Сегодня инклюзивное образование является актуальным вопросом, так как в России с каждым годом растет число людей с нарушениями здоровья. Данной проблеме в настоящее время уделяется много внимания. Согласно закону «Об образовании в РФ» каждый человек имеет право на образование, независимо от его индивидуальных особенностей. Для осуществления этого права необходимо создать такие условия, которые позволят инвалидам и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получать беспрепятственное профессиональное образование.
Распространение инклюзивного образования предполагает повышение качества жизни инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальную адаптацию, повышение уровня культуры и возможность профессиональной реализации в трудовой деятельности. Однако, если посмотреть на нынешнее положение людей с ОВЗ на рынке труда в нашей стране, то их занятость в трудовой сфере весьма низкая. На данный момент в нашей стране не все профессиональные учебные заведения готовы обеспечить подготовку инвалидов на уровне, гарантирующем конкурентоспособность.
В соответствии с законом «Об образовании» профессиональное образование обучающихся с ОВЗ должно осуществляться при помощи адаптированных образовательных программ. Данные программы должны обеспечить усвоение всех компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Важный компонент данных программ для осуществления инклюзивного образования — это наличие адаптационных модулей, которые разрабатываются образовательным учреждением и включаются в учебный план. Адаптационные модули не являются обязательными, а осваиваются обучающимся по выбору в соответствии с рекомендациями педагогов. ФГОС профессионального образования не допускают различий студентов с ОВЗ от остальных студентов в отношении освоения образовательной программы, компетенций и профессиональной подготовки. Однако необходимо учитывать особенности таких студентов, чтобы создать равные условия подготовки. Это можно сделать благодаря включению таких дисциплин в вариативную часть образовательной програмы.
При разработке адаптационных образовательных дисциплин необюходимо учесть некотрые аспекты, которые будут способствовать усвоению компетенций с учетом различных нозологий студетов.
Одним из таких аспектов является создание безбарьерной среды для жизнедеятельности в образовательном учреждении. Другой аспект – создание в образовательном учреждении научно–методического центра по работе со студентами с ОВЗ. Третий аспект – создание развивающей адаптивной среды, путем оснащения программно-техническим обеспечением. Четвертый аспект — это использование дистанционного обучения студентов-инвалидов.
Особое значение в инклюзивном образовании имеет компетенция, связанная с работой с информацией. Поэтому есть необходимость разработки модуля «Адаптивные информационные технологии», направленная на освоение студентами-инвалидами системы теоретических знаний, овладение навыками и умениями использования информационно-коммуникационных технологий, а также специальных информационно-технических и программных средств, для испоьзования в учебной и профессиональной деятельности, независимо от индивидуальных возможностей студентов.
Целью курса является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для работы на персональном компьютере.
Задачами дисциплины являются: изучение основ работы с операционной системой; изучение основ работы в офисных пакетах и пакетах прикладных программ специального назначения; изучение основ работы с мультимедийной информацией; формирование навыков использования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности; формирование у студентов умения обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений возможностей здоровья.
В содержании дисциплины предлагается изучение универсальных информационных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств [2].
Операционная система Microsoft Windows обладает специальными возможностями для людей с ограниченными возможностями. К таким специальным возможностям относятся экранная лупа, экранная клавиатура, экранный диктор, программа для распознавания речи. Помимо встроенных программ в Windows есть также программы, которые разрабатываются другими разработчиками. И даже помимо указанных инструментов, компьютерные настройки позволяют подстроить персональный компьютер под себя лицам с различными нозологиями.
Таким образом, использование современных технологий может облегчить получение образования лицам с ОВЗ. Разнообразие программных средств позволяет создать таким лицам создать для себя комфортную среду для обучения. А создание такого модуля, который адаптирует их и научит пользоваться всеми возможностями современных технологий только облегчит и ускорит этот процесс.
Библиографический список
- Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. – 190 с.
- Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ,2011. – С. 386 -390.
- Макашова В.Н., Макашов П.Л. Совершенствование подготовки студентов ВУЗА направления «Бизнес-информатика» на основе применения бизнес-симуляторов. В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 573-577.
- Макашова В.Н., Чусавитина Г.Н. Модернизация ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений в целях обеспечения информационной безопасности / В.Н. Макашова, Г.Н. Чусавитина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2014. -Т. 1. -№ 1 (9). – С. 632-638.
- Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии: практикум. -Магнитогорск, 2011. – 188 с.
- Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13203 (дата обращения: 13.01.2016).
- Новикова И.Н., Желтякова М.В., Инашвили С.Я. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13200 (дата обращения: 15.01.2016).
- Новикова И.Н., Шагиева А.К., Инашвили С.Я. Применение проектного менеджмента в сфере образования // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. -С. 160 -162;
- Пиший С.А., Макашова В.Н. Портфолио бакалавра как средство оценивания результатов обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/56143 (дата обращения: 19.10.2015).
- Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография / Е. М. Разинкина, В. Н. Макашова, 3.М. Уметбаев, И. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.