов и рабочих станций. Установка настольных и серверных операционных систем производится автоматически с типовых образов ОС с предустановкой всех необходимых драйверов и офисных приложений без затрат времени IT-персонала.
- Снижение совокупной стоимости владения (TCO) – System Center упрощает процесс установки агентов, снижает нагрузку на каналы, требует меньших временных затрат на поддержку со стороны IT-администраторов.
- Реализация по-настоящему динамической системы по развертыванию, обновлению и управлению ПО [5].
Но, как и в каждой программе есть недостатки и здесь они также существуют в Microsoft System Center Configuration Manager можно выделить такие как:
- Отсутствие обратной связи (мы понятия не имеем на сколько ПК установилось нужное нам ПО на сколько нет).
- Отсутствие возможности контролировать полосу пропускания, когда клиент устанавливает себе ПО.
- Сложные по настройке выборки [8].
Что бы улучшить этот программный продукт можно порекомендовать клиентам SCCM назначать в соответствии с принадлежностью к той или иной организационной единице AD; в этом случае стратегия назначения будет больше соответствовать структуре бизнеса компании, нежели структура узла SMS. Наряду со стандартными методами установки загрузки на клиента и методами доставки программных средств имеется новый способ выполнения установки на клиентских системах. С помощью точки обновления программных средств Software Update Point можно использовать службу WSUS в качестве своеобразного контейнера для перемещения данных в обход препятствий на пути установки клиентов, таких как разрешения на получение учетной записи и неоткрытые порты. Когда Microsoft начнет официальные поставки SCCM, она включит в комплект поставки шаблон. adm для доставки клиентских настроек SCCM посредством групповых политик.
Помимо прочего, специалисты Microsoft внесли заметные усовершенствования в исполняемый модуль по установке клиента. Данный инструмент предусматривает использование одного двоичного файла — ccmsetup.exe — для установки всех клиентов. Этот новый исполняемый модуль посредством службы BITS согласует свои действия с шириной полосы пропускания. Прежде всего, он загружает простой манифест XML, чтобы определить, какие компоненты применимы к данному клиенту, а затем загружает и устанавливает только то, что необходимо.
Программа SCCM поиск работает только при установленном на сервере Microsoft® System Center Configuration Manager [7].
Таким образом, внедрение данного продукта обеспечение пользователей средствами для повышения продуктивности при помощи унифицированной инфраструктуры, что дает возможность использования и управления расширенными пользовательскими интерфейсами корпоративных и пользовательских устройств и осуществляется широкий спектр функций, обеспечивающих быструю и качественную работу сотрудников, что, в свою очередь, влияет на доходы компании[5-6].
Библиографический список
- Актуальность MS SCCM [Электронный ресурс]. URL:http://www.winncom.kz/solutions/41/msc/ (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://www.winncom.kz/solutions/41/msc/ (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/win2000/2007/06/4361559/ (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/company/microsoft/blog/129851/ (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://itband.ru/2009/09/sccm-utilites/ (дата обращения: 26.11.2015)
- Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22907 (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/06/2710 (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://training-microtest.ru/about/komanda/blogi/aktualnyy-microsoft/ (дата обращения: 26.11.2015)
- [Электронный ресурс]. URL: http://b-alt.ru/services/software/sccm_search/system_requirements.html (дата обращения: 26.11.2015)
- Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 247-251
- Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 252-256
- Давлеткиреева, Л.З., Чусавитина, Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса /Л.З. Давлеткиреева, Г.Н. Чусавитина//Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. тр. седьмой международ. науч.-практ. конф. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. -С. 529-544.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 297-302
- Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. – Магнитогорск. – Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. – 224 с. Библиогр.: с. 181-188.– 1000 экз. – ISBN 978-5-86781-967-5
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 318-322
- Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 323-327
- Пролозова, Н.О., Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З. Анализ стандартов в области сопровождения автоматизированных информационных систем /Н.О. Пролозова, О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева//Современные научные исследования и инновации, 2012. -№ 11 (19). -С. 7. -Режим доступа:http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18571
- Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами, Современные научные исследования и инновации, Международный научно-инновационный центр, Москва, 2013
- Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14
- Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования / /Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск, 2012. С. 132-140. ISBN 978-5-86781-982-8