При техническом обслуживании №1 через 2000 км пробега необходимо проверить уровень масла в агрегатах трансмиссии и при возникшей необходимости дозаправить его до нормы. При обнаружении утечки – выяснить её причину и устранить [1].
При проверке уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 применяются следующие инструменты и принадлежности из ЗИП машины: ключ коловоротный 12 мм, ключи гаечные 10×12, 14×17 мм, ключ торцовый 24 мм, ключ квадратный 10 мм, отвертка, ключи кольцевые 17×19 и 24×30 мм, шприц для заливки масла, ветошь[2, 3].
Краткие сведения о трансмиссии БТР-80. На машине применена механическая ступенчатая трансмиссия (рисунок 1), агрегаты и механизмы которой передают и преобразуют по величине и направлению крутящий момент от двигателя к колесам, а также гребному винту водометного движителя и к редуктору лебедки.
Каждый мост БТР-80 приводится в действие от раздаточной коробки машины с помощью независимой карданной передачи, что значительно повышает живучесть бронетранспортера в бою. Два передних моста являются управляемыми.
Агрегаты трансмиссии (в первую очередь раздаточная коробка) работают под большими нагрузками и поэтому требуют постоянного смазывания. При малом количестве масла (его определяют по уровню масла в картере) агрегат может выйти из строя.
Рисунок 1 – Схема трансмиссии бронетранспортера БТР-80
Состав трансмиссии БТР-80 представлен согласно таблице 1.
Т а б л и ц а 1 – Состав трансмиссии бронетранспортера БТР-80
Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправка их до нормы при необходимости. Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии представлены согласно рисунку 2.
Рисунок 2 – Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии
Проверку уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправку их до нормы при необходимости следует проводить согласно таблице 2.
Т а б л и ц а 2 – Смазочные работы, выполняемые при проверке масла в агрегатах трансмиссии БТР-80 при ТО-1
Для того, чтобы проверить уровень масла в коробке передач необходимо:
- снять щиток над коробкой передач в десантном отделении слева по ходу движения машины (рисунок 3);
Рисунок 3 – Снятие щитка над коробкой передач в десантном отделении
- вывернуть пробку с указателем (рисунок 4) уровня масла из заправочной горловины, протереть насухо указатель и вставить его снова до упора пробки в резьбу горловины не заворачивая. Масло должно покрывать указатель до отметки В. Если уровень масла окажется ниже указанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив её от пыли и грязи.
а
б
а – проверка уровня масла в коробке передач; б – пробка с указателем уровня масла
Рисунок 4 – Проверка уровня масла в коробке передач
Для проверки уровня масла в раздаточной коробке следует:
- поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;
- вывернуть указатель уровня масла (рисунок 5) и протереть его ветошью;
Рисунок 5 – Проверка уровня масла в раздаточной коробке
- вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя. При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла;
- завернуть указатель уровня масла. Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом;
- опустить на место левое многоместное сиденье десанта.
Уровень масла в первом, во втором и в третьем мостах проверять
Г-образным ключом квадратного сечения из ЗИП машины, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рисунок 6, а).
а б
а – проверка уровня масла в первом, во втором и в третьем мостах; б – проверка уровня масла в четвертом мосту
Рисунок 6 – Проверка уровня масла в мостах бронетранспортера БТР-80
Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста. При этом ключ вставлять до упора вниз, прижимая его к передней кромке отверстия и к полуоси, как показано на рисунке 6, б.
ДЛЯ СПРАВКИ. Для заправки и слива масла в первом, втором и третьем мостах предусмотрены отверстия, закрываемые пробками и уплотнительными кольцами, расположенные соответственно в верхней и нижней частях картеров мостов. Для заправки масла в четвертый мост служит отверстие, расположенное около левого фланца картера моста. Отверстие заглушается конической пробкой. Для слива масла служит отверстие, аналогичное отверстиям в остальных мостах.
Для проверки уровня масла в колесных редукторах:
- отвернуть пробку заправочного отверстия;
- уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки заправочного отверстия. Если уровень масла ниже, то дозаправить картер свежим маслом с помощью заправочного шприца до уровня нижней кромки заправочного отверстия;
- поставить на место пробку заправочного отверстия с прокладкой и затянуть ее до отказа.
Проверка масла в редукторе водометного движителя. В крышке корпуса редуктора водометного движителя выполнено маслозаливное отверстие, закрываемое пробкой с рукояткой и щупом для контроля уровня масла. На щупе имеются риски максимального П и минимального О уровня масла. Масло в корпус движителя и редуктор 2 заливается через отверстие в крышке 1 корпуса редуктора, закрываемое пробкой 6. Уровень масла контролируется с помощью щупа на пробке (таблица 2. поз.5)
Для проверки уровня масла:
- установить машину на ровной горизонтальной площадке;
- открыть правую крышку надмоторного люка;
- вывернуть пробку 6 маслозаливного отверстия;
- вынуть и вытереть насухо щуп пробки и вставить его снова в маслоналивное отверстие до упора в картер, не заворачивая пробку;
- вынуть щуп из маслозаливного отверстия. Уровень масла должен находиться между рисками П и О на щупе. Дозаправить масло при необходимости до уровня метки П с помощью шприца;
- после контроля уровня масла завернуть пробку 6 и закрыть правую крышку надмоторного люка.
Для проверки уровня масла в лебедке:
- снять лист пола над лебедкой;
- вывернуть пробку контрольного отверстия 32 (рисунок 7). Уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки контрольного отверс-тия 7. Если уровень масла ниже, то следует вывернуть пробку маслозаливного отверстия;
- дозарпавить свежее масло через маслозаливное отверстие 7 до уровня нижней кромки контрольного отверстия 32;
- установить на место пробки маслозаливного и контрольного отверстия, затянув их до отказа.
7 – пробка маслозаливного отверстия; 32 – пробка контрольного отверстия;
Рисунок 7 – Лебёдка
Для заливки и дозаправки масла в агрегаты в комплекте ЗИП машины имеется шприц (рисунок 8) с рабочим объемом 320 см3.
Рисунок 8 – Шприц для залива масла
Если при осмотре была обнаружена утечка масла в агрегатах трансмиссии, то сразу необходимо выяснить её причину и устранить. После этого довести уровень масла до нормы.
Если утечка масла оказалась значительной, то для дозаправки агрегата трансмиссии целесообразно использовать устройства и нагнетатели для заправки маслом узлов и механизмов машин, которые имеются на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин ПТОР.
Библиографический список
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.
- Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
- Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.