УДК 62

ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОСКОПИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Попов Алексей Александрович1, Баранец Андрей Степанович2, Губанов Дмитрий Валерьевич3, Петухов Виталий Леонидович4
1ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», управляющий
2ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
3ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
4ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт

Аннотация
В данной статье авторы раскрывают важность дефектоскопии рельсового пути для безопасной эксплуатации железнодорожных путей предприятий страны. Указывается на недостаточность нормативной информации для проведения данных работ и на необходимость развития методологии и правил проведения дефектоскопии железнодорожных путей необщего пользования.

Ключевые слова: железнодорожный путь предприятия, нормативная документация, техническое диагностирование


QUESTIONS INSPECTION OF RAILWAY TRACKS NON-PUBLIC ENTERPRISES

Popov Alexey Alexandrovich1, Baranets Andrey Stepanovich2, Gubanov Dmitry Valerievich3, Petukhov Vitaly Leonidovich4
1LLC "Center of Expertise of industrial safety", general manager
2LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
3LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
4LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer

Abstract
In this article, the authors reveal the essence of the inspection of the track for the safe operation of railways companies in the country. It indicates a failure of regulatory information for these works and the need to develop the methodology and rules for the inspection of railways uncommon.

Библиографическая ссылка на статью:
Попов А.А., Баранец А.С., Губанов Д.В., Петухов В.Л. Вопросы дефектоскопии железнодорожных путей необщего пользования предприятий // Современная техника и технологии. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/03/9740 (дата обращения: 12.07.2023).

Дефектоскопия рельсовых железнодорожных путей необщего пользования проводится на основании документов, регламентирующих дефектоскопию рельсов для железной дороги общего пользования.

Большинство предприятий России имеет собственные подъездные пути – железнодорожные пути необщего пользования, проходящие по территории предприятий, организаций и служащие для перевозки грузов (в том числе опасных грузов).

Железнодорожные пути необщего пользования – это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Руководство предприятий, имеющих собственные подъездные пути, обязано особое внимание уделять техническому состоянию сооружений железнодорожного хозяйства.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Ранее для путей необщего пользования (путей промышленных предприятий), как обособленных единиц транспортной железнодорожной сети РФ, требования к состоянию путей, стрелочных переводов, периодичность, сроки, объекты и средства диагностики регламентировались нормативной документацией «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» (№ АН-22-Р), однако, Приказом министерства транспорта Российской Федерации № 169 от 13.06.2012 г. данный документ был отменен. В данный момент времени при технической эксплуатации всех железнодорожных путей России, в том числе железнодорожных путей необщего пользования, применяются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации». В данном документе одинаковые требования ко всем железнодорожным путям указаны в приложении № 1 «Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства».

Дефектоскопия железнодорожных рельсов крайне важна при обследовании как линейных участков железной дороги, так и стрелочных переводов. Также необходима дефектоскопия для старогодных рельсов, которые чаще всего используются для укладки и замены на путях предприятий. Ультразвуковая дефектоскопия позволяет отбраковать дефектные рельсы, а дефектоскопия стрелочного перевода поможет подобрать по-настоящему качественный (в т.ч. старогодный) рельс, еще до укладки в путь, экономя ресурсы предприятия. Также периодическая дефектоскопия рельсов, уложенных в железнодорожных путях необщего пользования, позволяет выявить основные дефекты рельсов в начальной стадии развития для предупреждения изломов рельсов пути, приводящих, как правило, к значительным потерям ресурсов и времени на восстановление исправности пути и подвижного состава.

Для контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры применяются путеизмерительные вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, дефектоскопные тележки, лаборатории по дефектоскопии. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ» рельсы и стрелочные переводы на главных и приемоотправочных железнодорожных путях должны проверяться (диагностироваться) с использованием вагонов-дефектоскопов, дефектоскопными тележками по графику (графикам), утвержденному, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Данный график в отменённом документе «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» (№ АН-22-Р) был ограничен временными периодами между проведением дефектоскопии: два раза в год для главных и приёмоотправочных путей и путей перевозки горячих грузов и не реже одного раза в год для остальных путей. В действующем документе данные ограничения сняты, и периодичность дефектоскопии теперь устанавливает владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей.

Ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных путей необщего пользования имеют право проводить только лаборатории неразрушающего контроля (НК), аттестованные в системе Ростехнадзора России в соответствии с ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля». Требования к подготовке и сертификации персонала лаборатории НК изложены в ПБ-03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля». Для специалистов лаборатории НК (дефектоскопистов) главным и, практически, единственным документом, регламентирующим ультразвуковую дефектоскопию рельсовых путей железных дорог, является ГОСТ 18576-96 «Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые», утверждённый 4 июля 2001 года, который сильно отстал от развития средств контроля железнодорожных рельсов. Для путей общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» дефектоскопия регламентирована Распоряжение ОАО “РЖД” от 09.09.2011 г. № 2036р (ред. от 04.10.2011 г.) «Об утверждении и вводе в действие Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО “РЖД”», учитывающий основные направления технического и организационного развития системы неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО “РЖД” с учетом развития данной отрасли.

При дефектоскопии рельсовых железнодорожных путей необщего пользования ввиду их, как правило, незначительной протяжённости и довольно недешёвого использования моторизированных дефектоскопов, мотрис и вагонов-дефектоскопов, используются ручные дефектоскопические тележки двухниточные, предназначенные для одновременной диагностики обеих нитей рельсового пути железной дороги, и однониточные, позволяющие исследовать рельс в любом направлении и оптимально производить дефектоскопию стрелочных переводов.

Классификация обнаруживаемых при сплошном и выборочном ультразвуковом контроле дефектов рельсового железнодорожного пути необщего пользования производится в соответствии с классификатором, применяемым для путей общего пользования (НТД/ЦП-(1-3)-93), так как иные документы не предусмотрены в нормативно-технической базе для путей предприятий. И, хотя дефекты для любых железнодорожных рельсов идентичны, указания по эксплуатации пути с обнаруженным дефектом, восстановления исправного состояния рельсов, сроках замены остродефектных рельсов, скоростные режимы и пропуск по путям с дефектными рельсами для ряда дефектов не вполне соответствуют специфике железнодорожных путей предприятий. Порядок пропуска поездов по рельсам и элементам стрелочных переводов, имеющих опасные дефекты (остродефектные), до их замены устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Документов, регламентирующих сроки выполнения данных действий владельцев путей необщего пользования, нет.

По результатам ультразвуковой дефектоскопии составляется заключение, к которому прилагаются распечатанные участки дефектных мест рельсового пути и дефектограмма рельсового пути в электронном виде. Форма отчёта, протоколов, дефектограмм не регламентирована нормативной документацией для железнодорожных путей необщего пользования и составляется специалистами лаборатории неразрушающего контроля в любом удобном для них виде.

В заключении хотелось бы ещё раз обозначить, что нормативная документация, как по содержанию и эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в целом, так и по рельсовой дефектоскопии в частности, которые бы учитывали специфику данных путей значительно отстаёт от документов, разработанных для путей общего пользования ОАО «РЖД».


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (с изменениями).
  2. Федеральный закон № 18-ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», принят Государственной Думой 24.12.2002 г. (изменения от 01.12.2014 г.).
  3. «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (ред. от 30.03.2015 г.), утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286.
  4. ГОСТ 18576-96 «Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.07.2001 г. № 257-ст).
  5. «Положение о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО “РЖД”», утверждённое распоряжением ОАО “РЖД” от 09.09.2011 г. № 2036р (ред. от 04.10.2011 г.).
  6. В.В. Белых, Е.Л. Игнатова. «Техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности железнодорожных путей необщего пользования».- Статья в РСП-эксперт № 1/2010.
  7. Материалы базы данных нахождения остродефектных рельсов компании «ТВЕМА».


Все статьи автора «Губанов Дмитрий Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: