УДК 004.5

ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

Коснырева Людмила Владимировна
Кемеровский государственный университет
Ассистент кафедры журналистики и русской литературы XX века

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия гуманитарного и технологического подходов в формировании компетенций у студентов-гуманитариев для освоения дисциплин профессионального цикла.

Ключевые слова: информационные технологии


THE CREATIVE COMPONENT IN THE STUDY INFORMATION TECHNOLOGY FOR THE HUMANITIES

Kosnyreva Lyudmila Vladimirovna
Kemerovo State University
Assistant of the Department of Journalism and Russian literature of XX century

Abstract
This article is devoted to the interaction of human and technologicalcal ap-proaches in the formation of competencies for students in the humanities disci-plines to develop professional cycle.

Keywords: information technology


Библиографическая ссылка на статью:
Коснырева Л.В. Творческая составляющая при изучении информационных технологий для гуманитариев // Современная техника и технологии. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2015/03/6092 (дата обращения: 16.07.2023).

Информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных технологий. Внедрение персональных компьютеров и развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на его мировоззрение, систему личностных ценностей. Это требует наличия у современных людей определенных умений и навыков, как в их профессиональной деятельности, так и для комфортного существования в общественной и личной жизни.

В связи с непрерывным совершенствованием технических характеристик и программного обеспечения, персональные компьютеры становятся все более привлекательным и эффективным инструментом исследований в гуманитарных науках, создаются реальные возможности для применения новых информационных технологий в работе гуманитария.

В настоящее время можно говорить, во-первых, об ускоренном развитии предметных гуманитарных информатик: филологической, в области права, исторической и других; во-вторых, о дифференциации развития общей информатики на два направления: техническое, связанное с развитием электронной техники, и гуманитарное, изучающее проблемы взаимодействия человека и компьютера, включение информационных технологий в жизнь человеческого общества, их применение в гуманитарной сфере. [1]

Исторически сложилось так, что информационные технологии развивались сами по себе, находя свое применение в точных дисциплинах, а гуманитарное образование – само по себе, независимо от них. Делались попытки приобщить гуманитариев к информационным технологиям посредством преподавания им программирования. Некоторые люди с гуманитарным складом ума не желали (или не могли) осваивать, как они считали, «точные» науки. И только с развитием вычислительной техники и программного обеспечения в виде языков программирования высоких уровней, информационные технологии стали находить свое применение не только в гуманитарных исследованиях, но и в гуманитарном образовании. [2]

Исследование проводилось на базе юридического факультета и факультета филологии и журналистики Кемеровского государственного университета, в ходе изучения дисциплины: «Информационные технологии в юридической деятельности», «Современные информационные технологии» на 1 курсе.

Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении студентов являются: способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии; способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; повышение роли самостоятельной работы студента.

Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана на использовании мультимедийных творческих проектов.

Разработка творческого проекта предусматривает самостоятельную работу студентов по изготовлению мультимедийного контента (web-сайт, презентация, аудио- видео ролики). Выполнение проекта способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, инициативы, системного мышления, углублению и закреплению умений и навыков.

Процесс выполнения творческого проекта включает в себя организационно-подготовительный, технологический, заключительный этапы.

Организационно-подготовительный этап состоит в анализе целевой аудитории, изучении потребности в определенных материалах, сборе информации по выбранной тематике. На этом же этапе выполняется структурирование проекта и выбор информационных технологий для его изготовления.

Технологический этап состоит в проектировании оригинал-макета собственного издания, заполнения модульной сетки выбранными публикациями, проанализированными статистическими данными, походящими по тематике иллюстрациями, фотографиями.

На заключительном этапе предусматриваются анализ корректности использования информации научного и познавательного характера, полученной в процессе работы в глобальной сети. Презентация собственного научного и творческого продукта.

Творческие задания по созданию мультимедийных презентаций «Информационные технологии в юридической деятельности» выполнили шесть групп студентов юридического факультета и «Зачем журналисту Интернет?» три группы студентов-журналистов. Обязательным условием было создание аудио-ролика с экспертным мнением по заданной теме, либо интервьюирование.

В ходе работы отмечена высокая активность студентов, креативность, творческий подход, чувство юмора. То есть соединение гуманитарного и технологического подходов в формировании компетенций у студентов-гуманитариев показало свою эффективность и такой синтез можно рекомендовать для освоения дисциплин профессионального цикла.

Получая техническое задание, студенты-гуманитарии проявляют интерес, потому что происходит стимулирование интеллектуальной активности, усиление учебной мотивации, развитие способностей самообучения на основе расширения и углубления учебных технологий.

На изучение дисциплины «Информационные технологии» в учебном плане отводится очень мало времени, но если давать творческие задания, то за небольшое количество занятий можно добиться эффективного формирования у студентов углубленных знаний в области современных информационных и коммуникационных технологий, информационной культуры в процессе самообразования и повышения квалификации.


Библиографический список
  1. Афанасьев К. Е., Шмакова Л. Е. Компьютерная обработка информации / учебное пособие для гуманитариев, Кемерово 2005.
  2. Несговорова Г. П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях и гуманитарном образовании -  http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_21_nesgovorova_gum.pdf


Все статьи автора «lyudmilakos»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: