Болонский процесс, в который в 2003-м году включилась и РФ, предполагает двухуровневую систему профессиональной подготовки. Успеваемость подсчитывается в рамках так называемой кредитной системы, т.е. обучающийся должен за определённый промежуток времени (семестр, учебный год, курс обучения) набрать определённое количество баллов. Проблема оптимизации балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов посредством разработки информационных систем является одной из наиболее актуальных в современном образовании. В нашем исследовании поставлена следующая задача: разработка схемы процесса функционирования информационной системы, обеспечивающей балльно-рейтинговую систему.
Работа БРС заключается в получении из информации об успеваемости ведомостей и отчётов об аттестации учащихся при помощи информационной системы на основе балльно-рейтинговой карты. При анализе предметной области стало ясно, что при моделировании БРС внимание следует уделить связям между сущностями, участвующим в отслеживании успеваемости учащихся. Именно поэтому было принято решение построить ER-модель БРС.
Рисунок 1 – Модель сущность-связь
Entity Relationship модель, то есть модель сущность-связь, построена по методологии IDEF1X и состоит из элементов, которые непосредственно задействованы в ИС обеспечения БРС. Она строится на основной единице – отдельном занятии, во время которого учащимся проставляются баллы. Общий балл студента и статус его аттестации в семестре записывается в отдельный отчёт. У каждой сущности предполагается собственный уникальный числовой идентификатор, он и является атрибутом-ключом. Однако у студента таким ключом служит номер зачётной книжки. Сущность «нагрузка» определяет суммарное количество учебных часов по дисциплине, которые, в свою очередь, разбиваются на модули, атрибутами которых также является максимальное количество баллов за различные типы занятий. На схеме присутствуют справочные сущности (форма обучения, кафедра и тип занятия), содержащие лишь атрибуты идентификатора и названия. Сущность «студент» взаимосвязана напрямую с сущностями балла, группы и формы обучения, взаимодействие с другими сущностями осуществляется косвенно через связь с баллом.
В итоге можно констатировать, что при разработке информационных систем любых масштабов и конфигурации необходимо проводить предварительно всестороннее моделирование, дабы при реализации концентрироваться на, собственно, имплементации системы, а не отвлекаться на её доработку.
Библиографический список
- Карасев Е.М., Карасева Л.М., Кулаков П.А. Моделирование базы данных балльно-рейтинговых карт дисциплин// Математическое моделирование процессов и систем: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., 4-6 декабря 2014 г., г. Стерлитамак / под общ. ред. С.А. Мустафиной. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. 156 с. С. 132-135.
- Карасев Е.М., Кулаков П.А. Функциональная модель единой информационной системы ВУЗа // Современное общество, образование и наука: сборник науч. трудов по материалам междунар. научно-практ. конф.: в 9 частях. Часть 7. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 87-89.
- Карасев Е.М., Кулаков П.А., Карасева Л.М. Концептуальная модель единой информационной системы ВУЗа // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные направления разработки и использования информационных технологий в образовании». 2014. Режим доступа:http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/konceptualnaja_model_edinoj_informacionnoj_sistemy_vuza/26-1-0-204 (Дата обращения: 16.04.2015).