На сегодня использование технологий ускорили выполнение большинство процессов. Ученые утверждают, что информационные технологии (ИТ) являются основным показателем новой эпохи. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют активно использовать их в любой сфере деятельности.
Обсуждение проблем, связанных с развитием уже устоявшихся процессов является актуальным вопросом. С появлением новых Интернет-технологий, которые изменили возможности пользователей, возникает вопрос, связанный с модернизацией, действия которой направлены на изменения или улучшения работоспособности определенного функционала [1, 3, 4].
Использование Интернет-технологий актуальны не только в промышленной деятельности, в которой основной целью является получение прибыли, но и в образовательной, где задачами применения сети направлены на обмен опытом, участие в открытом обсуждении новейших тенденций, решение научных проблем [2, 3, 4]. Одной из таких технологий является сайт для проведения Международной Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» (ИП-технологии), основная цель которой – поддержка и стимулирование педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей в условиях информатизации общества и системы образования [7, 3].
Сайт предназначен: для приема материалов на конкурс; для просмотра представленных материалов; оценки работ экспертной комиссии; предоставление информации и результатов по конференции.
Пользователей сайта можно разделить на группы в соответствии с правами доступа: организаторы, экспертная комиссия, участники-слушатели, участники-докладчики, администратор, посетитель [9].
И для того, чтобы сайт не терял свою функциональность, оставался визитной карточкой и мог учитывать мнения пользователей конференции-конкурса необходимо контролировать его работу. Для новых требований составляют техническое задание, которое будет учитывать потребности заказчика [9]. При модернизации технологии также учитывают финансовые ресурсы, которые необходимо заранее предусмотреть. Для этих целей проводится расчет экономической эффективности проекта с использованием количественных (финансовых) методов [12]. Данная группа методов является ключевым способом выбора приоритетных проектов.
К финансовым методам относят:
- ROI – возврат на инвестиции в проект, относительный показатель, показывающий отношение дохода от и инвестиции к ее размеру;
- PP – период окупаемости проекта;
- NPV – чистая приведенная стоимость, учитывающая временную стоимость денег (денежная единица сегодня стоит дороже, чем завтра);
- IRR – внутренняя ставка окупаемости, величина, показывающая стоимость финансирования проекта;
- CapEx – капитальные затраты предприятия, которые создают его будущую выгоду;
- OpEx – операционные затраты, деньги, которые предприятия тратят на то, чтобы из существующих активов получить какой-либо бизнес-результат;
- EVA – экономическая добавленная стоимость, позволяющая сравнить отдачу от проекта со стоимостью капитала инвестора;
- TCO – совокупная стоимость владения [8, 10, 13].
ТСО является основным инструментом в экономическом анализе ИТ, для которых определяет соотношение прямых и косвенных затрат [8]. Для оптимизации функционирования сайта Интернет-конференции-конкурса была рассчитана эффективность от модернизации, используя метод TCO [7, 9].
Основным этапом расчета эффективности являлось распределение затрат. К прямым учитывали затраты, которые оказывают влияние на проект:
- затраты на управление – контроль за работой сетевого оборудования и функционирование сети в целом. Целью является достижение параметров функционирования информационных систем (ИС), соответствующих потребностям пользователей. Пользователи оценивают работу технологии не по характеристикам сетевого трафика, применяемым протоколам, времени отклика серверов на запросы определённого типа и особенностям выполняемых сценариев управления, а по поведению приложений, ежедневно запускаемых на компьютерах;
- затраты на поддержку – персонал, функционирование справочной службы, обучение, закупки, подготовка контрактов на поддержку системы;
- затраты на модернизацию – модернизация системы, согласно техническому заданию, разработка соответствующей документации, тестирование;
- затраты на телекоммуникацию – относятся: затраты, связанные с проверкой и контролем оптимизации хранящихся данных; затраты, связанные с обеспечением доступа к данным и устройствам хранения информации; затраты по конфигурированию, управлению и оптимизации систем резервного копирования [1].
При модернизации стояли важные вопросы, которые рассматривают проект с технической точки зрения:
- позволят ли старые технические средства в случае обновления частично компенсировать затраты на модернизацию;
- временные затраты на замену программных средств;
- все ли техническое оснащение будет обновлено.
В проекте были сформированы косвенные затраты, которые связаны с использованием ИТ, но не входят в бюджеты подразделений или слабо ими контролируются. В рамках задачи были рассмотрены следующие категории: затраты на контроль, отправку и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, потери от плановых и внеплановых простоев, расходы на помещение, коммунальные услуги и поддержку административного и конторского персонала [1].
При расчете совокупной стоимости важно понимать, как будет изменяться показатель во время модернизации, т.е. необходимо постоянное отслеживание показателя, с целью соблюдения оптимального соотношения в структуре затрат и внесения своевременных корректировок. Поэтому было предусмотрено рассматривать следующие реализации проекта: минимальный (начальный), промежуточный, полный (завершающий) [1, 12].
Таким образом, расчет TCO проводился с учетом уникальности технологического развития и традиций ведения деятельности организации. Выбранный метод при характеристике проекта позволил принять решение о модернизации технологии при следующих ситуациях: прогнозирование затрат на поддержку последующие периоды; обоснование ИТ-решения за счет анализа возможных скрытых затрат; оптимизация затрат на ИТ [8, 13].
Библиографический список
- Борисов С.А., Плеханова А.Ф., Клименко О.Н. Особенности учета затрат на осуществление проектов в области информационных систем // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12655 (дата обращения: 04.03.2015).
- Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Актуальность проведения заочных конференций посредством применения веб-технологий для удаленной активизации научной деятельности / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. – Т. 4/ под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014 – 250 с. – С. 180-183.
- Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – С. 573-575 –978-5-9556-0165-6.
- Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями/ Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24 октября 2014 года) – в 4-х томах, Том 1. – Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2014 – 196 с. – C. 99-101.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. № 4. С. 53-56.
- Романова М.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие/М.В. Романова. – М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». Магнитогорск, 2009.
- Сайт «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования-2014» [Электронный ресурс]. – URL: http://ip2014.it-edu.ru.
- Скокова И.К. Применение метода «Совокупная стоимость владения» для оценки ИТ-проектов / И.К. Скокова, Г.Н. Чусавитина // Эволюция экономических наук: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 июня2014 г, г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2014. – 46 с. – С.21-26.
- Скокова И.К. Разработка концепции модернизации сайта Интернет-конференции-конкурса [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. 2015. URL: http://sci-article.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
- Старков А.Н. Возможности и результаты применения метода экспертных оценок для определения значимости показателей качества деятельности ДОУ / С.Ф. Багаутдинова, Н.Г. Корнещук, Г.Ш. Рубин, А.Н. Старков // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – №2. – С. 35-38 (Реестр ВАК Минобрнауки РФ).
- Сторожева Е.В. Моделирование процесса формирования экономической грамотности студентов в структуре дополнительного образования ВУЗА / Е.В. Сторожева, А.С. Валеев, Т.В. Кружилина, А.Н. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 176-182.
- Сторожева Е.В. Совершенствование качества внешнеэкономических связей предприятий в условиях интегрированного хозяйствования (на примере России и Казахстана): монография / Е. В. Сторожева. – М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». Магнитогорск, 2010.
- Чусавитина Г. Н., Макашова В.Н. Использование информационных технологий в управлении проектами. Магнитогорск: МаГУ, 2013.52с.