УДК 378.14:004

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Буранбаев Айдар Маратович
Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Стерлитамак

Аннотация
Данная статья описывает структуру модели «сущность-связь», которая демонстрирует концепт балльно-рейтинговой системы в учебном заведении, состоящей из сущностей, которые формируют базу данных информационной системы. Сама информационная система контролирует процесс обучения, отслеживая полученные студентами баллы, собирая статистику и генерируя отчёты, базирующиеся на них.

Ключевые слова: информационная система, модель сущность-связь, образование, система оценивания знаний


INFORMATION MODEL OF RATING-BASED GRADING SYSTEM

Buranbayev Aidar Maratovich
Sterlitamak Branch of Ufa State Aviation Technical University

Abstract
The paper describes the structure of entity relationship (ER) model, which demonstrates the concept of rating-based grading system in educational facility, consisting of entities, which form the database of information system. The information system itself controls the educational process by tracking grades received by students, collecting statistics and generating reports based on them.

Keywords: education, entity relationship model, grading system, information system


Библиографическая ссылка на статью:
Буранбаев А.М. Информационная модель балльно-рейтинговой системы // Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2015/04/6447 (дата обращения: 13.09.2024).

Болонский процесс, в который в 2003-м году включилась и РФ, предполагает двухуровневую систему профессиональной подготовки. Успеваемость подсчитывается в рамках так называемой кредитной системы, т.е. обучающийся должен за определённый промежуток времени (семестр, учебный год, курс обучения) набрать определённое количество баллов. Проблема оптимизации балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов посредством разработки информационных систем является одной из наиболее актуальных в современном образовании. В нашем исследовании поставлена следующая задача: разработка схемы процесса функционирования информационной системы, обеспечивающей балльно-рейтинговую систему.

Работа БРС заключается в получении из информации об успеваемости ведомостей и отчётов об аттестации учащихся при помощи информационной системы на основе балльно-рейтинговой карты. При анализе предметной области стало ясно, что при моделировании БРС внимание следует уделить связям между сущностями, участвующим в отслеживании успеваемости учащихся. Именно поэтому было принято решение построить ER-модель БРС.

Рисунок 1 – Модель сущность-связь

Entity Relationship модель, то есть модель сущность-связь, построена по методологии IDEF1X и состоит из элементов, которые непосредственно задействованы в ИС обеспечения БРС. Она строится на основной единице – отдельном занятии, во время которого учащимся проставляются баллы. Общий балл студента и статус его аттестации в семестре записывается в отдельный отчёт. У каждой сущности предполагается собственный уникальный числовой идентификатор, он и является атрибутом-ключом. Однако у студента таким ключом служит номер зачётной книжки. Сущность «нагрузка» определяет суммарное количество учебных часов по дисциплине, которые, в свою очередь, разбиваются на модули, атрибутами которых также является максимальное количество баллов за различные типы занятий. На схеме присутствуют справочные сущности (форма обучения, кафедра и тип занятия), содержащие лишь атрибуты идентификатора и названия. Сущность «студент» взаимосвязана напрямую с сущностями балла, группы и формы обучения, взаимодействие с другими сущностями осуществляется косвенно через связь с баллом.

В итоге можно констатировать, что при разработке информационных систем любых масштабов и конфигурации необходимо проводить предварительно всестороннее моделирование, дабы при реализации концентрироваться на, собственно, имплементации системы, а не отвлекаться на её доработку.


Библиографический список
  1. Карасев Е.М., Карасева Л.М., Кулаков П.А. Моделирование базы данных балльно-рейтинговых карт дисциплин// Математическое моделирование процессов и систем: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., 4-6 декабря 2014 г., г. Стерлитамак / под общ. ред. С.А. Мустафиной.  Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. 156 с. С. 132-135.
  2. Карасев Е.М., Кулаков П.А. Функциональная модель единой информационной системы ВУЗа // Современное общество, образование и наука: сборник науч. трудов по материалам междунар. научно-практ. конф.: в 9 частях. Часть 7.  Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 87-89.
  3. Карасев Е.М., Кулаков П.А., Карасева Л.М. Концептуальная модель единой информационной системы ВУЗа // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные направления разработки и использования информационных технологий в образовании». 2014. Режим доступа:http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/konceptualnaja_model_edinoj_informacionnoj_sistemy_vuza/26-1-0-204 (Дата обращения: 16.04.2015).


Все статьи автора «Буранбаев Айдар Маратович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: